Погоня за своим хостом


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Руководитель любой компании, открывший представительство в Сети, начинает мыслить совсем иными, новыми категориями. Ежедневное количество хостов и хитов — посещений сайта, отраженных в тех или иных рейтингах, начинает беспокоить чуть ли не больше, чем температура собственного тела. Для обретения покоя и уверенности в такой ситуации важно выбрать правильные методики мониторинга посещаемости корпоративного портала или сайта. При работе с инструментами сомнительной надежности существует большой риск получения недостоверной информации о продвижении ресурса в Интернете. Использование же подобной информации, в свою очередь, существенно ударит по электронной составляющей бизнеса.

Эффективность бизнеса в эпоху информационных технологий напрямую связана с успешностью онлайн-представительства компании в Интернете. Руководителю компании приходится овладевать новой арифметикой — методикой подсчета параметров, отражающих актуальное состояние сайта, показывающих, насколько он интересен целевой аудитории. Главным средством определения «жизнеспособности» ресурса в Интернете становится ведение мониторинга посещаемости сайта или корпоративного портала. Это единственный инструмент оценки того влияния, которое сайт оказывает как на целевую аудиторию, так и на случайных посетителей. Анализ результатов влияния позволяет улучшить работу существующего интернет-ресурса и стимулирует поиск новых возможностей.

Методика мониторинга посещаемости включает несколько обязательных форм исследований. Одним из самых важных моментов является, пожалуй, отслеживание трафика. Трафик — это пульс интернет-ресурса. Его точное измерение, например, остро необходимо рекламодателям и веб-издателям. Рекламодатели должны знать, сколько пользователей посещают веб-сайт, чтобы решить, собираются они проводить рекламную кампанию на этом сайте или нет и сколько им придется платить за нее.

Процесс отслеживания трафика на ресурсе состоит из двух этапов: обеспечения возможности точных измерений и собственно их проведения.

Начиная подобную работу, нужно четко сформулировать задачу. Главная цель может укладываться и в простое декларирование «чем больше посещений, тем лучше», то есть увеличение количества пользователей на сайте, просмотров страниц и длины сеансов. Но возможен и другой вариант: «чем меньше, тем лучше», где основной целью является сокращение пути к необходимой информации, а значит, и уменьшение количества просмотров на одного пользователя.

Во втором случае длительность сеансов, количество пользователей, просмотров страниц и повторных посещений теряют значимость, и смысл измерений сводится к максимизации количества завершенных транзакций, например совершенных через Интернет покупок. Однако в любом случае основная цель подобных измерений — понять, каким образом клиенты (покупатели или просто пользователи) взаимодействуют с сайтом.

Для проведения исследований необходимы специальные инструменты регистрации трафика. По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, сегодня рынок подобных продуктов, в том числе и в России, довольно обширен. На нем представлены как примитивные бесплатные программы, так и высокопроизводительные решения стоимостью в тысячи долларов. Чаще всего оптимальным оказывается выбор среднего по цене и качеству аналитического решения, которое способно регистрировать подробную информацию о пользователях и анализировать, насколько эффективна их работа на сайте компании. Кроме того, такие программы дешевле и легче в использовании, чем их высококлассные аналоги.

Особое внимание при использовании этих инструментов следует уделять анализу ссылок, производительности и анализу журналов сайта — на основе полученной информации администратор системы может сделать необходимые выводы об эффективности ресурса.

Анализ ссылок помогает выделить самые популярные, наименее используемые и неработающие ссылки. Большое количество «мертвых» ссылок на сайте отпугивает посетителей. Если пользователи редко следуют по ссылкам, стоит подумать о смене дизайна. Хотя такую информацию можно узнать только после тщательного просмотра журнала посещений, программа-анализатор трафика способна найти неработающие ссылки, прежде чем это сделают посетители.

Проблема производительности встает тогда, когда в программе возникает необходимость проанализировать большой объем данных, особенно поступающих постоянным потоком. Еще несколько лет назад были распространены программы, которым требовалось до 12 часов на обработку дневного журнала посещений сайта с большим объемом трафика. Сегодня данный процесс занимает всего несколько минут.

