“Наш институт динамично развивается”


Александр ДЕГТЯРЕВ

Уфимский государственный институт сервиса (УГИС) — уникальное учебное заведение. За последние десять лет УГИС превратился в один из ведущих вузов и научный центр отрасли сервиса Республики Башкортостан. Многие считают, что своим успехом УГИС обязан умелому руководству и организаторским способностям его ректора — доктора экономических наук, профессора Александра Николаевича Дегтярева. О своих взглядах на современное образование Александр Николаевич рассказал корреспонденту журнала.

— Когда был создан Уфимский государственный институт сервиса и как долго его возглавляете вы?

— В 1971 году в Уфе открылся филиал Московского технологического института, где проводилась подготовка студентов по трем специальностям. Я возглавил вуз в 1990 году. К этому времени он был в незавидном состоянии. Пришлось заняться усовершенствованием учебного процесса, повышением квалификации преподавателей, обновлением и модернизацией материально-технической базы. В феврале 1994 года филиал преобразован в Уфимский технологический институт сервиса. В 1997 году меня переизбрали на новый срок, а в апреле 2002 года распоряжением Правительства РФ вуз был преобразован в Уфимский государственный институт сервиса.

Наш институт — единственный вуз в регионе, который готовит специалистов для сферы сервиса. Сегодня на семи факультетах института ведется подготовка студентов по 15 специальностям, ориентированным на потребности социальной инфраструктуры в области конструирования, производства и ремонта одежды и бытовой техники, химической технологии, производства и переработки кожи и меха, промышленной экологии, социально-культурного сервиса и туризма, менеджмента и маркетинга, малого бизнеса, финансов и налогообложения для сферы услуг, текстильной и легкой промышленности, финансовых и налоговых структур Башкортостана и Урало-Поволжского региона.

— Известно, что вы были инициатором проведения в Уфимском государственном институте сервиса уникального экономического эксперимента. Что побудило вас к этому?

— Цель нашего эксперимента — функционирование вуза как саморазвивающейся системы высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования в рамках государственного стандарта. Кроме того, эксперимент должен способствовать выполнению фундаментальных и прикладных научных исследований в практически неизученных сферах сервиса и малого бизнеса.

Для проведения эксперимента было несколько причин. Во-первых, российская экономика в целом находится на подъеме, и, для того чтобы подготовить современных специалистов сферы сервиса, необходимо усовершенствовать учебный процесс. Во-вторых, изменились требования на региональном рынке труда. Сегодня сфера услуг Башкортостана нуждается в квалифицированных кадрах социально-значимых специальностей. Эти люди должны обладать управленческими навыками, знать экономику, менеджмент, маркетинг, современные информационные технологии.

Мы сделали упор на фундаментализацию образования. Без глубоких знаний в области фундаментальных наук (естественных и математических, гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных) даже самый «глубокий» специалист сегодня быстро утратит свою квалификацию. Важна также гуманизация образования. Я имею в виду не только изучение гуманитарных дисциплин (хотя учебные планы нашего института выгодно отличаются от учебных планов даже некоторых гуманитарных вузов), но и подготовку специалистов с социально-значимыми человеческими качествами. Студенты УГИС изучают основы делового общения, психологии, управления, этику деловых отношений, этику и культуру сервиса.

Очень важна информатизация образования. УГИС реализует новые информационные технологии в учебном процессе, такие, как дистанционное образование, и совершенствует базу для успешного их внедрения — информатизирует библиотеку. Сегодня большое внимание уделяется и гибкости образования — потребности рынка; последние достижения науки и техники постоянно корректируют содержание учебных дисциплин, структуру учебных планов.

Современное общество, и в первую очередь сфера сервиса, — это мультикультурный мир. Межкультурная коммуникация предполагает и культуру речи специалиста, и способность общаться на нескольких языках. В Уфимском государственном институте сервиса особое внимание уделяется углубленному изучению иностранных языков, причем будущие специалисты по связям с общественностью, внешнеэкономическим связям, социально-культурному сервису и туризму изучают иностранный на протяжении всех лет обучения. Кроме того, изучаются культура русского языка, основы речевой коммуникации, есть возможность изучить башкирский язык.

Башкортостан — уникальная республика, ее территория огромна, но зачастую молодежь из малых и средних городов, поселков и сел не имеет таких возможностей, как их сверстники, живущие в крупных городах. Поэтому УГИС открыл представительства в Салавате, Октябрьском, Бирске, Учалах, Стерлитамаке. Мы развиваем дистанционное образование с применением коммуникационных технологий. Стремимся к тому, чтобы способствовать развитию службы сервиса во всех регионах республики, и особенно в сельской местности.

