“Раньше мы много глушили, а теперь способствуем свободе слова”


Владимир КАЛЬЧЕНКО, центр радиовещания и радиосвязи №11 г. Новосибирска:

Директор центра радиовещания и радиосвязи № 11 г. Новосибирска (ЦРР-11) Владимир Ильич Кальченко рассказал нашему корреспонденту о деятельности центра.

— Как долго существует центр радиовещания и радиосвязи № 11 г. Новосибирска (ЦРР-11)?

— Если говорить формально о названии, то недолго. Центром радиовещания и радиосвязи № 11 мы стали после присоединения в 1998 году государственных предприятий связи, распространяющих радио- и телевизионные сигналы, к новосибирскому подразделению Всероссийской государственной телерадиокомпании. Однако фактическая история нашего предприятия началась еще в сентябре 1926 года, когда в окружном центре Новониколаевске (ныне Новосибирске) вышел в эфир радиовещательный передатчик РВ-6.

— Как центр адаптировался к рыночной экономике? Были ли какие-либо структурные преобразования?

— Адаптация ЦРР-11 к рынку происходила достаточно тяжело, и я бы назвал это не адаптацией, а борьбой за выживание.

Экономическая и политическая ситуация в СССР конца 80-х годов, а затем в России начала 90-х годов, связанная со сменой идеологии государства, не могла не отразиться на работе радиопредприятий, распространяющих радиосигнал. Так, например, объемы мощного радиовещания на зарубежные страны сократились примерно на порядок. От радиосвязи на коротких волнах отказались предприятия Министерства связи, Министерства обороны, Гидрометеослужба и другие государственные заказчики. Кроме того, в 1989 году полностью прекращено глушение зарубежных голосов, а ведь за все это государство исправно платило деньги, и именно на увеличение объема мощного радиовещания, количества радиосвязей и совершенствование способов глушения нацеливалось развитие нашего предприятия в течение многих десятилетий.

На этом политическом и экономическом фоне, а также в условиях запрета на приватизацию радиопредприятий началась наша адаптация к рыночным условиям, прежде всего была постепенно проведена структурная перестройка предприятия. Мы вынуждены были ликвидировать подразделения и сократить персонал, работающий на глушение «голосов», законсервировать ряд цехов, работающих на коротковолновых радиосвязях, сократить количество радиовещательных станций, работающих на зарубежное и внутреннее вещание.

Произвели реконструкцию станции спутниковой связи «Азимут-Н», создали цифровую соединительную линию к ней, заново отстроили телепорт на месте бывшей приемной радиостанции в пос. Матвеевка. Внедрили энергосберегающие технологии на мощных радиовещательных передатчиках.

В течение последних пяти—шести лет на предприятии почти полностью сменилось высшее и среднее руководящее звено.

— Какие услуги предоставляет центр?

— В настоящее время ЦРР-11 предоставляет услуги по распространению программ радиовещания на длинных, средних, коротких волнах, а также в FM-диапазоне. Особенно интенсивно в последнее десятилетие на нашем предприятии развиваются услуги спутниковой связи и вещания.

— Как бы вы оценили государственную политику в области регионального радиовещания и радиосвязи? Довольны ли вы ею? Какие шаги, на ваш взгляд, нужно сделать государству и региональному руководству, чтобы улучшить положение?

— Прежде чем ответить на эти вопросы, хочу обратить ваше внимание, что ЦРР-11 не предоставляет услуги мобильной связи, поэтому, когда в интервью будет употребляться термин «радиосвязь», под этим следует понимать спутниковую, либо коротковолновую радиосвязь.

Как мне кажется, государственная политика в области регионального радиовещания и радиосвязи умерла вместе с распадом СССР, поэтому быть довольным хоть в какой-то степени отсутствием таковой, естественно, невозможно. Если говорить о магистральных коротковолновых радиосвязях, то они ушли с коммерческого рынка естественным путем. Этому способствовало бурное развитие более эффективных цифровых видов спутниковой связи и оптоволоконных систем передачи.

Технические средства коротковолновой радиосвязи (а их очень много) разбросаны по радиопередающим центрам России, поддерживаются в рабочем состоянии до сих пор и предназначены для работы в моменты чрезвычайных ситуаций. Считаю, что для Министерства связи РФ, МПЧС и МО давно назрела необходимость определиться, в каком количестве нужны эти технические средства и нужны ли вообще? Если да, то следует разработать современную концепцию их взаимодействия на особый период и, естественно, предусмотреть в бюджете средства на их содержание.