Тщательный анализ журналов сайта может помочь в выработке четкой стратегии развития. Например, он позволяет собирать информацию о пользователях: откуда они приходят на сайт, как долго задерживаются на каждой странице, где территориально находятся. Каков самый популярный маршрут, как можно улучшить пользовательский интерфейс на страницах, через которые он пролегает. Технология также позволяет отслеживать перенаправление с других сайтов, что очень удобно для определения не только мест, откуда приходят пользователи, но и путей передвижения внутри ресурса. Кроме того, с помощью анализа журналов можно проверить, насколько серверы сайта справляются с потоком, особенно в часы и дни пиковой нагрузки.

Анализ трафика со всеми описанными выше приемами можно отнести к внутренним инструментам мониторинга интернет-ресурса, и владельцы сайта способны это сделать сами. Внешней составляющей процесса мониторинга посещаемости и результативности сайта или портала являются всевозможные системы статистики и рейтингования, которые сегодня очень широко представлены в российском Интернете.

Основной набор услуг, предоставляемый отечественными рейтинговыми системами, включает ежедневное (почасовое) определение количества посетителей (хосты), количество запрошенных страниц (хиты), распределение запросов по дням недели, часам, история посещений (откуда приходят посетители на сайт, куда они уходят после посещения — ссылки).

Известный проект Рунета Rambler’s Top 100 используется большинством владельцев сайтов и порталов для эффективного продвижения ресурсов в Сети и получения актуальных статистических данных. Он имеет серьезную репутацию и служит к тому же своеобразным зеркалом российского Интернета: здесь представлен наиболее полный тематический спектр ресурсов. Для участия в проекте владельцам сайта необходимо просто установить на своих страницах счетчики — специальный фрагмент кода.

Цели проекта таковы:

  • дать возможность владельцам собственных страниц, не являющихся веб-мастерами, быстро и точно определить количество визитов на их страницы, предоставить им возможность анализировать свою статистику;
  • привлечь владельцев крупных серверов для сравнительной оценки их популярности; данное сравнение будет корректным, так как все счетчики работают по одному и тому же алгоритму для всех зарегистрированных сайтов;
  • дать возможность рекламодателям оценить трафик их потенциальных партнеров для принятия решения о целесообразности размещения рекламы.

Для реализации сервисов Rambler’s Top 100 было разработано специальное программное обеспечение, к которому предъявляются требования быстроты и точности результата. Сервер статистики регистрирует множество параметров:

  • общее количество посещений указанной страницы;
  • 1, 7- и 30-дневное количество посещений страницы;
  • количество незасчитанных посещений за текущий день, прошедший, за 7, 30 дней и всего; причины, по которым они не были засчитаны;
  • количество подозрительных посещений;
  • количество перевызовов страницы (Reload);
  • количество возвратов к странице менее чем через час;
  • количество возвратов к странице спустя час;
  • распределение посещений по времени суток.

Кроме того, для текущего дня регистрируются следующие параметры:

  • все адреса и имена компьютеров посетителей;
  • количество посещений для каждого из них;
  • количество игнорируемых посещений и перевызовов для каждого визитера;
  • количество возвратов к странице менее чем через час и спустя час для каждого из посетителей.

Пользователю предоставляется возможность иметь подробнейшую статистику за последние сутки, а также динамику посещений за два последних месяца.

Регулярные анализ и работа
со статистикой, которые ведет Rambler’s Top 100, позволяют получить достаточно правдивую картину посещаемости ресурса и
на ее основании планировать дальнейшие действия. Кроме Rambler’s Top 100 существует еще несколько авторитетных рейтинговых и статистических систем, услугами которых можно смело воспользоваться: Spylog (http://www.spylog.ru), Mail.ru (http://
top.mail.ru) и др.

Наладив систему мониторинга посещаемости ресурса — внутреннюю и внешнюю, руководитель любого проекта получает своеобразную «историю болезни» собственного портала, где очень четко можно отследить результативность рекламных акций, реконструкции и любых других мероприятий по продвижению ресурса. В современных условиях это особенно необходимо, поскольку электронная составляющая бизнеса является важным показателем инвестиционной привлекательности компании. Используя мониторинг посещаемости, можно быстро и эффективно оценить рентабельность проекта и вовремя принять меры. Подобная практика позволяет владельцам онлайн-проектов с честью выходить даже из самых трудных и неоднозначных ситуаций, а со временем превращать интернет-ресурс компании в один из источников ее дохода.