И наконец, знания, полученные в вузе, в современных условиях быстро устаревают. Основываясь на зарубежном опыте, наш институт ввел систему непрерывного образования и повышения квалификации. Важнейшая ее часть — дополнительное образование, куда входит и подготовка кадров под только формирующиеся рыночные ниши, подготовка отдельных специалистов для новых сфер бизнеса, создание инфраструктуры дополнительного образования (тренинг-фирм, информационно-консалтинговых центров, центра VIP-обслуживания и пр.).

— Какие именно шаги были сделаны руководством УГИС для внедрения эксперимента? На чем он основывался?

— Мои коллеги и я выработали стратегию под названием «Концепция комплексного развития УГИС». Это позволило перейти на многофункциональную, вариативную и ступенчатую подготовку специалистов, соответствующую международным стандартам профессиональной подготовки, и создать систему послевузовского и дополнительного образования.

В институте была введена система модульно-блочной подготовки специалистов, которая предусматривает обучение по четко структурированным блокам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальный блок. Мы предусмотрели возможность подготовки специалистов и по индивидуальным планам на основе эклективного дополнительного образования. Внедрили систему дистанционного образования, открыли аспирантуру, факультет подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации кадров. Созданы «Бизнес-центр», который оказывает дополнительные образовательные услуги, региональный учебно-деловой центр Морозовского проекта, созданный по инициативе Академии менеджмента и рынка и ставший базовым в подготовке предпринимательских кадров республики, высшая школа ресторанного бизнеса на базе нашего студенческого тренинг-ресторана «Гаудеамус». Сотрудничаем с международными высшими школами в Австрии, Великобритании, Германии, США.

Выработанная стратегия позволила унифицировать и оптимизировать набор специальностей и специализаций. Появились новые уникальные направления, например «Художественное проектирование костюма», «Связи с общественностью», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Менеджмент в социальной сфере», «Бухгалтерский учет и аудит», «Государственное и муниципальное управление».

Но для того чтобы экономический эксперимент был успешно реализован, нам требовалось оптимизировать материальные ресурсы. В первую очередь мы реорганизовали инфраструктуру вуза и создали сеть уникальных по своей направленности структурных подразделений учебного, учебно-методического, воспитательного, научно-исследовательского, социально-экономического профилей. У нас работают отраслевая лаборатория «Наука-сервис», научно-инженерный центр «Ресурсы-сервис», научно-производственная лаборатория «Кожа», художественная галерея «Академия», школа ресторанного бизнеса «Гаудеамус», о которой я говорил раньше, интернет-кафе «Летучая мышь», лаборатория «Технология народного декоративного искусства», «Дизайн-центр», созданный для повышения квалификации художников-модельеров. Учебно-деловой центр Морозовского проекта и «Бизнес-центр» не только оказывают дополнительные образовательные, но и консалтинговые, информационные, аудиторские и рекреационные услуги. Центр «Антикризисное управление» осуществляет консультативное сопровождение процессов реформирования и реструктуризации предприятий.

Наши успехи привели к тому, что институт стал открытым для инвестиций. Все средства мы направляли в модернизацию и развитие материально-технической базы вуза. Наши лаборатории, тренинг-центры, интернет-кафе и компьютерные классы укомплектованы современной техникой.

— Каких результатов достиг вуз после внедрения эксперимента?

— Положительные результаты налицо. Наш институт динамично развивается. Быть его студентом очень престижно в Башкортостане. Предоставление образовательных услуг приобрело системный циклический характер. Изменился качественный уровень учебной, научной, материальной базы УГИС. Значительно вырос и уровень интеллектуального потенциала наших преподавателей. За эти годы число докторов наук увеличилось с 2 до 40, аспирантов и соискателей с 6 до 200 человек. А свидетельством удачной реализации экономического эксперимента можно считать награждение вуза в 2001 году почетной международной наградой — Золотой медалью Европейской ассоциации по поддержке промышленности, науки и образования.

— Известно, что в вузе большое внимание уделяется науке…

— Да, я считаю, что главная цель научно-исследовательской работы в вузе — становление института как научно-образовательного комплекса и превращение его в ведущий научный и научно-технический центр перспективных технологий и техники сервиса, научно-методический центр экономического, социально-культурного развития отрасли и республики в целом. Наша первостепенная задача — приоритетное развитие исследований, обеспечивающих потребности сферы услуг, научное сопровождение программ поддержки предпринимательства в Башкортостане.

— А вы сами занимаетесь научной деятельностью?

— Да, по основной своей специальности — гидрогазодинамика, горение твердых топлив — мною были получены серьезные экспериментальные и теоретические результаты. А с 1990 года мои научные интересы ориентированы также на разработку проблемы оптимизации и эффективного использования кадров высшей квалификации в условиях рыночной экономики, стабилизации развития сферы услуг и малого предпринимательства в Республике Башкортостан. На примере Башкирии мною было проведено фундаментальное комплексное научное исследование институциональных основ развития малого предпринимательства в России.

