IPOха русского инвестора


Андрей ОЛЬХОВСКИЙ

Холдинг «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) стал первой российской компанией из сектора информационных технологий, чьи акции появились на отечественном фондовом рынке. В середине весны сразу на двух российских биржах — ММВБ и РТС — состоялось первичное публичное размещение (так называемое IPO) 16-процентного пакета акций холдинга.

Инвестиционный процесс в цивилизованной рыночной экономике связан прежде всего с привлечением капитала инвесторов, а не c реинвестированием прибыли, как у нас: из прибыли финансируется выплата дивидендов акционерам, чтобы сделать более привлекательным приобретение акций. Наиболее рельефно данный способ обеспечения лавинообразного развития бизнеса применяли западные интернет-компании, правда, был и печальный эпизод — крах на бирже Nasdaq в 2000 году. Однако и после этого корпорации используют ту же технологию, только с большей осторожностью.

«РосБизнесКонсалтинг» пошел по стопам западных коллег — высокотехнологичных и интернет-компаний, финансирующих свой бизнес прежде всего за счет привлечения средств инвесторов на открытом рынке. В этом смысле пионером холдинг не является: уже несколько российских корпораций из сферы телекоммуникационных и информационных технологий активно работают на финансовых рынках (яркие примеры — сотовые операторы МТС и «ВымпелКом»). Однако используют они западные инвестиционные институты: все эти фирмы имеют масштабный бизнес национального значения и хорошо известны в мире. Компании же преимущественно российского значения, такие, как РБК, этой возможности пока лишены. Тем не менее желание воспользоваться преимуществами рыночной экономики в сфере привлечения заемного капитала у них велико, как и стремление реализовать его на отечественном финансовом рынке — РБК только первая ласточка.

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

Образованная в 1993 году в качестве финансового информационного агентства, компания «РосБизнесКонсалтинг» прошла большой путь развития: она превратилась в многопрофильный холдинг, лидирующий в нескольких сегментах рынков медиа- и информационных технологий. По данным аналитических материалов инвестиционной группы «АТОН», сегодня наиболее прибыльными для «РосБизнесКонсалтинга» являются два направления деятельности: медианаправление, включая интернет-рекламу, и IT-направление.

Аудиторская проверка, проведенная фирмой KPMG, показала, что совокупный доход холдинга в прошедшем финансовом году составил $16,95 млн, из которых на долю информационных услуг и рекламы приходится $9,85 млн, на долю работ в области информационных технологий (разработка программного обеспечения, офшорное программирование, системная интеграция, консалтинг), $7,1 млн. Чистая же прибыль по итогам 2001 года составила $6,3 млн, что на 260% больше, чем в предыдущем, 2000 году ($2,37 млн). По словам генерального директора РБК доктора экономических наук Юрия Ровенского, за последние три года холдинг от года к году как минимум удваивал свой оборот. «Конечно, через некоторое время возможна стабилизация увеличения темпов роста прибыли, — отмечает он, — однако в целом мы планируем сохранить динамичное развитие, в том числе и за счет новых проектов».

Рентабельность EBITDA в области медиа стабильно составляет у «РосБизнесКонсалтинга» 50%. В сфере информационных технологий данный показатель в 2001 году равнялся 38%, а в текущем ожидается его увеличение до 45%. Вместе с тем выручка компании в IT-сфере растет самыми быстрыми темпами, и такая деятельность приобретает все большее значение для РБК, именно поэтому и было решено разместить часть акций на открытом рынке. Кроме того, важным фактором при принятии этого решения стала ситуация на IT-рынке.

МОЛОДАЯ ОТРАСЛЬ

По оценкам аналитиков, сегодня российский рынок информационных технологий чрезвычайно фрагментирован. В его рамках действуют около 8 тыс. компаний, предлагающих продукты и услуги в области информационных технологий, в том числе 160 компаний — разработчиков программного обеспечения. Согласно данным CNews, в 2001 году оборот восьми крупнейших компаний сектора информационных технологий составлял приблизительно 12% всего оборота рынка. В подобной обстановке, вероятно, рано говорить о конкуренции как о серьезном препятствии для развития бизнеса РБК в этом сегменте.

