Цыплят посчитали летом


Ирина СКЛЯРОВА

Начало лета ознаменовалось бурной нормотворческой активностью. Это неудивительно: заканчивает весеннюю сессию Государственная дума, правительство также не хочет оставлять большой задел на жаркие месяцы, представив наиболее радикальные из своих предложений до начала летнего законодательного расслабления.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПЕРЕРЕГИСТРИРУЮТ

С 1 июля в России кардинально изменился порядок регистрации юридических лиц. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129 «О государственной регистрации юридических лиц» и Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 «Об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» предпринимателей теперь регистрируют не регистрационные палаты, а органы Министерства по налогам и сборам. Юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу новой системы, до 1 января 2003 года должны переоформить свои свидетельства. Невыполнение этого требования будет являться основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица.

Новый порядок регистрации вполне обоснованно назван «системой одного окна». Документы на регистрацию, а именно: заявление, решение учредителей о создании юридического лица, устав предприятия и квитанцию об оплате госпошлины в размере 2 тыс. руб. — нужно подавать непосредственно в территориальную налоговую инспекцию. Минуя при этом регистрационную палату, нотариуса, отделения Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, органы статистики, пожарный надзор и санэпиднадзор. Срок рассмотрения документов — пять дней; таким образом, на шестой день налоговый орган обязан выдать предпринимателю оформленное по всем правилам свидетельство. Остальные инстанции — внебюджетные фонды и госнадзоры — будут оповещены о регистрации юридического лица автоматически. Отказать в регистрации заявителю можно только по двум причинам: при неполном пакете представленных на регистрацию документов или сдаче документов не в свой территориальный налоговый орган.

За несоблюдение сроков регистрации и необоснованный отказ в регистрации чиновнику грозит штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или административный арест. А за особо тяжкие нарушения, например оформление документов за взятку, если она будет доказана, — уголовное наказание; соответствующие поправки уже внесены в Уголовный кодекс РФ. Между тем штрафные санкции могут применяться и к заявителю в случае предоставления в регистрирующий орган недостоверной информации. Штраф составит от 100 до 200 МРОТ. За особо серьезные правонарушения, например, если будет установлена попытка зарегистрировать юридическое лицо на фальшивый паспорт, наказать заявителя вправе лишением свободы на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до года.

Однако введя новую систему регистрации, правительство не создало достаточного законодательного обеспечения для ее функционирования. Не согласованы взаимоотношения между МНС, Минюстом и Центробанком при регистрации кредитных и общественных организаций. Так, ЦБ нужно изменить ряд своих инструкций, где содержится перечень документов, необходимых предпринимателю для предоставления в банк при открытии ему кредитной линии.

РЕВЕРАНС МАЛЫМ

К концу весенней сессии Госдумы обрела законодательное оформление реформа налогообложения малого бизнеса, параметры которой озвучены главой государства еще в апреле. Цель реформы — снижение и упрощение налогового бремени малого предприятия (МП). Как планирует правительство, организациям, подходящим под определение «малое предприятие» (годовая выручка не превышает 10 млн руб., а число работников составляет от 30 до 60 человек), будет дано право выбирать между переходом на новую, упрощенную систему налогообложения и работой по обычной системе уплаты налогов. Ставка налога будет либо 8% от всей суммы дохода, либо 20% от «нетто-прибыли», то есть дохода за вычетом всех расходов. Если доход предприятия превысит 10 млн руб., но по итогам года не зашкалит за 15 млн, то за налогоплательщиком сохраняется право платить налоги в качестве малого предпринимателя.

Одновременно будет существовать и система единого вмененного налога в тех регионах, которые пожелают ее ввести. При этом список видов деятельности, допущенных к «вмененке», сокращен. На системе вмененного налога окажутся лишь предприятия рыночной розничной торговли, а также специализирующиеся на ветеринарных услугах и ремонте автотранспорта. Однако уровень вмененного налога регионы уже не смогут определять по своему усмотрению, как принято сейчас: согласно новому порядку, размер ставки — 15 %. Регионы не вправе ни завышать ее, ни занижать, делая популистские шаги перед выборами.

Несмотря на широкую «рекламу» налоговых нововведений для малого бизнеса, на практике вряд ли почувствуется серьезное облегчение налогового бремени. Новая упрощенная система налогообложения объединит в себе несколько налогов, но большинство относительно незначительных платежей, таких, как налог на имущество, плата за пользование недрами и водными объектами, придется вносить в отдельности, в дополнение к установленной ставке налога на малых предпринимателей. Отмена для них обязательства вести бухгалтерскую отчетность тоже весьма спорный плюс. Конечно, проще бухотчетность не составлять, однако ее всегда требуют банки, куда малые предприниматели обращаются с просьбой о кредите.

