Отнеситесь к карьере как к проекту


Любовь ШПАКОВА

Исполнительный директор Ассоциации выпускников Высшей школы международного бизнеса АНХ, партнер рекрутинговой компании Lions Consalting и по совместительству редактор отдела менеджмента нашего журнала Любовь Шпакова рассказала заместителю главного редактора «БОССа» Анастасии САЛОМЕЕВОЙ о подходе к поиску своего места в жизни топ-менеджерами. Однако мы предполагаем, что помимо топ-менеджеров этот разговор заинтересует руководителей компаний, ищущих персонал.

— Любовь Петровна, можете ли вы сказать, опираясь на опыт выпускников ВШМБ, от каких факторов зависит успешная карьера? Велик ли здесь элемент удачи?

— Я считаю, что нет ничего более рукотворного, чем карьера, хотя, действительно, кажется, что здесь многое зависит от удачи. Но везение приходит к тому, кто упорно над собой работает. И опыт наших выпускников это подтверждает.

Здесь можно воспользоваться понятием «американская мечта», но не в том смысле, который обычно вкладывают в данное словосочетание. «Американская мечта» это прежде всего четкое построение собственной жизни и тактики поведения. То есть рассматривать карьеру нужно как проект, и чем раньше им заняться, тем лучше.

Тенденции на рынке труда сегодня складываются так, что без четкого понимания, кто же ты есть на самом деле, каковы твои личностные и профессиональные характеристики, невозможно стать успешным специалистом. И чем раньше самоопределился, тем лучше.

Заметьте, как последние 10—15 лет россияне стремительно меняют профессии. Отчасти это связано с тем, что у нас высшее образование было слишком общим, «широким», профориентацией занимались формально, оттого-то многие до сих пор и не могут выявить, к чему же они склонны на самом деле.

Думаю, мы движемся к более узкому образованию, характерному прежде всего для США. И это, на мой взгляд, хорошо. Наиболее востребованные способности надо превратить в знания, умения, навыки, опыт, капитал, в конце концов.

— Итак, мы рассматриваем карьеру как проект. Каковы его составляющие?

— Во-первых, самоопределение и работа над своими сильными сторонами, о чем я уже говорила. Во-вторых, связи. Ученые называют XXI век веком общественных связей. Поддерживать отношения, дружить необходимо со всеми. Конкурентное преимущество менеждера будет определяться еще и тем, кого он знает и кто знает его. Порой мы не можем предугадать, кто из наших знакомых посодействует нам в карьерном росте. И чем больше вы расположите к себе людей, тем лучше. А еще важно освоить науку самопрезентации. Грубо говоря, научиться выгодно себя продавать.

— «Продавать» себя при найме на новую работу?

— И это тоже. Только перед тем как начать поиски работы, определитесь, чего вы хотите. Либо выгодно продать знания и опыт, либо использовать рабочее место, чтобы повысить профессиональную квалификацию, либо просто заработать деньги. Конечно, идеальным будет вариант, сочетающий и то и другое.

Есть несколько способов найти новую работу. Кто-то, например, ищет по Интернету, рассылает свое резюме. Возможно, это неплохой вариант поиска, но здесь есть определенные сложности. Не забывайте, что кадровая служба компании, в которой вы работаете, наверняка также обращается к Интернету. А встреча корпоративного HR-менеджера с вашим резюме на специализированном сайте, безусловно, создаст вам проблемы. Кроме того, в трудоустройстве топ-менеджеров большую роль играет технология хедхантинга. А потому советую заинтересовать собой «охотников за головами».

— Как же это сделать?

— Первое: будьте профессионалом. Успешно реализуйте проекты и займите активную «общественную» позицию. Например, постройте свою работу в компании так, чтобы ваше мнение часто встречалось в СМИ, участвуйте в профессиональных конференциях, конкурсах. Рекрутеры следят за подобными мероприятиями и прессой.

— Каким образом хедхантеры выходят на топ-менеджеров?

— Связываются с кандидатом, но иногда очень нестандартными способами. Как правило, при первом контакте, особенно по рабочему телефону, они не говорят, что представляют рекрутинговое агентство. Во-первых, хедхантеры не хотят, чтобы в компании, где человек работает, знали об интересе к нему со стороны других фирм, а во-вторых, просто не желают ставить кандидата в неловкое положение. Вам могут сделать довольно странное предложение, например посетить концерт классической музыки (профессиональные рекрутеры обычно в курсе всех увлечений «объекта»). Чем нелепее звонок, тем больше вероятность, что он от хедхантера.

