Как выбирают президента в США


Валерий ГАРБУЗОВ

РОЛЬ ПАРТИЙ

В сознании американских избирателей обе политические партии — и Демократическая, и Республиканская — ассоциируются с вполне определенными, любимыми их кандидатами темами. Кандидаты от Демократической партии в ходе своей избирательной кампании обычно делают акцент на решении социально-экономических проблем. Их способность выводить страну из сложных экономических ситуаций доказана реформами «нового курса» Ф.Д. Рузвельта в 30-х годах и политикой Б. Клинтона в 90-х.

Кандидаты в президенты от Республиканской партии большее внимание, как правило, фокусируют на внешнеполитических вопросах. Если при президентах-демократах (Рузвельт, Трумэн, Кеннеди, Джонсон) начались две мировые войны, велись войны в Корее и во Вьетнаме, то президенты-республиканцы (Эйзенхауэр, Никсон) доказали свое «миролюбие» окончанием этих войн. В итоге многие избиратели считают, что республиканцы лучше, чем демократы, заботятся о сохранении мира.

Хотя кандидаты на высший государственный пост и обращают внимание на серьезные проблемы американского общества, делают они это зачастую только в самой общей форме. Почти каждая президентская кампания в США разворачивается вокруг какой-то одной темы, имеет определенную линию. Так, в 1952 году республиканцы обвиняли демократов в «корейской авантюре, коррупции и коммунизме». Р. Никсон в 1968 году апеллировал к «забытым американцам», которые платят налоги, ходят на работу, в школу и церковь и любят свою страну. В 1976 году демократы разворачивали свою кампанию вокруг Уотергейта, инфляции, безработицы и прощения, дарованного Дж. Фордом Р. Никсону. Рейган же в 1980 году во всех бедах обвинял правительство: оно, мол, «вместо того чтобы решать проблемы, само стало проблемой». Выбор тем в каждом отдельном случае зависит и от определенных событий, и от расстановки политических сил в стране в данный период.

Как правило, партия, добивающаяся прихода к власти, возлагает всю ответственность за болезни американского общества на действующую администрацию. Партия, чей президент находится в Белом доме, пытается, наоборот, убедить избирателя в том, что все достигнутые успехи — исключительно результат его руководства.

Претендент на президентский пост формулирует несколько конкретных и понятных среднему американцу предложений для решения назревших в обществе проблем. Все они обычно объединены под каким-то ярким и запоминающимся лозунгом. В 1932 году Ф.Д. Рузвельт призывал американцев к «новому курсу», в 1947 году Г. Трумэн — к «справедливому курсу», в 1960 году Кеннеди — к «новым рубежам», а Л. Джонсон в 1964 году — к построению «великого общества». Р. Рейган в 1980 года говорил о «новом начале» для Америки.

Иногда кандидаты предлагают слишком простые (и зачастую нереальные) способы решения проблем. Так, в 1972 году Дж. Макговерн предложил сократить оборонный бюджет на 30%. В 1980 году Рейган выступал за уменьшение налогов в течение трех лет на 10% ежегодно. В 1984 году У. Мондейл предложил план, предусматривавший сокращение оборонных расходов, расходов на образование, сельское хозяйство и рост налогов на высокие доходы корпораций так, чтобы к 1989 году уменьшить бюджетный дефицит на две трети.

Однако какие бы предложения ни выдвигались кандидатами на кресло в Овальном кабинете, что бы они ни обещали своим избирателям, кампания по выборам президента, вне зависимости от ее участников, всегда представляет собой своего рода «момент истины» для общества, являясь важным и необходимым элементом политической жизни в США.

Накопленный опыт президентских выборов, со всей их спецификой, является той основой, которая цементирует политический процесс в стране, обеспечивая мирное, стабильное и в целом предсказуемое течение жизни. Каждая новая избирательная кампания привносит в него что-то свое: расширяется круг и масштаб обсуждаемых проблем, корректируются политические позиции партий, определяются новые лидеры. Сегодня кандидаты в президенты сталкиваются с неизмеримо большими сложностями, чем их предшественники. Процессы глобализации и информатизации, неоспоримым лидером коих являются Соединенные Штаты, неизбежно вовлекают в свою орбиту все новые и новые сферы жизни, что предъявляет к любому претенденту, к его профессиональным и личным качествам повышенные требования.

Именно эти тенденции, с неуклонной быстротой развивающиеся на рубеже столетий, и определяли атмосферу кампании по выборам президента США в 2000 году.

ВЫБОРЫ 2000 ГОДА

Президентская избирательная кампания 2000 года проходила в условиях, когда действовало, по крайней мере, пять факторов.

1. Небывалый экономический рост. Почти безостановочный, начавшийся в конце 1982 года и продолжавшийся в течение 18 лет, экономический рост стал главным фактором, который воздействовал как на поведение кандидатов, так и на настроение избирателей. К концу 2000 года ежегодные темпы роста должны были составить свыше 5%, а профицит федерального бюджета — $225 млрд.