УГИС имеет уникальный и, пожалуй, единственный в республике опыт научных исследований в сфере малого и среднего бизнеса. Кафедры и лаборатории института проводят исследования, направленные на реализацию правительственной программы развития сферы услуг в Республике Башкортостан, в том числе концепции развития бытового обслуживания населения республики. Научные работы по региональным проблемам выполняются по заданиям кабинета министров Башкортостана, Министерства промышленности, внешних связей и торговли республики, Министерства образования, а также по заявкам предприятий. Наши ведущие специалисты и студенты работают в тесном контакте с учеными республики, в том числе с Академией наук Республики Башкортостан. Тем самым осуществляется преемственность «большой» науки и обеспечивается академический уровень специальной подготовки будущих специалистов.

— Сотрудничает ли институт с предприятиями Башкортостана? В какой форме проходит это сотрудничество?

— Да, сотрудничаем. Есть традиционные формы взаимодействия вуза с предприятиями сферы услуг. Мы проводим совместные совещания сотрудников института с руководителями предприятий сервиса, представителями предпринимательских структур по актуальным проблемам отрасли. Представители предприятий присутствуют при защите дипломных работ наших выпускников. На производственных площадях таких фирм, как Стерлитамакский кожевенно-обувной комбинат, Уфимская трикотажная фабрика, швейное объединение «Мир», наши студенты проходят преддипломную практику.

Также УГИС внедряет новые формы сотрудничества с компаниями: экспресс-семинары по актуальным проблемам деятельности предприятий различных форм собственности; консалтинговые услуги, которые оказывают наши сотрудники; краткосрочные курсы повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий, туристических фирм, гостиниц, ресторанов, курортов республики; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров сферы сервиса по индивидуальным учебным планам; проведение художественных выставок, демонстраций студенческих коллекций моделей одежды, конкурсов; внедрение информационных технологий на предприятиях и научное сопровождение их учеными института.

Например, институтским учебно-производственным центром «Антикризисное управление» была разработана программа реформирования ОАО «Ишимбайтрансмаш». На основе этой программы межведомственная комиссия республики включила предприятие в реестр реформирующихся. Это дало возможность предприятию реструктурировать задолженность по налоговым платежам, взносам во внебюджетные фонды. По 80 важнейшим направлениям мы провели значимые фундаментальные научные исследования и выполнили крупные проекты по заказам промышленности, в том числе по заданиям кабинета министров РБ, министерств РБ, научных институтов УНЦ РАН, Академии наук РБ. Только за последние два года учеными института разработаны и рекомендованы к внедрению около 200 различных проектов, 60 из них приняты к внедрению на предприятиях отрасли.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о профессорско-преподавательском составе УГИС.

— В институте работают высококвалифицированные и опытные преподаватели. Среди них и те, кто проработал здесь не один десяток лет, и те, кто перешел из других вузов и научных центров. Многие наши студенты, закончив аспирантуру или докторантуру, пополнили профессорско-преподавательский коллектив. О потенциале Уфимского государственного института сервиса говорит хотя бы то, что каждый десятый преподаватель — доктор наук, профессор, более половины наших преподавателей — кандидаты наук, доценты.

— Александр Николаевич, вы производите впечатление человека неукротимой энергии и с колоссальными организаторскими способностями. Наверное, вам тесно в рамках института и вы бы могли заняться еще и другой деятельностью…

— Знаете, что касается института, я бы процитировал высказывание Альберта Эйнштейна: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности». Так что Уфимскому государственному институту сервиса еще многое предстоит, и работы его руководству хватит. Например, создать университетский комплекс нового типа. Что же касается другой деятельности, то я, помимо всего, депутат и председатель постоянной комиссии по образованию Кировского района г. Уфы, заседатель Верховного суда республики, член регионального Политсовета Всероссийской партии «Единство и Отечество» — Единая Россия, член двух государственных комиссий при Президенте РБ, не считая множества других общественных обязанностей. Так что скучать мне некогда.

СПРАВКА «БОССА»

Александр Николаевич Дегтярев 8 апреля 2002 года отметил свой 50-летний юбилей. Имеет много государственных и общественных наград. Приказом Министерства образования России за вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан. За вклад в развитие сферы услуг был награжден почетной грамотой Министерства внешних связей и торговли РБ, а также почетными грамотами Республики Башкортостан и города Уфы. Обладатель почетной грамоты Союза художников РФ и Союза художников РБ за популяризацию башкирского изобразительного искусства среди молодежи и студенчества республики.

Кроме того, ректор УГИС стал победителем конкурса «Менеджер 2001 года» по Республике Башкортостан и Российской Федерации в номинации «Стратегический менеджмент в сфере образования». За значительные достижения в области менеджмента был награжден дипломом и памятной медалью.