За одной моей знакомой целый год охотилась некая рекрутинговая компания, но никак не получалось добиться личной встречи. Тогда хедхантеры вышли на ее однокурсника и попросили пригласить даму на чашку кофе, что он и сделал с радостью. Так удалось наладить контакт, и благодаря этой встрече хедхантеры уговорили ее поменять работу.

Советую вам в случае странного звонка внимательно выслушать абонента, спросить номер его телефона, узнать место встречи, а потом в спокойной обстановке, желательно с домашнего аппарата, перезвонить и все выяснить. Естественно, по телефону вам карты не раскроют. Так что следующий этап — встреча с рекрутером. И к собеседованию надо подготовиться.

— Можно ли самому выходить на рекрутинговое агентство?

— Конечно, но делать это надо с умом. Звонка хедхантера можно ждать очень долго, особенно если вы работаете в специфическом секторе экономики (что, кстати, только повышает вашу ценность: редких специалистов рекрутеры ищут годами). Постарайтесь сами заинтересовать хедхантера — позвоните в агентство, назначьте встречу, обязательно сами поговорите с рекрутером и постарайтесь ему понравиться.

— А как произвести впечатление на рекрутера?

— Очень хороший вопрос, к сожалению, на нем часто спотыкаются многие наши топ-менеджеры. Главное — осознавать, что рекрутер воспринимает вас не как личность, а как человека, выполняющего определенные бизнес-функции. Придется рассказать рекрутеру очень много о себе и, грубо говоря, дать ему понять, что на вас можно заработать.

Даже если сейчас в агентстве нет подходящей вакансии, вам нужно произвести впечатление очень удачного кандидата. И еще помните: когда работодатель не может определиться с выбором специалиста из нескольких кандидатов, он, как правило, советуется с рекрутером. И если вы понравились хедхантеру, он обязательно укажет на вас.

— Но наверное, есть некоторые правила поведения на собеседовании в кадровом агентстве…

— Конечно, о них часто пишут в деловых периодических изданиях, выпускаются также специальные брошюры. Так что ознакомиться с подобными правилами нетрудно. Я лишь укажу на некоторые «подводные камни».

Во-первых, ни в коем случае не рекомендую произносить фразы вроде «Я очень эффективный менеджер. Именно мне фирма обязана своим успехом». Вы должны подойти к самопрезентации творчески и постараться показать свои достижения в сравнении. Допустим, если вы знаете, что в компании-конкуренте определенный объем продукции продан за полгода целым отделом, а вам одному такой же объем удалось реализовать за один месяц, скажите об этом. Подобная информация поднимет ваш рейтинг и представит вас как профессионала, знающего рынок. Это всегда подкупает и работодателя, и рекрутера.

Во-вторых, лучше избегать негативных формулировок. Например, вместо фразы «Я никогда не опаздываю», скажите: «Я всегда прихожу вовремя». Позитив останется в подсознании слушателя и сыграет в вашу пользу.

И еще одно. С рекрутером нужно дружить, помните про общественные связи. Постарайтесь поддерживать с ним регулярное общение. Например, предложите свои услуги, если он будет нуждаться в совете в той области, где вы работаете.

— Как я понимаю, лучший способ найти работу для топ-менеджера — заинтересовать собой хедхантера.

— Есть еще один способ, о котором я уже говорила, — наращивать связи. Согласно статистике, число трудоустроенных через рекрутинговое агентство примерно равно числу людей, устроившихся на работу по рекомендациям знакомых. Так что, если задумали сменить работу, прежде всего сообщите об этом своим друзьям. И не забудьте перед тем, как идти к работодателю, собрать рекомендации.

— От кого должны быть рекомендации?

— Лучше всего, если вас рекомендует один из бизнес-партнеров компании, где вы планируете работать. Хороши рекомендации сотрудников той компании, куда вас переманивают. Если вы «хорошо» уходили с предыдущих мест работы, у вас должны быть рекомендательные письма или круг лиц, способных вас рекомендовать. Очень полезны рекомендации от преподавателей бизнес-школы, где вы учитесь или учились.

Кстати, как правило, эти рекомендации высоко ценятся — в них большой элемент независимости. Поэтому я посоветую всем тем, кто учится сейчас на курсе МВА, выполнять задания самостоятельно и не прибегать к чужой помощи, чтобы предстать перед педагогами в выгодном свете. Поверьте, преподавателям важны именно ваши реальные знания, пусть даже в своих работах вы допускаете ошибки.

Кроме характеристики ваших деловых качеств в рекомендации должно быть отмечено, что вы «человек команды», прекрасно адаптируетесь в новом коллективе или вообще полностью соответствуете корпоративной культуре этой компании.

