Весной пишут стихи и законы


Ирина СКЛЯРОВА

С приходом весны необычайно активизировалась законотворческая деятельность Правительства РФ. Оно не только вышло в Думу с налоговыми новациями, но и разработало совершенно новый подход к дебюрократизации экономики.

ПО НОВЫМ СТАВКАМ ЗАПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении с 2003 года акцизов на табак, бензин и пиво. Ставки акцизов на всю подакцизную продукцию повышают ежегодно, однако в следующем году на три вида продукции ставка будет устанавливаться отдельно. Общую индексацию акцизных ставок в 2003 году планируется провести на 15%. Одновременно ставка акциза на бензин и дизельное топливо, сигареты возрастет на 70% (15% плюс 55%), на пиво — на 25 % (15% плюс 10%).

Акцизы на перечисленные группы товаров, как объясняет первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, были выбраны для повышения по той причине, что «цену на подобную продукцию давно формирует рынок: за два по-следних года акцизы на сигареты выросли на 60%, в то время как средняя цена сигарет возросла на 3%». На потребителях повышение акцизов скажется в минимальной степени. По подсчетам Минфина, при самых неблагоприятных условиях цена на бензин возрастет не более чем на 10%, на пиво же роста цен вообще не предвидится, так как «цена на этот продукт на 65% формируется в торговой сети».

Как повышение акцизов укладывается в концепцию проводимой налоговой реформы с ее главным тезисом — сокращением налогового бремени? Очень просто, объясняет г-н Шаталов. Повышенные ставки одних налогов вводятся при отмене налогов других. Региональным бюджетам необходимо возместить потери от отмены со следующего года последнего оборотного налога — на пользователей автодорог, который в полном объеме зачислялся в территориальные бюджеты. Выпадающие доходы регионы хотя бы частично смогут возместить за счет повышенных ставок акцизов. Для пополнения региональных бюджетов будет введен и транспортный налог. Этот налог, по расчетам правительства, окажется не слишком обременительным для владельцев отечественных машин и недорогих иномарок и составит, по словам г-на Шаталова, не более 250—320 руб. в год. Владельцев же мощных дорогих машин заставят раскошелиться.

Для хозяина автомобиля с мощностью двигателя менее 100 л. с. максимальная ставка налога составит 10 руб. за 1 л. с. Если мощность двигателя от 100 до 150 л. с. — 20 руб. за 1 л. с., от 150 до 200 л. с. — 30 руб. за 1 л. с., от 200 до 250 л. с. — 50 руб. за 1 л. с. и свыше 250 л. с. — 100 руб. за 1 л. с. При этом правительство подчеркивает, что регионы не будут обязаны устанавливать максимальные ставки, и рассчитывает, что большинство местных властей установят ставки в размере 50% от максимальных.

ЕСН ПОШЕЛ
НА СНИЖЕНИЕ

Кабинет министров вышел в Думу с предложением снизить ставку единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателями. Введенный с 1 января 2001 года единый социальный налог взимается с фонда оплаты труда предприятий и имеет регрессивную шкалу налогообложения от 35,6 до 2% в зависимости от уровня оплаты труда работников. Чем выше заработки на предприятии, тем ниже ставка налога.

Однако большинству предприятий, особенно в провинции, регрессивная ставка недоступна: чтобы рассчитывать даже на небольшую регрессию, необходимо платить каждому работнику не менее 4,5 тыс. руб. в месяц. Сергей Шаталов признал, что существующая максимальная ставка этого налога не способствует легализации заработной платы работников, хотя ставка подоходного налога в РФ очень низкая. Теперь правительство намерено снизить как ставку налога, так и порог заработной платы, с которого начинается регрессия.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Стартовал пилотный проект реструктуризации промышленных предприятий в регионах. Координационный совет по реструктуризации предприятий, созданный при Минпромнауки, целью этого проекта объявил достижение безубыточного и конкурентоспособного состояния предприятий за счет внутренних резервов и внедрения современных управленческих и информационных технологий. Чтобы участвовать в проекте, предприятие должно соответствовать следующим критериям: иметь численность персонала не менее 300 человек, вносить весомую долю платежей в бюджеты всех уровней и иметь собственную программу реформирования. Последнее особенно важно, поскольку свидетельствует о желании менеджмента компании идти по пути реформ.