ПРАВИЛА ЛИШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Госдума рассмотрела один из самых многострадальных законопроектов последних лет — «О банкротстве (несостоятельности)». Первая редакция закона о банкротстве, появившаяся в 1992 году, фактически не работала, зато редакция 1998 года, действующая до сих пор, открыла плотину банкротств. Сегодня закон позволяет искусственно создавать ситуации «невозможности уплаты долга», когда кредитор избегает получать долг, поскольку его интересует собственность должника, а у должника нет никакой процедурной лазейки для расплаты с кредитором. Одна из главных новаций законопроекта, подготовленного ко второму чтению, — возможность выйти из процедуры банкротства на любой стадии. Долг в таком случае просто кладется на депозит нотариуса или суда.

Новая редакция закона «О банкротстве» значительно усиливает роль государства в процессе банкротства. В России, как нигде в мире, государство часто становится основным кредитором предприятия. Предприятия имеют огромные долги по налогам, годами их не платя, что, по сути, является беспроцентным кредитом. Иногда факт неуплаты налогов используется для перехвата собственности: если договориться с менеджером предприятия, чтобы тот в течение года не уплачивал налоги, то банкротство начинается быстро, особенно в условиях борьбы с налоговыми должниками. В прошлом году всем предприятиям был дан последний шанс реструктурировать налоговые долги, не сделавшим это угрожает банкротство, как только документы дойдут до суда. Действующий закон позволяет распродавать предприятие по дешевке, государство же вынуждено оставаться в стороне, не имея права голоса на собрании кредиторов. Поправками предлагается ввести государство в общую очередь кредиторов при конкурсном производстве. Планируется принять аукционный или конкурсный порядок продажи имущества предприятия, что должно позволить исключить случаи реализации имущества по заниженным ценам.

Не исключено, что при дальнейшей доработке законопроекта государство из общей очереди кредиторов будет выведено в приоритетную очередь, как ни угрожающе это звучит. Вопрос участия государства в процессе банкротства, по словам одного из разработчиков законопроекта председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, «с точки зрения логики самый тяжелый вопрос». Согласно Налоговому кодексу, государство, будучи кредитором, не имеет права устанавливать рассрочки по платежам, проводить зачет имущества для погашения долга. Из-за того что государство не обладает предоставленной законом возможностью договориться с кредитором, нереальным оказывается заключение мировых соглашений по тем делам о банкротстве, где в очереди стоит государство.

Кардинально меняется в законопроекте процедура назначения арбитражных управляющих. Предполагается, что лица, имеющие соответствующий аттестат, должны объединиться в несколько саморегулируемых организаций (СРО). Собрание кредиторов будет направлять в одну из них требования к кандидатуре управляющего. СРО в соответствии с этими критериями направит в арбитражный суд несколько кандидатур. После чего суд примет решение о назначении управляющего. Таким образом, собрание кредиторов может высказать арбитражному суду лишь предпочтение в отношении кандидатур, предложенных СРО. Подобная процедура назначения управляющего позволит в определенной степени исключить возможность манипулирования его действиями со стороны влиятельной группы кредиторов в ущерб интересам других кредиторов и должника. Намечено установить солидарную ответственность СРО за ущерб, нанесенный арбитражным управляющим должнику или кредиторам, для этих целей вводится страхование гражданской ответственности управляющего. По предварительным подсчетам, страховые взносы управляющего должны составлять не менее $1 тыс. ежегодно.

Законопроект устанавливает новую реорганизационную процедуру: финансовое оздоровление организации. Это позволит собственникам предприятия-должника контролировать его судьбу даже в условиях возбужденного дела о банкротстве. Вывод о необходимости проведения финансового оздоровления будет приниматься судом на основании решения собрания собственников должника и собрания его кредиторов. При этом предусматриваются такие меры защиты интересов кредиторов, как предоставление имущественного обеспечения, банковской гарантии, а также назначение административного управляющего. Он обязан контролировать реализацию предварительно одобренного собранием кредиторов плана финансового оздоровления.

Новая редакция закона о банкротстве в некоторых своих положениях повторяет недостатки действующего закона. В частности, практически неизменным остался критерий возбуждения дела о банкротстве — просроченная задолженность на сумму не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (сейчас достаточно 500 МРОТ), а также критерий признания должника банкротом — просроченная более чем на 3 месяца задолженность (как и в настоящее время).