Сложнее обстоит дело с региональным радиовещанием. Видимо, государству все же необходимо иметь структуру под условным названием «Гостелерадио», которая бы занималась политикой развития как регионального, так и общероссийского радиовещания. «Гостелерадио» должно принять программу по охвату территории РФ государственными программами, определиться с их количеством. Под эту программу Министерство связи должно разработать частотные планы во всех диапазонах частот радиовещания, определиться с частотами, на которых должны распространяться социально значимые общероссийские и региональные программы.

Конечно, содержание и развитие государственной сети и распространение радиопрограмм — дело дорогостоящее. Думаю, что, безусловно, часть затрат должен нести госбюджет, другую часть затрат на содержание необходимо покрывать за счет частных компаний, желающих работать на государственной сети. Этот вопрос также должен входить в компетенцию «Гостелерадио».

Нашим законодателям и правительству следует четко определить и разграничить функции и сферу ответственности в данных вопросах Минсвязи и «Гостелерадио» (в настоящее время функции «Гостелерадио» частично выполняет Минпечати), каждый должен профессионально заниматься своим делом. В регионах в настоящее время идет массовое увлечение созданием дорогостоящих спутниковых систем распространения местных программ. Я думаю, что этот путь тупиковый. Существует насущная необходимость в том, чтобы региональные руководители сели за стол переговоров и договорились о создании межрегиональной сети спутникового вещания, эффективность которой будет повышаться пропорционально числу регионов участников.

— На каких экономических условиях работает центр сегодня?

— Согласно Указу Президента РФ № 1031 от 13 августа 2001 года, ЦРР-11 в числе других предприятий, распространяющих телерадиосигнал, с начала этого года был выделен из состава ВГТРК и присоединен к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ФГУП РТРС) в качестве филиала.

— Как осуществляется взаимодействие центра с ВГТРК? Что дает центру это сотрудничество?

— По договору с ВГТРК наш центр распространяет программу «Радио России», которую слушает население Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края. Также с помощью нашей станции спутниковой связи мы осуществляем перегоны репортажей корреспондентов РТР с территории Западной и Восточной Сибири в Москву. Так новости из Сибири попадают в программу «Вести».

В течение 1999 и 2000 годов мы входили в состав ВГТРК. Об этом времени остались теплые воспоминания. Но в нашей совместной работе были не только плюсы, поэтому в августе 2001 года был подписан указ президента, который вывел нас из состава этой компании.

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных, на ваш взгляд, проектах центра.

— В настоящее время ЦРР-11 участвует в нескольких подобных проектах. В частности, это сотрудничество с администрацией Новосибирской области по распространению местной программы телевидения. Это совместная работа с ГТРК «Новосибирск» над созданием сети Сибирского федерального округа по распространению программы «Сибирь ТВ». Это сотрудничество с сотовыми компаниями по организации спутниковых и наземных каналов связи. Есть и другие интересные проекты.

— Какие направления деятельности центра, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

— Наибольший интерес с точки зрения эффективности в настоящее время представляют проекты, в основе которых лежит использование современных способов передачи информации, неважно, идет речь о передаче данных или о передаче изображения. Этим я хочу сказать, что вся деятельность ЦРР-11 направлена на внедрение цифровых методов доставки информации с помощью радиосредств, и это сейчас приносит неплохие финансовые результаты. Наши специалисты готовятся к завтрашнему дню, прорабатывают вопросы внедрения цифрового радиовещания в стандарте DRM. Надеюсь, еще одна техническая революция в области радиовещания не застанет нас врасплох.

— Сотрудничает ли центр с региональными компаниями. Если да, то с какими?

— У нас давние связи с ГТРК «Томск», ГТРП «Областной депутатский канал». В настоящее время, как уже упоминалось, налаживается сотрудничество с ГТРК «Новосибирск». Конечно же, продолжаем активно работать с традиционными региональными операторами связи (я имею в виду АО электросвязи) и относительно молодыми региональными компаниями сотовой связи.

— Сотрудничает ли ваш центр с другими радиовещательными компаниями, региональными и столичными?

— Конечно, наше сотрудничество с телерадиокомпаниями не ограничивается региональным уровнем. Среди наших заказчиков практически все общероссийские и московские телерадиокомпании. Особенно хочется отметить давние партнерские отношения с телекомпанией НТВ, которой мы еще в 1996 году помогли организовать трансляции в цифровом виде на Дальний Восток.

Еще пример: в конце прошлого года совместно с ЗАО «Арктик Регион Связь» нам удалось в кратчайшие сроки осуществить интересный проект по доставке программы СТС и двух радиовещательных программ для жителей Чукотского автономного округа.

— С какими проблемами сталкивается ваша компания сегодня?

— Перечислить все проблемы, с которыми сталкивается ЦРР-11, наверное, невозможно. Остановлюсь только на трех основных.

Первая проблема — это содержание четырех жилых поселков, находящихся на балансе центра.

