Интранет как «средство для похудания»


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Опыт использования Интранета («корпоративного Интернета») в западных и отечественных компаниях за последние несколько лет наглядно показал преимущества сетевых технологий такого рода. Внедрение только базовых составляющих интранет-систем способно вызвать поистине революционные изменения во всех областях бизнеса компании.

В основе построения интранет-систем лежит несколько основных положений. С одной стороны, Интранет базируется на веб-инструментах и технологиях, таких, как интернет-протокол (IP), язык разметки гипертекстов (HTML) и протокол передачи гипертекстов (HTTP). С другой стороны, Интранет — это составляющая корпоративной сети, причем критически важной ее части, жестко администрируемой отделом информатизации компании.

В отличие от сети Интернет, которая является в первую очередь средством накопления и сбора информации, Интранет обеспечивает еще и простой, очевидный навигационный интерфейс к корпоративным приложениям. Кроме того, такая сеть предусматривает защиту от неавторизованного доступа извне, оставляя в то же время возможность удаленного доступа для авторизованных сотрудников компании.

Интранет чаще всего рассматривают как расширение корпоративной сети, реализованное на новом пользовательском интерфейсе. Он позволяет компании довольно легко создать единое информационное пространство, которое наряду с финансами, производством, логистикой и кадрами будет выступать важнейшим стратегическим ресурсом бизнеса. Более того, корпоративное информационное пространство благодаря Интранету становится системообразующим фактором бизнеса.

Внедрение интранет-технологии как технологии поддержки корпоративных коммуникаций оказывает значительное влияние на организационные формы управления. Дело в том, что с ростом компании увеличивается число уровней управления, появляется специализация подразделений, формируются новые виды деятельности. При сохранении старой технологии корпоративных коммуникаций быстро нарастает интенсивность и сложность всех неофициальных коммуникаций. Основная нагрузка ложится на среднее звено управления и канцелярию, они становятся «узким местом» предприятия.

Это часто приводит к эффекту рассеивания контроля, когда в управлении появляется элемент хаотичности и руководство уже не держит руку на пульсе компании. Организацию начинает лихорадить от постоянных преобразований.

Интранет предлагает эффективное и сбалансированное решение, дающее возможность централизованно управлять всеми корпоративными коммуникациями. Официальные коммуникации поддерживаются корпоративной системой электронного документооборота на базе веб-сервера, а неофициальные — средствами электронной почты и телеконференций.

Решения на базе этой технологии обеспечивают не только высокую степень интеграции и мобильности, но и масштабируемость. Территориальная распределенность и размер компании перестают являться ограничивающими факторами при выборе вида организационной структуры.

Интранет-технология нашла свое практическое применение во многих организационных структурах. Особенно широкое распространение она получила в проектных формах управления, когда вся деятельность компании рассматривается как поток проектов.

Однако общие экономические показатели эффективности могут, к сожалению, лишь косвенно отражать эффект от внедрения Интранета. Очевидно, что в таких системах существенно изменяется структура капитальных вложений в корпоративные информационные системы (КИС).

В первых КИС, построенных в архитектуре «мэйнфрейм», наиболее капиталоемкой частью являлся аппаратный уровень (центральный сервер). С развитием архитектуры «клиент — сервер» с «толстым», то есть капиталоемким, клиентом основные затраты КИС сместились в область программного обеспечения. С одной стороны, произошло удешевление серверов, с другой — увеличилась стоимость приобретения прикладного программного обеспечения и трудоемкость его поддержки и модернизации, что связано с распределенностью по «толстым» клиентам.

С внедрением Интранета клиент становится «тонким»: основное прикладное программное обеспечение сосредоточено на серверах, что снижает затраты на его администрирование и модернизацию. Одновременно значительно увеличивается масштаб корпоративной сети.

Использование Интранета позволяет вывести на качественно новый уровень управление большими инвестиционными проектами. Они становятся наблюдаемыми для всех участников, в том числе и для инвесторов. Способность компании создавать и умело вести проектное информационное пространство на базе интранет-технологии дает возможность существенно повысить ее инвестиционную привлекательность фирмы.

Колоссальное преимущество Интранета в том, что технологии, которые эксплуатировались до его внедрения, компьютеры не требуют замены. Инфраструктуру нужно адаптировать, но адаптация не означает ни смены платформы, ни каких-то крупных вложений. Необходимы минимальные дополнительные средства для того, чтобы заставить существующие механизмы играть совершенно новую роль. Веб-технология может служить здесь своеобразным катализатором инвестиций. Ряд законченных технических решений позволяет увидеть первые положительные результаты уже через несколько недель после создания интранет-системы.

Первым шагом на пути формирования интранет-системы должна стать организация выделенного канала связи с глобальной сетью Интернет. Существует несколько способов построения такого канала, специалисты сумеют выбрать оптимальный для конкретных условий.

Далее следует установка и настройка корпоративного сервера компании. Это может быть не один, а несколько серверов, решающих определенные задачи (маршрутизация, поддержка корпоративной электронной почты, сайта компании, файловый сервер или сервер баз данных, сервер печати, сервер удаленного доступа). При необходимости в качестве таких серверов выступают уже имеющиеся компьютеры.

Можно применять ряд новых сервисов, которые позволят еще более эффективно использовать сеть Интранет и достичь нового уровня управления. Среди них такие, как iVoice — переговоры в реальном времени через сеть Интернет, VPN — осуществление безопасного доступа к сети удаленных пользователей, системы видеонаблюдения через сети Интернет/Интранет и беспроводный доступ сотрудников компании к ресурсам сети по радиоканалу. Кроме того, необходимо осуществить установку и обеспечить сопровождение систем сетевой безопасности, что исключит возможность несанкционированного доступа к корпоративной сети.

После выполнения перечисленных задач интранет-система станет единым организмом с корпоративной сетью. Масштабирование корпоративной сети реально продолжать, сообразуясь со стоящими перед компанией целями. Современные технологии позволяют даже территориально удаленные сегменты сети объединить в единую систему, сеть общего пользования.

Однако только технологических шагов недостаточно. Сегодня многие компании, внедрившие у себя Интранет и не изменившие форм управления, с удивлением обнаруживают, что хваленая технология не дала заметных результатов. Это свидетельствует об одном важном аспекте внедрения. Основная трудность эффективного применения этой технологии заключается в необходимости отхода от старых управленческих стереотипов. Интранет может стать находкой для тех компаний, которые ведут свой бизнес в постоянно меняющихся условиях, делают ставку на высокую квалификацию и самостоятельность сотрудников, а также ищут новые формы бизнеса.