Перспектива следующих десяти лет (бюджетный профицит, равный, по прогнозам, $4,5—5 трлн), пожалуй, сильнее всего волновала кандидатов на президентское кресло. Оба претендента планировали по-разному тратить избыток государственных средств. План Дж. Буша был больше сфокусирован на ослаблении налогового бремени (требование, ставшее уже традиционным для республиканцев многих поколений). А. Гор (как и его демократические предшественники) ратовал за увеличение расходов на образование и здравоохранение. В ходе собственной избирательной кампании он делал ставку именно на экономические успехи, достигнутые страной в годы правления администрации Клинтона, членом которой сам являлся.

Как же распорядиться наследием 90-х годов, что делать с эрой экономического процветания? Этот вопрос стал одним из центральных на президентских выборах 2000 года. Именно он спутал все карты республиканцам, безуспешно пытавшимся манипулировать главным козырем демократов и представить подъем экономики как свою заслугу, итог деятельности республиканского большинства в конгрессе, оказывавшего конструктивное давление на Белый дом.

2. Процессы технологизации и глобализации. Распространяясь в 80—90-х годах на все новые и новые сферы жизни — от экономики до науки, образования, здравоохранения и культуры, они заставили претендентов на президентское кресло выдвинуть на первый план предвыборных выступлений проблемы, которые будут определять (и уже определяют) характер и форму жизнедеятельности многих миллионов людей на планете. Интернет, «информационный век», «новая экономика» — понятия, ставшие обычными в современной политической терминологии, органично вошли в избирательные партийные платформы.

3. Обострение проблем старших поколений. Демографический взрыв, пришедшийся на 1946—1964 годы, стал причиной того, что в Соединенных Штатах 76 млн человек перешагнули к настоящему времени 35—50-летний рубеж. К этому же поколению детей «бэби-бума» принадлежали и сами кандидаты на пост президента Дж. Буш и А. Гор. Увеличение числа немолодых американцев напрямую связано с решением проблем социального обеспечения и медицинского страхования для пожилых, многие из которых обеспечиваются посредством специальных государственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

Именно это обстоятельство заставило участников последней в XX веке президентской кампании избрать в качестве одной из приоритетных тему заботы государства о «маленьком человеке». Такой подход не нов для демократов, но его не назовешь обычным для Республиканской партии, решившей на исходе столетия играть на поле противника, перехватывая многие его лозунги и требования, не теряющие популярности с течением времени. Безусловно, это можно объяснить обычной политической целесообразностью и продуманным тактическим расчетом. Объективные процессы, развивающиеся в американском обществе на протяжении послевоенных десятилетий, вынудили Республиканскую партию прибегать к несвойственной ей риторике, разбавляя свой консерватизм демократической лексикой.

4. Отсутствие какой-либо серьезной внешней угрозы. Пожалуй, впервые в истории избирательных кампаний в США проблемы внешней политики занимали такое второстепенное положение, как в этой. Внутриполитические вопросы, главным образом социальные, вышли на первый план. Тем не менее озабоченность конкуренцией со стороны КНР, системным кризисом российской экономики, положением в Ираке, технологическим терроризмом и потенциальным атомным шантажом присутствовала в повестке дня. Но ни одна из этих проблем не сосредоточивала на себе такого внимания избирателей и кандидатов, как, скажем, освобождение американских заложников, захваченных в Иране в 1980 году, или «советская угроза» на протяжении всей холодной войны.

Во время президентских выборов 1980 и 1984 годов многие американцы считали обострение международной напряженности главной проблемой страны. В 2000 году лишь 2% избирателей называли международные сложности в числе наиболее важных обстоятельств, которые могли бы повлиять на их голосование, и 5% опрошенных назвали важнейшей задачу национальной обороны. Исчезновение фактора «советской угрозы», формирование новой структуры международных отношений и выдвижение США на роль единственного мирового лидера переключили внимание американцев на другие вопросы.

5. Неоднозначное наследие президента Б. Клинтона. Скандалы вокруг 42-го президента США, связанные с его личным поведением, породили недоверие к Белому дому как институту государственной власти. Оно оказалось настолько велико, что даже успехи в экономике не смогли снизить общий негативный настрой американцев в отношении персоны последнего американского президента ХХ века. Более того, это стало питательной почвой для роста консервативных настроений, ставших своеобразным «вторым изданием» консервативной тенденции, которая развивалась еще при Рейгане в 80-х годах. Таким образом, в 2000 году А. Гор оказался в весьма непростой и двусмысленной ситуации: он очень хотел разделить достижения администрации Билла Клинтона, но совсем не желал нести ответственность за скандалы, тень которых преследовала его на протяжении всей избирательной кампании.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Любая предвыборная, а особенно президентская, кампания имеет свой настрой и свой характер. Если в 1976, 1980 и 1992 годах американцы были совершенно не удовлетворены состоянием дел в стране и желали перемен, если в 1984, 1988 и 1996 годах они, в основном, оставались довольны ситуацией и высказывались за продолжение проводимой политики, то в ходе кампании 2000 года многие хотели как продолжения курса, так и перемен.

Такое смешанное настроение американского электората, проявившееся в ходе последних президентских выборов ХХ века, неудивительно. Оно вобрало в себя множество самых разных тенденций, родившихся задолго до глобальной экономики и «информационного века», которые оказали воздействие сразу на несколько поколений. Теперь же в модифицированном под влиянием времени и политического расчета виде будут формировать внутриполитический пейзаж Соединенных Штатов ХХI столетия.