Вторая, частично зависящая от решения первой, — невозможность установить достойную заработную плату высококвалифицированным специалистам.

Но самая главная проблема — работа в условиях постоянной реорганизации в течение последних двух лет. Я думаю, что еще одной реорганизации «сверху» наше предприятие экономически может просто не выдержать. Но мы оптимисты и верим, что руководство вновь созданного ФГУП РТРС быстро разберется с реальным положением дел государственной сети распространения телевидения и радиовещания. Будут приняты решения, обеспечивающие эффективную работу крепких предприятий, выживание слабых, а в дальнейшем — успешное развитие отрасли в целом. Для принятия верных решений надо помнить о законах природы, частью которой мы являемся, законах, которые полностью распространяются и на экономику. Для изложения мысли приведу образное сравнение: большая полноводная река образуется из ручейков, малых речушек, которые самостоятельно пробили себе дорогу в ее полноводное русло. А если человек начинает искусственно их прокладывать и ухаживать за этими руслами, сколько для этого нужно усилий? И будут ли они эффективны? Эта фраза эксклюзивно обращена к нашему новому руководству.

— Какой материально-технической базой располагает центр? Позволяют ли технические средства охватить весь регион?

— Материально-техническая база, которой располагает ЦРР-11, очень неоднородна. С одной стороны, это старая, изношенная почти на 80% техника радиовещания, с другой — самая современная, передовая техника организации передачи цифровой информации с помощью спутниковых систем связи. Для удовлетворения потребностей быстрорастущего рынка телекоммуникаций, конечно, техники всегда не хватает. Ежегодно центр инвестирует в новые проекты около 10% своего валового дохода. Для удержания позиций на рынке телекоммуникаций этого достаточно, но для расширения видов услуг, предоставляемых предприятием, этого явно мало.

— Сколько сотрудников работает в центре? Привлекаете ли вы молодых специалистов? Если да, то из каких вузов?

— Коллектив ЦРР-11 насчитывает 500 сотрудников. После выхода предприятия из кризиса начала пореформенных лет, а это произошло в 1997—1998 годах, появилась возможность привлекать на работу молодых специалистов, в основном выпускников Сибирского государственного университета телекоммуникаций (СибГУТИ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

— Какую кадровую политику проводит руководство центра радиовещания и радиосвязи? Как мотивированы ваши сотрудники? Ездят ли на стажировку за рубеж?

— Что касается политики подбора и расстановки кадров на предприятии, то она базируется, главным образом, на воспитании и росте «доморощенных» специалистов, начиная с индивидуальной работы с каждым выпускником вуза. В дальнейшем им предоставляется возможность повышения квалификации на различных курсах в Санкт-Петербурге, Москве и, конечно, Новосибирске. Стараемся привлекать большее число специалистов к работе над новыми проектами, поощряется инициатива и идеи, позволяющие более эффективно использовать возможности предприятия. До вхождения предприятия в состав ВГТРК ежегодно два—три специалиста выезжали за рубеж не только для стажировки, но и с целью заключения договоров на расширение сферы услуг или заключения контрактов на поставку оборудования связи.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об организационной структуре центра.

— В состав ЦРР-11 входят четыре передающих радиоцентра и два спутниковых телепорта. Остальные подразделения носят вспомогательный характер. Один из четырех радиопередающих центров радиоцентр № 9 был построен в 70—80-х годах и является одним из самых крупных в России. На нем работает почти 200 человек. Это современное, абсолютно автономное хозяйство, в прошлом самостоятельное предприятие с собственным балансом. Основные задачи, которые он выполняет, — мощное коротковолновое вещание на зарубежные страны и обеспечение распространения программ «Маяк» и «Радио России».

Два телепорта, входящие в состав ЦРР-11, вполне современные предприятия телекоммуникаций. Один из них — «Азимут-Н» — в основном выполняет задачи по организации магистральных каналов связи в интересах ОАО «Ростелеком», а также функции контрольной станции на спутниках связи в точках стояния 140° и 145° восточной долготы. В его состав входит пять станций спутниковой связи.

Второй телепорт — «Матвеевка» — организован на базе бывшей приемной коротковолновой станции. Он находится в черте города и играет в основном роль загружающей станции по передаче телевизионной информации как на Дальний Восток, так и на запад, в сторону Москвы.

В заключение хотелось бы еще раз выразить свою глубокую убежденность, что выделение предприятий связи из ФГУП ВГТРК в самостоятельную федеральную структуру, упорядочит положение на рынке предоставления услуг телерадиовещания, сделает их равнодоступными для любых электронных средств массовой информации, и послужит новой отправной точкой развития телерадиовещания в Сибирском регионе и Российской Федерации в целом.