Степень знатока рынка


Анастасия САЛОМЕЕВА

Специализация «МВА-маркетинг» пользуется неизменной популярностью среди топ-менеджеров. Все большее число компаний ищут управленцев с современным видением задач маркетинга, которые помогли бы фирме добиться успеха в сложных рыночных условиях, характеризующихся сегментацией рынков, непрерывным поиском путей продвижения новых товаров и услуг, усилением конкуренции. Сегодня степень МВА со специализацией «Маркетинг» можно получить в большинстве российских бизнес-школ или за границей.

Одним из первых в нашей стране диплом МВА с этой специализацией стал выдавать Институт бизнеса и экономики, учрежденный Академией народного хозяйства при Правительстве РФ (www.ibe.ru). С 1993 года АНХ сотрудничает с Калифорнийским государственным университетом Хейвард (California State University, Hayward). Программа MBA ИБЭ АНХ первой в России получила полную аккредитацию в США. Занятия проводят профессора и преподаватели Института бизнеса и экономики и Калифорнийского государственного университета, а также ведущие ученые из Академии народного хозяйства, МГУ, Высшей школы экономики, ЦЭМИ РАН, специалисты министерств и ведомств, представители международных организаций и деловых кругов обеих стран.

В ИБЭ учащихся готовят к проведению сложнейших маркетинговых исследований, цель которых — более эффективное распространение товара, определение его цены и стратегии продвижения на рынке. Среди специализированных курсов ИБЭ АНХ — маркетинговые исследования, семинары по теории поведения потребителей, по стратегии маркетинга, по менеджменту в области международного маркетинга и др.

В течение учебного года происходит два набора учащихся — в осеннюю и зимнюю четверти (в Калифорнийском университете — четыре). Продолжительность первого курса обучения (Foundation program) — четыре четверти. Учащиеся осеннего набора заканчивают первый курс в начале августа, зимнего — в первой половине декабря.

Второй курс (MBA program) занимает четыре или пять четвертей, в зависимости от числа дисциплин по выбору (electives), которых может быть от трех до шести. Таким образом, при максимальном количестве дисциплин на втором курсе (14 предметов) группа осеннего набора заканчивает заниматься в начале декабря следующего года, а группа зимнего набора, соответственно, в марте.

На программу «Мастер делового администрирования» принимаются лица, имеющие законченное высшее образование и прошедшие собеседование с приемной комиссией Института бизнеса и экономики. Зачисление на программу первого года Foundation осуществляется Институтом бизнеса и экономики по результатам собеседования, включающего тест TOEFL и решение примеров по математике, в основном на сообразительность, логическое мышление и умение поставить задачу, а также интервью с руководством института с целью выяснения профессионального опыта и интеллектуального потенциала кандидата.

Зачисление на второй год — программу МВА — осуществляется Калифорнийским государственным университетом. Необходимо сдать тесты TOEFL (набрать не менее 550 баллов) и GMAT (400—450 баллов). В университет представляется заверенный перевод диплома о первом высшем образовании с приложением (выпиской из зачетной ведомости) и два рекомендательных письма с работы или от преподавателей первого вуза.

Оплата зависит от количества предметов, изучаемых в четверти. В 2000/01 учебном году общая стоимость подготовки на первом курсе составляла $4,5 тыс., включая вступительный взнос $100. На втором курсе — $ 5,6 тыс., включая регистрационный взнос $100.

Учащимся, успешно окончившим программу МВА, выдаются три диплома: диплом Калифорнийского государственного университета Хейвард о присвоении степени МВА, диплом Института бизнеса и экономики и государственный диплом о дополнительном образовании «Мастер делового администрирования» (MBA).

МВА-образование со специализацией «Маркетинг» можно получить в московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» (www.mirbis.ru). Это одна из старейших отечественных МВА-программ. Она разработана вместе со специалистами Российской экономической академии им. Плеханова еще в 1995 году, в 1997 году программа и специализация были аккредитованы в Лондонском университете Гилдхолл (London Guildhall University; LGU). И теперь желающие, если качество их знаний и представленный дипломный проект отвечают требованиям экзаменаторов LGU, могут получить двойной диплом МВА.

Рассматриваемая программа «МВА-маркетинг» дает слушателям знания в области коммуникационной, товарной, ценовой политики, информационных технологий в маркетинге, поведения потребителей и пр. Выбор специализации происходит в третьем семестре. Среди изучаемых дисциплин: стратегический маркетинг, маркетинговые исследования и моделирование, управление маркетингом, коммуникационная политика, товарная политика, ценовая политика, информационные технологии в маркетинге, поведение потребителей, логистика, менеджмент продаж, каналы распределения, интернет-маркетинг, международный маркетинг, искусство переговоров и др.

Срок обучения по программе «МИРБИС» два года. Занятия ведутся по вечерней и по очно-заочной форме.

Поступающие должны иметь государственный диплом о высшем образовании. Зачисление на курс проводится по результатам собеседования по экономике и предпринимательству. Стоимость обучения: $5,6 тыс. на вечернем отделении и $4,3 тыс. — на очно-заочном. По программе двойного диплома МИРБИС — LGU на вечернем отделении плата составляет $8,1 тыс.

