Сила – в единстве


Сергей ПЛЕТНЕВ

Каждая нефтяная компания имеет свои приоритеты в развитии, свой взгляд на то, что является главным в современном нефтяном бизнесе. Это в полной мере относится и к путям решения многочисленных проблем в российской нефтяной отрасли. Предлагаем вниманию читателя точки зрения руководителей нефтяных компаний, высказанные на Международном нефтяном форуме «Нефть России: настоящее и будущее», организатором которого была компания «ЛУКОЙЛ».

Вагит АЛЕКПЕРОВ, президент компании «ЛУКОЙЛ»:

— В международной области сегодня действительно время перемен. Мы в очередной раз стоим перед важнейшей проблемой сочетания интересов нефтедобывающих стран и мировой экономики в целом. Ситуация исключительно важна для всех, потому что выработанные теперь подходы будут определяющими на ближайший период истории, станут моделью, на основе которой примут глобальные решения.

Лучше всего это видно на примере вопроса о справедливых ценах на нефть. У каждой заинтересованной стороны свое видение данной проблемы. Но на наш взгляд, принципиально не то, каковы будут цены на нефть. Главное — кто и как будет их определять в обозримый период времени. Вот что стоит первым в повестке дня!

Нам кажется, что вектор решения проблем в международном нефтяном сообществе направлен на улучшение координации действий, во-первых, всех нефтедобывающих стран и, во-вторых, стран-экспортеров и импортеров. Причем основополагающим в такой координации являются не желания или амбиции каких-то стран или нефтяных компаний, а понимание объективной логики мирового рынка нефти. И мы должны действовать в соответствии с этой логикой, а не вопреки ей.

Но нас волнуют, конечно, не только международные проблемы. Очень нужна консолидация российского нефтяного сообщества, основанная на взаимовыгодных корпоративных интересах нефтяников, будь то крупные, средние или мелкие компании. У нас были и остаются разногласия по ряду важных вопросов. Эти разногласия неизбежны. Но они не могут и не должны стать помехой для корпоративного единения по кардинальным вопросам стратегии и повседневной жизни, если такое единение происходит под флагом российской нефти. В конечном счете, именно такая консолидация в интересах и государства, и российского общества.

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ, президент компании «ЮКОС»:

— Россия имеет огромные резервы для наращивания объемов добычи нефти. Применение современных технологий способствует увеличению добычи. Однако имеющиеся возможности увеличения добычи Россией реализуются слабо. Зачастую это мотивируется заботой о будущих поколениях. Но пик добычи в мире, по прогнозам специалистов, наступит уже через 20 лет, а через 40 лет начнется спад спроса на нефть в связи с использованием альтернативных видов топлива. На такой срок нефтяных запасов у России более чем достаточно. А когда потребление нефти в мире заметно снизится, часть российских запасов останется невостребованной. Это нужно четко понимать. Было бы разумно полностью реализовать потенциал отрасли сейчас, а не в отдаленной перспективе.

Основным препятствием для развития нефтедобычи являются не технологические или инвестиционные проблемы, а неразвитость рынка сбыта нефти. Этот вопрос особенно остро заявит о себе через несколько лет, когда уровень добычи в России достигнет 450 млн т нефти в год. Соответственно, уже сегодня надо активно заниматься расширением рынков сбыта: вести переговоры с потенциальными потребителями, добиваться снижения себестоимости и улучшения качества российской нефти, бороться за обеспечение равных условий доступа к магистральным трубопроводам. Решение подобных задач отвечает интересам всех добывающих компаний. Значит, надо работать вместе.

Семен КУКЕС, президент Тюменской нефтяной компании:

— Сейчас перед компанией и отраслью стоят три фундаментальные задачи: привлечение долгосрочных инвестиций, диверсификация бизнеса, включая объекты нефтехимии и газовой промышленности, а также налаживание стратегического партнерства с иностранными компаниями. Но вначале нужно наладить отношения между российскими участниками нефтяного рынка. Мы единственная страна, где у компаний, работающих на рынке, нет тесных контактов между собой. А ведь переход от соперничества к сотрудничеству объективно необходим: компании могли бы разделить финансовые, стратегические, географические риски.

Александр КОРСИК, первый вице-президент компании «Сибнефть»:

— «Сибнефть» даже в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры не намерена корректировать в сторону уменьшения свою инвестиционную программу на 2002 год, которая предусматривает капиталовложения на уровне $600—700 млн. Пятая часть этой суммы будет инвестирована в нефтепереработку, а основные средства вложены в добычу.

Перспективы привлечения инвестиций в значительной мере зависят от уровня культуры корпоративного управления. «Сибнефть» первой в России отреагировала на это требование времени, выпустив в июле 1998 года устав корпоративного управления, разработанный группой независимых экспертов.