Автоматизация оптом и в розницу


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Сейчас в России дан зеленый свет новому направлению автоматизации предприятий — системам для оптовой и розничной торговли. Это обусловлено тем, что попытки приведения механизмов розничной торговли в России к общемировым стандартам выработали у руководителей ритэйл-компаний целостное понимание задач подобной автоматизации. Главная цель внедрения любой торговой системы — осуществить оперативное управление деятельностью торговой организации в комплексе, учесть в рамках единого информационного пространства все особенности бизнес-процессов. Подобная интеграция под силу только специализированным программным комплексам — автоматизированным торговым ритэйл-системам.

Сфера торговли всегда была весьма привлекательна для разработчиков ERP-систем: из-за своей многочисленности, доходности, кажущейся очевидности и прямоты подходов и решений. На этой почве возникла порочная традиция выдавать универсальные бухгалтерские системы и тиражные программные комплексы для предприятий за специализированные торговые системы.

Кроме того, ритэйл-системы указывают в перечне выпускаемой продукции более половины российских разработчиков программ для бизнеса. При таком положении клиентам — магазинам, сетям магазинов и оптовым торговым предприятиям — довольно трудно ориентироваться на рынке соответствующих программных продуктов. Тем более, что хорошо продуманных, технологически грамотных и широко используемых ритэйл-систем в России пока совсем немного.

НЕ ТАКИЕ, КАК ВСЕ

Автоматизированные ритэйл-системы существенно отличаются от бухгалтерских и производственных программных комплексов. Бухгалтерия обеспечивает в первую очередь учет финансовой деятельности предприятия, поэтому задача бухгалтерской системы обычно сводится к фиксации осуществленных хозяйственных операций, подготовке первичных документов, формированию необходимых бухгалтерских проводок с последующим расчетом итогов и составлением различных ведомостей и отчетов. Основным же назначением торговых систем является, в частности, торговый учет. И от того, насколько этот процесс автоматизирован, напрямую зависит эффективность работы продавцов и менеджеров торговых точек.

Еще одно важное отличие торговых систем от бухгалтерских заключается в том, что первым необходимо обеспечить работу специального оборудования (кассовых аппаратов, электронных весов и др.), которое уже давно используется во всем мире. По мере развития торговли в России на первый план начинает выходить именно проблема соответствия поставляемых на рынок автоматизированных торговых систем применяемым в мировой практике технологиям.

В числе таких технологий — автоматическая идентификация товаров на базе считывания и распознавания штрих-кодов. Она позволяет достичь уровня надежности, при котором появляется не более одной ошибки на 32 млн. считываемых символов. Другая группа технологий — развитие безналичных платежных систем на базе пластиковых карт с магнитной полосой или чипом (смарт-карты) и специальных торговых терминалов (POS-терминалы).

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Торговые системы — достаточно сложные средства автоматизации, и было бы нелепо полагать, что тиражируемый продукт такого рода — это полностью готовое к эксплуатации решение. Как правило, систему приходится адаптировать к специфике каждого конкретного торгового предприятия, и от того, как адаптация организована, во многом зависят сроки и качество внедрения системы в промышленную эксплуатацию.

Можно также выделить ряд общих пожеланий, относящихся к ритэйл-системам: главное из них — обеспечение поддержки в системе многопользовательского режима работы и интеграция с другими программами.

Более конкретные требования, предъявляемые к подобным системам, связаны прежде всего с необходимостью учета специфики объекта автоматизации. Технологии и используемое торговое оборудование у разных клиентов существенно отличаются. Для успешного внедрения торговой системы в каждом конкретном случае концепция ее построения обязана предусматривать возможность быстрой адаптации программ к требованиям заказчика и обеспечивать работу с различными видами оборудования. В противном случае речь может идти лишь о частичной, но не о комплексной автоматизации торгового направления.

БОЛЬШЕ СИСТЕМ — ХОРОШИХ И РАЗНЫХ!

На отечественном рынке торговых систем не так уж много солидных участников. Программные продукты компаний-лидеров «1С» («1С: Торговля») и «УКМ-Супермаг» («Сервис-Плюс») в классе «коробочных» и тиражно-заказных программ сегодня востребованы большинством торговых структур. Системы «1С» — это универсальное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации хозяйственной деятельности коммерческих и бюджетных предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. И в силу своей универсальности данные системы удовлетворяют требованиям ведения учета на предприятиях розничной и оптовой торговли, адаптируются под конкретный вид бизнеса и под конкретную организацию.

Однако, несмотря на универсальность и относительную дешевизну, решения на базе «1С» все же нельзя считать полноценной автоматизацией. Большинству требований настоящей торговой системы отвечают продукты известных западных компаний-разработчиков. Цена подобного выбора для заказчика оказывается на порядок выше, но результат внедрения оправдывает ее. Игроки в этом сегменте рынка те же, что и вообще на рынке ERP-систем: SAP (система mySAP Retail), Navision (система Navision Axapta), Oracle. Они позволяют лицам, отвечающим за принятие стратегических решений, в реальном времени получать информацию о текущем положении дел в торговой сети на всем ее протяжении — от прилавков магазинов (включая торговые точки и киоски с беспроводным доступом к сети) до товарных складов и всей цепочки поставок.

ФУНКЦИИ ТОРГОВЫХ СИСТЕМ

По оценкам разработчиков, любая ритэйл-система должна поддерживать:

— обеспечение многооконного интерфейса и возможности одновременной работы с разными документами, справочниками, отчетами;

— быстрый доступ к необходимым функциям и режимам программы;

— обеспечение удобного режима ввода информации при заполнении документов;

— пользование функцией помощи в любой момент работы программы;

— наличие удобных режимов просмотра и поиска информации и качественное оформление печатных документов;

— возможность автоматизировать средствами предлагаемой системы работу территориально удаленных складов и филиалов магазинов (торговых баз).

ПРИМЕР ВНЕДРЕНИЯ

В качестве иллюстрации использования ритэйл-систем рассмотрим внедрение системы Navision Axapta в гипермаркете «О’Кей» в Санкт-Петербурге. Гипермаркет является наиболее современным и технологичным решением для розничной торговли, сочетая в себе крупный супермаркет и развлекательный центр.

При разработке проекта автоматизированного гипермаркета менеджмент «О’Кей» столкнулся, по словам IT-специалистов этой компании, со следующими проблемами:

— необходимость автоматизации бизнес-процессов на уровне оборудования торгового зала в рамках единой информационной системы, интегрирующей всю вертикаль управления бизнесом;

— потребность в максимально оперативном и полном анализе и прогнозировании рыночной ситуации;

— важность синхронизации нескольких баз данных для принятия оперативных и обоснованных управленческих решений.

В качестве инструмента для выполнения этих задач было выбрано интегрированное решение для розничной торговли, разработанное группой компаний «Кристалл-Сервис» на базе ERP-системы Navision Axapta.

Менеджмент предприятия получил возможность осуществлять максимально оперативный и точный учет товаров, для чего предусмотрены механизм поддержки системой штрих-кодирования, а также взаимодействие ее с переносными устройствами сбора информации, POS-терминалами, компьютерными весами.

Весь блок статистики в решении для гипермаркета «О’Кей» на базе Navision Axapta реализован по технологии OLAP — On-Line Analysis Processing. Это технология информационно-аналитической работы в онлайновом режиме, позволяющая максимально оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации и даже предпринимать упреждающие шаги.