Предполагается, что региональная администрация за счет лимитов на льготное кредитование предприятий, утвержденных в своих бюджетах, будет предоставлять бюджетные гарантии специально отобранным банкам, кредитующим предприятия, задействованные в программе. Выразили желание участвовать в проекте десять федеральных и региональных банков, среди них Внешторгбанк, Сбербанк, МДМ-банк, Импэкс-банк. В то же время главная задача государства, как подчеркивает Минпромнауки, помочь предприятиям не финансами, а организационными, институциональными и управленческими решениями. Соглашение о реализации проекта уже подписано с Рязанской и Владимирской областями, собираются присоединиться к проекту Тульская, Саратовская и Волгоградская области.

НЕСТАНДАРТНЫЙ
ПОДХОД

Правительство одобрило проект закона «О техническом регулировании в Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития и Госстандартом. В соответствии с законопроектом, стандартов окажется меньше, но сама процедура стандартизации — сложнее. Разработчики законопроекта считают, что в стране сегодня излишнее количество технических регламентов, и соблюдение значительной части технических стандартов станет добровольным, это поможет дебюрократизировать экономику.

Если законопроект «О техническом регулировании в РФ» примут, обязательными к соблюдению станут только те технические нормы, которые связаны с вопросами безопасности продукции.

В течение семи лет, согласно законопроекту, в России должна произойти инвентаризация всех имеющихся технических норм. Пока не будут законодательно приняты все технические регламенты, действительны старые стандарты и технические регламенты в их обязательной части. Рекомендательные стандарты и те, которые не связаны с обеспечением жизни и здоровья граждан и опасностью загрязнения окружающей среды, работать не будут. В то же время все обязательные стандарты, касающиеся этих сфер, продолжают действовать.

Сегодня в стране действует более 20 тыс. государственных стандартов и около 40 тыс. ведомственных и местных. По словам одного из разработчиков законопроекта, члена парламентского объединения «Деловая Россия» Валерия Крюкова, «исторически у нас вообще ничего не делалось в рамках стандартов. Стандарты появились после индустриализации, когда их начала создавать каждая отрасль. Их сейчас насчитывается около 80. Каждая отрасль, каждое ведомство хочет поднять статус и вводит все новые регламенты». Их пересмотр и выбор лишь самых необходимых, как считает г-н Крюков, позволит людям, желающим инвестировать в Россию, понять, какие их ожидают издержки, и поверить, что никто им эти издержки не повысит. Если инвестор строит завод, он должен знать, что никто — ни пожарный, ни эколог, ни санитарный врач — не придет к нему ни с какими поборами. Потому что все требования уже записаны в федеральном законе. И эти же требования закон обяжет инвестора учесть при строительстве предприятия или при выпуске продукции.

Разрабатывать обязательные технические стандарты предполагается теперь гласно, с участием всех заинтересованных сторон, в том числе и частных компаний. Как объясняют в Минэкономразвития, публичное обсуждение регламентов необходимо по причине того, что каждый технический регламент — это ограничение для бизнеса, а в соответствии с конституцией, такого рода ограничение прав возможно только в законодательном порядке, а не как сегодня, когда стандарты пишут чиновники третьей руки, которые затем выстраивают систему поборов.

Сертификации продукции, со-гласно проекту закона, не предусмотрено. Вместо этого будет введена новая форма подтверждения соответствия продукции действующим стандартам — декларация соответствия. Закон предполагает усиление наказания за несоблюдение технических норм, однако имущественная ответственность может наступить только по решению суда.

В Российской Федерации будет создано пять межотраслевых регламентов: «О безопасной эксплуатации машин и оборудования», «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений», «О пожарной безопасности», «О гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности» и «Об экологической безопасности».