— Итак, собеседование с рекрутером пройдено, рекомендации собраны, теперь настало время встречи с работодателем. Как же следует подходить к этой части проекта?

— Пословица о том, что встречают по одежке, остается актуальной. Существует правило: на собеседование полагается приходить в хорошем деловом костюме, даже если в фирме принят вольный стиль одежды. Исключение составляет, пожалуй, лишь сфера шоу-бизнеса, где действуют иные правила, и чем оригинальней вы выглядите, тем больше преимуществ у вас окажется. Но естественно, и в этом случае надо соблюдать чувство меры.

То, как вы одеты, должно быть очень хорошо продумано. На деловой костюм придется потратить серьезные деньги, но воспринимайте затраты как долгосрочные инвестиции в свой имидж, которые обязательно окупятся.

Прежде чем прийти в компанию, соберите о ней побольше информации: посетите корпоративный сайт, расспросите знакомых, почитайте деловую прессу. Можно просто позвонить в эту организацию и пообщаться по телефону с секретарем, хотя бы узнать, как проехать, — и вы уже получите определенное представление о корпоративной культуре. Конечно, нужно перед собеседованием выспаться, прийти со свежей головой и ни в коем случае не опаздывать.

Первый этап собеседования в наших компаниях, как правило, заключается в заполнении анкеты. Советую давать лаконичные и четкие ответы, избегать неясных формулировок. Лучше всего ответить на все вопросы, и, конечно, не рекомендуется давать ложную информацию.

— Но в большинстве таких анкет встречается графа об уровне зарплаты кандидата. И многие соискатели либо завышают эту цифру, либо просто не отвечают на вопрос…

— Да. Можно эту графу обойти, но тогда будьте готовы достойно ответить работодателю, почему вы умолчали об уровне зарплаты. Например, скажите, что вы получаете определенную сумму в «конверте», но не хотите вредить своей фирме.

Если вы опасаетесь, что, узнав вашу нынешнюю зарплату, работодатель не предложит вам столько, сколько вы хотите, то просто укажите средний уровень зарплаты, которая принята на рынке труда в той сфере, где вы работаете. С рейтингами зарплат нетрудно ознакомиться. Во многих российских компаниях люди сегодня получают деньги «в конвертах», и выяснить, сколько получает человек на самом деле, фактически невозможно.

Кстати, на первом собеседовании не принято спрашивать о зарплате, желательно подождать до второго или третьего этапа, и тогда хорошенько расспросить работодателя.

— Как же вести себя при дальнейших встречах с потенциальным работодателем?

— Второй и третий этапы собеседования с работодателем, пожалуй, самые важные. Следует четко представлять, что и для чего вы говорите. Помните, прежде всего вы продаете свои знания и опыт.

Ведите себя естественно. Будет очень хорошо, если вы продемонстрируете знание рынка, на котором работает эта компания.

Приготовьтесь к каверзным вопросам. Например, кто в фирме, где вы работаете, может дать вам рекомендации. Если на вашей теперешней работе у вас ни с кем не сложились доверительные отношения, то лучше никому не говорить, что идете на собеседование. Объясните свою позицию работодателю.

Нужно очень ясно понимать, как отвечать на вопрос, почему вы решили поменять работу. Ни в коем случае не ругайте компанию, где вы работаете. Пусть даже дела в ней обстоят хуже некуда. Соблюдение правила конфиденциальности пойдет вам только на пользу — работодатель будет уверен в вашей лояльности и способности молчать. Мне приходилось принимать людей на работу. И когда человек выдавал море информации о предыдущей работе, то я сразу понимала, что никогда не возьму его к себе — он с тем же успехом расскажет все и о нас.

Если вас спросят о личной жизни, отвечайте, но сдержанно. По большому счету, работодателя вовсе не интересует ваша личная жизнь. А вам нужно показать, что вы менеджер и в личных вопросах и в состоянии урегулировать все возникающие проблемы. Есть, правда, компании семейного типа, где в корпоративной культуре заложено отношение к каждому сотруднику как к члену семьи, и, приходя туда на работу, можно сыграть на своих личных проблемах. Но таких компаний все меньше, и, как правило, они небольшие — подумайте, а стоит ли работать в небольшой фирме, если вы нацелены на серьезную карьеру?

— Какие вопросы соискатель должен задавать на собеседовании?