К тому же, если учесть, что объем российского рынка информационных технологий всего около 1% от ВВП (для сравнения, тот же показатель в США и Канаде равен 4%, а в Западной Европе — 2,5%), можно предположить наличие огромного потенциала российского IT-рынка.

РЫНОК, КОТОРОГО НЕТ

Общим местом стало утверждение, что в России нет фондового рынка. Действительно, трудно говорить о существовании рынка, когда на фондовых биржах торгуется всего несколько «голубых фишек», интересных за счет перспективности игры на стоимости этих дорогих акций. Ведь за ними стоят самые мощные государственные активы: РАО «Газпром», нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз», РАО ЕЭС. Для этих компаний размещение акций не только на Западе, но и у нас означает получение солидного дохода.

Инвестирование в другие предприятия осуществляется преимущественно путем покупки перспективных компаний крупными финансово-промышленными группами, либо в частном порядке в кредитной форме или в форме прямых вложений — о привлечении широкого круга портфельных инвесторов негигантским компаниям думать не приходится. Вернее не приходилось: в РБК считают, что подобная ситуация уже достояние прошлого — для отечественной экономики последних лет характерны ожидания роста, которые обусловливают увеличение интереса к высокорентабельным видам бизнеса именно для частных инвесторов. К тому же, отмечают в «РосБизнесКонсалтинге», правила игры на финансовом рынке сейчас вполне отвечают мировым стандартам.

Как замечает Юрий Ровенский, «основная цель участия РБК в открытых торгах — привлечение капитала для продолжения качественного и экспансивного развития компании». «Если раньше холдинг развивался, реинвестируя всю свою прибыль, — говорит он, — то сейчас пришло время укрепить лидирующие позиции на российском рынке high tech-компаний».

ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ

До размещения акций РБК на фондовом рынке ни один аналитик не брался предсказать окончательную цену сделки. Дело в том, что тогда никто реально и не мог знать, сколько будет стоить эта компания. Однако множеству скептических прогнозов сбыться оказалось не суждено. После объявления о продаже 16%-ного пакета по стоимости 85 центов за акцию, было получено, утверждает Ровенский, запросов на акции в пять раз больше, чем могло быть предложено. Другими словами, 16% акций холдинга РБК могли перекрыть только 20% спроса. В результате все выставленные на продажу акции были реализованы на сумму $13,230 млн.

«Сколько может стоить наша компания? Это один из вопросов, который активно обсуждался во время подготовительного периода перед выходом на биржу, — рассказывает Юрий Ровенский. — Весь потенциал высокотехнологичной high tech-компании заключается в динамичном и постоянном росте прибыли. И рынок вынес свой вердикт. Стоимость РБК по состоянию на 18 апреля — около $85 млн».

7 мая, после установленного законом двухнедельного периода регистрации отчета об итогах выпуска в ФКЦБ, акции РБК появились на вторичных торгах. И уже в первый день их рост составил 14%. Затем наблюдался каждодневный рост котировок примерно на 1%. По данным на 18 мая, объем торгов акциями компании «РосБизнесКонсалтинг» на ММВБ за месяц, прошедший со дня первичного размещения, включая оборот на вторичных торгах, достиг 394 млн руб. ($12,6 млн), что составляет 69,2% от общего оборота этих ценных бумаг. «Дальнейшие результаты торгов по нашим акциям, — говорит глава РБК, — зависят от общерыночных настроений и конъюнктуры. Это длительный процесс, и мы к нему готовы». Со временем доля акций «РосБизнесКонсалтинга», выставленных на биржу, увеличится с 16 до 25%. Количественно это так называемый блокирующий пакет, разделенный, однако, между различными категориями инвесторов, чтобы их влияние на политику компании оказалось сбалансированным.

На первом после выхода РБК на фондовый рынок заседании совета директоров присутствовали четыре директора, представляющие новых акционеров. Принят уже ряд серьезных инвестиционных решений.

Мнения отечественных аналитиков сходятся в том, что в России существует еще некоторое число серьезных высокотехнологичных компаний, готовящихся в ближайшее время к выходу на биржу. По словам г-на Ровенского, уже сейчас в РБК обратилось несколько компаний за консультациями и помощью по вопросам подготовки IPO.