Диплом МВА со специализацией «Маркетинг» можно получить и в Высшей коммерческой школе (ВКШ) при Министерстве экономического развития и торговли РФ (www.hcms.ru). Программа МВА в ВКШ составлена с учетом документа «Принципы Европейского стандарта МВА», а также государственных и международных требований, норм и стандартов, предъявляемых к подготовке менеджеров высшей квалификации. Среди дисциплин, изучающихся в ВКШ по специализации «Маркетинг», — маркетинг в деятельности фирмы, реклама и выставки, организация коммерческой деятельности, е-коммерция, PR-технологии, мерчендайзинг, логистика, транспорт, складские операции, инвестиционное партнерство, страховые операции. По окончании программы студентам выдается государственный диплом о дополнительном к высшему образовании, удостоверяющий присвоение дополнительной квалификации МВА.

Занятия ведутся по дневной, вечерней и очно-заочной, модульной и дистанционной формам подготовки. Продолжительность обучения по дневной форме — полтора года (два учебных семестрa и один семестр, связанный с работой над исследовательским проектом, стажировкой и практикой). Занятия проводятся пять раз в неделю по восемь академических часов, в отдельных случаях по субботам. Вечерняя форма обучения включает четыре учебных семестра. Учебные мероприятия проходят три раза в неделю по четыре академических часа. Программа допускает проведение занятий по субботам в объеме до восьми академических часов. По очно-заочной форме предусмотрено шесть очных сессий, продолжительностью 12 дней каждая, и один семестр для консультаций, подготовки курсового и исследовательского проектов, практики и итоговой аттестации (госэкзамен, защита исследовательского проекта). Слушателю предоставляется также возможность посещать занятия по отдельным дисциплинам на дневной или вечерней формах обучения. Обучение по вечерней и очно-заочной формам продолжается два года.

По дистанционной форме предусмотрены четыре очные сессии, продолжительностью 12 дней каждая, и один семестр для консультаций, подготовки курсового и исследовательского проектов, практики и итоговой аттестации. Слушатель может посещать занятия по отдельным дисциплинам на дневной или вечерней формах обучения.

Общая продолжительность программы «Мастер делового администрирования», включая подготовку курсового и исследовательского проектов, практику и итоговую аттестацию, составляет 1060 академических часов (бизнес-программа), в рамках программы — лекции, семинары, деловые игры, практические занятия и другие современные методы и формы обучения. На изучение специальных дисциплин отводится не менее 250 академических часов. Занятия ведут российские и зарубежные преподаватели, а также специалисты отечественных и зарубежных предприятий и фирм, владеющие практическим опытом и знаниями в сфере современного управления бизнесом. Стоимость обучения по дистанционной форме — $5 тыс., по всем остальным — $6,9 тыс.

В ВКШ принимаются лица с высшим профессиональным образованием (по любой специальности), как правило имеющие стаж практической работы не менее двух лет. Будущие студенты проходят тестирование по английскому и информатике.

Желающим получить американское бизнес-образование можно порекомендовать Высшую школу менеджмента Келлогг (The Kellogg Graduate School of Management). Она заслуженно считается одной из лучших школ по преподаванию маркетинга. А кроме того, обладает характерной чертой, делающей ее уникальной: «келлоггской культурой» — культурой командного духа, в которую буквально с первого дня обучения погружаются студенты. Келлогг придерживается следующей методики преподавания: лекции — 30% учебного времени, «case study» — 30%, групповые проекты, консалтинговые отчеты, самоподготовка — 40%.

В Кellogg преподаются двухгодичная (Six-Quarter МВА) и одногодичная (Four-Quarter МВА) программы МВА. Кандидаты на поступление обязаны иметь уровень подготовки, аналогичный американскому четырехгодичному образованию (степени бакалавра), опыт работы в бизнесе от одного года, но в среднем студенты имеют пятилетний опыт работы. Необходимо свободно говорить, читать и писать по-английски. Требуется предоставить приемной комиссии результаты тестов TOEFL и GMAT, сведения об успеваемости и отчет «Обозрение прогресса в карьере», составленный другим лицом, желательно начальником будущего студента. Абитуриенты проходят собеседование с преподавателями или выпускниками школы. Следует отметить, процесс приема является очень «персонализованным», причем специальное внимание уделяется качествам и достижениям каждого абитуриента, в особенности навыкам и умениям общения. Эти свойства являются довольно точными показателями будущей успешной деятельности кандидата как в качестве члена сообщества Келлогг, так и в качестве профессионала бизнеса.

Стоимость обучения в школе составляет $49 695 для студентов программы Six-Quarter MBA и $64 336 — по программе Four-Quarter МВА. Кроме собственно платы за учебу, сюда входит цена книг и учебных материалов, компьютерного оборудования, а также расходы на проживание. Более подробная информация — на сайте школы http://www.kellogg.nwu.edu.

Тем, кто предпочитает европейское образование, советуем обратить внимание на Лондонскую школу бизнеса (London Business School; LBS) и Международную школу менеджмента Наваррского университета в Испании (IESE Graduate Business School). Там, по мнению многих специалистов, дают прекрасную подготовку в области маркетинга.