— Я советую тщательно обдумать то, что вы будете спрашивать у работодателя. Вопросы должны быть очень точные и острые. С одной стороны, это еще раз докажет ваш профессионализм, а с другой — компетентность и соответствие профилю «идеального кандидата». Постарайтесь узнать все об условиях работы, о зарплате, о том, какой социальный пакет вам предлагают. Уместно спросить о традициях организации, о корпоративной культуре. Подобные вопросы следует задавать именно на собеседовании — потом будет поздно. Устроившись на работу, вы можете понять, что эта компания вас чем-то не устраивает, и начнете снова искать работу.

Помните, на рынке существует правило: если человек слишком часто меняет работу, рекрутеры заносят его в черный список. У меня есть один знакомый, прекрасный менеджер, который за год умудрился поменять три места работы, хотя везде с успехом проходил испытательный срок. И теперь ни одна рекрутинговая компания не хочет иметь с ним дела. Этого можно было избежать, если бы еще на собеседовании он задавал работодателю соответствующие вопросы.

— А как относиться к принятому во многих компаниях тестированию на собеседовании? Известно, что многих кандидатов тесты, мягко говоря, нервируют…

— Действительно, многие кандидаты, особенно те, кто очень высоко себя ценит, разворачиваются и уходят, как только им предлагают пройти тестирование. На такой вопрос я не могу ответить однозначно. Мне известно, что в психологической диагностике личностное тестирование необходимо и, без сомнения, представляет собой важнейший инструмент исследования личности. Если тестирование проводится с полным осознанием ответственности и с привлечением специалиста, то против личностных тестов не может быть никаких возражений. Так или иначе, предприниматель должен каким-то образом отбирать будущих сотрудников. Личностные тесты являются одним из многих методов селекции. С другой стороны, не рекомендую злоупотреблять психологическими тестами. Например, на Западе считается некорректным применять некоторые тесты при найме на работу, так как они создавались для применения в клиниках. В нашей же стране эти тесты весьма активно используются, хотя в ряде отечественных компаний постепенно отказываются от тестирования во время собеседования, предпочитая тестировать уже работающего человека.

Тем не менее тестирование очень полезно. Приведу один пример. В некую компанию на позицию финансового директора было два кандидата — очень опытный, зрелый специалист и молодой, энергичный, со всего-навсего двухлетним опытом работы в банковской структуре. Поиск проходил через рекрутера, а собеседование с работодателем проводилось в присутствии психолога компании-нанимателя. На финальном собеседовании рекрутер, работодатель и психолог долго не могли сделать выбор. Рекрутер настаивал на том, чтобы взяли молодого, а психологу приглянулся более опытный. Мнение психолога победило. Тем не менее рекрутер, тоже профессиональный психолог, настоял на том, чтобы с уже работающим специалистом был проведен тест. И выяснилось, что человек не обладает такой важной характеристикой, как стрессоустойчивость и, более того, имеет выраженные суицидальные наклонности. Рекрутера опять не послушали.

Через три месяца работы к новому финансовому директору не было никаких претензий, кроме несколько экстравагантного поведения в трудных ситуациях. Но, как говорится, все мы люди… Однако еще через месяц он выбросился из окна.

Я бы посоветовала тем, кто не любит тестироваться, все-таки не отказываться от проверки. Отнеситесь к ней как к игре. Если вы хотите работать в хорошей компании, будьте готовы к батарее тестов: MMPI, MMQ, MPI, TAT, тест Роршаха, тест фрустрирующих картинок С. Розенцвейга. Эти тесты применяются при приеме на работу, если речь идет об ответственной должности. Ознакомьтесь с ними и используйте в своих целях.

— А кроме психологического тестирования, с какими еще трудностями может столкнуться топ-менеджер при найме на работу?

— В некоторых компаниях кандидатам предлагают написать стратегический план, и многие специалисты также отказываются это делать. Увы, встречаются случаи, когда человека, написавшего интересную стратегию, не принимают на работу. А через какое-то время выясняется, что эта стратегия была успешно воплощена компанией в жизнь.

Наверное, нужно действовать в зависимости от ситуации: если вы видите, что работодатель заинтересован в вас, то, может быть, и не стоит писать план, а просто в общих чертах обрисовать ему свою стратегию. Но если вы чувствуете, что он сомневается в вашей компетенции, то написание стратегического плана может оказаться последним шансом занять интересующую вас должность.

И потом вы всегда можете «сыграть» на таком предложении. Попросите предоставить вам определенные данные, которые необходимы для стратегического плана. Возможно, писать уже ничего не потребуется, так как работодатель сразу оценит вашу компетенцию и примет на работу. Мне нередко встречались подобные ситуации.