«Главное в инвестиционном процессе — стимулировать российские вложения»


Владимир ЧЕРНОВ

Председатель ФГУП «Государственная инвестиционная корпорация» Владимир Чернов пришел в эту президентскую структуру из коммерческого сектора: до назначения главой «Госинкора» он был заместителем председателя правления Национального резервного банка. Но тем не менее, выступил с государственнической, по мнению многих, концепцией развития корпорации и сформировавшегося вокруг нее «Госинкор-Холдинга». О деятельности «Госинкора» с г-ном Черновым беседуют издатель журнала Юрий КУЗЬМИН и главный редактор Александр ПОЛЯНСКИЙ. (Фотоиллюстрации Александра ТОКАРЕВА.)

— Владимир Александрович, сейчас, по данным Госкомстата, растут прямые инвестиции в нашу экономику. Рейтинги России у международных рейтинговых агентств также имеют тенденцию к увеличению. Инвестиционный лед тронулся?

— Ситуация действительно перспективная. Но есть одна проблема: у нас в стране все еще дикий инвестиционный рынок, недостаточно осознанный и плохо организованный инвестиционный спрос. В России сейчас привлечением средств занимаются слишком многие…

— И вы, и другие государственные инвестиционные посредники, и Минэкономразвития?

— И не только те, кого вы назвали: еще сами компании, которым требуются вложения, региональные администрации, муниципалитеты.

Единого подхода, формата для инвестиционных проектов нет. Подготовка специалистов, занимающихся инвестициями, очень неравномерна. Нет даже единых опросников для тех, кто предлагает инвестиционные проекты, чтобы данные о проектах могли быть проанализированы и российским банком, и западным финансовым институтом, и консалтинговой фирмой. В результате получается этакий новый Вавилон — участники рынка говорят на разных языках и не могут друг друга понять.

Кроме того, практически все обращаются в одни и те же инвестиционные институты.

— В западные банки и инвестфонды?

— Вы сказали ключевое слово — «западные». Это как в ассоциативной игре: «море» — «теплое»; «инвестор» — «западный». А почему западный, почему не российский?

Когда меня назначили в конце мая прошлого года председателем ГУП, мы сразу же взялись за разработку концепции деятельности «Госинкора». И задумались, на каких инвестиционных доноров — отечественных или зарубежных — корпорация должна обращать внимание в первую очередь. Мы пришли к выводу, что прежде всего нужно стремиться к привлечению отечественных инвестиций.

— Капиталов, вывезенных за рубеж?

— Нет, вывезенные капиталы — проблема правоохранительных и фискальных органов. Наша же первостепенная задача — стимулировать вложения инвестиционных институтов, работающих здесь, в России. Вместе с тем мы, разумеется, много внимания уделяем и западным инвесторам, но я убежден, что ключ к решению инвестиционной проблемы нашей страны — стимулирование отечественных инвестиций. Будут они — будут и иностранные вложения. Это своего рода сигнал для западных банков, МВФ, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): «Мы научились работать с деньгами».

В данном направлении можно многое сделать. И «Госинкор» активно предлагает пути решения проблем. Корпорация выходила к прежнему руководству ЦБ с предложениями о некоторых элементарных мерах улучшения, так сказать, инвестиционного настроения российских банков путем корректировки нормативов для них. Я с огромным уважением отношусь к Виктору Владимировичу Геращенко, но понимания мы не нашли.

Кое-что «Госинкор» пытается делать в сфере стандартизации инвестиционных заявок. В прошлом году наша корпорация при поддержке Минэкономразвития инициировала разработку единой формы, которая была бы приемлема и для министерства, и для «Госинкора», и для предприятий, и для банков. Хотя бы с единообразного описания инвестиционного проекта нужно начинать…

— На вашем сайте в Интернете несколько тысяч инвестиционных проектов. Сколько из них соответствуют требованиям единого формата и в какой мере проекты востребованы?

— Публиковать информацию об инвестиционных проектах нас обязывают принципы работы корпорации, однако к описаниям проекта «Госинкор» не имеет никакого отношения. Подавляющее большинство из них не соответствуют требованиям, предъявляемым к инвестиционным проектам, востребованность их крайне невелика. Сейчас интернет-представительство Государственной инвестиционной корпорации серьезно реформируется — в ближайшее время будет организован портал, соответствующий принципам цивилизованного инвестиционного рынка…

— Как строятся отношения «Госинкора» с западными инвестиционными институтами?

— Знаете, я сам и многие наши сотрудники имеем опыт работы в международных организациях, западных компаниях. Поэтому нам удается легко находить общий язык с иностранными инвестиционными структурами. Мы сотрудничаем с ЕБРР, такими организациями, как Hermes, инвестиционными фондами, лизинговыми и страховыми компаниями, крупными иностранными производственными корпорациями…

— Каковы приоритеты деятельности, определенные для «Госинкора» и других государственных инвестиционных посредников?

— Вы затронули очень важный вопрос — приоритеты невнятны, размыты. Лесопромышленники утверждают, что главное — уменьшить высоту пней при валке леса. Аграрники говорят, что самое важное — на 140% повысить собираемость колосков. Все по-своему правы, при этом на государственном уровне акценты не расставлены.

— Это же функция правительства?

— Совершенно верно! Именно ему нужно определить основные приоритеты, которые потом будут проводиться в жизнь государственными инвестиционными посредниками, транслироваться в отраслевом и региональном разрезах.

— «Госинкор» сейчас — один из нескольких государственных инвестиционных посредников?

— Да, но при этом один из ключевых. Концепция нашей деятельности согласована и с Администрацией Президента РФ, и с правительством, и с министерствами, и с Центральным банком. Кстати, некоторые руководители Аппарата Правительства РФ, когда ознакомились с концепцией, даже сказали: «Это то, что нам нужно, может быть, стоит объединить всех инвестиционных посредников под вашей эгидой?»

Я считаю, что следует начинать не с этого. Начинать нужно с создания единого информационного пространства, единых процедур.

— Корпорация — государственное унитарное предприятие. Но государство — понятие растяжимое. Кто вами реально управляет? Минэкономразвития?

— Учредителем корпорации является Министерство имущественных отношений РФ, однако корпорация была создана в 1993 году по указу президента и, согласно этому документу, подчиняется непосредственно главе государства и его администрации.

Естественно, мы активно взаимодействуем и с правительством, и с министерствами. Кстати, с Минимущества у нас больше всего точек соприкосновения, потому что «Госинкор» активно использует такой инструмент, как управление имуществом инвестиционных объектов, в том числе прямое владение долями их уставного капитала.

— Мы слышали, что Государственной инвестиционной корпорации установлено плановое задание на привлечение инвестиций.

— Согласно контракту со мной как с председателем ГУП, у меня много обязанностей, но вот выполнения планового задания по привлечению инвестиций среди них нет. Однако корпорация, конечно, планирует свою деятельность и на какие-то цифры объемов инвестиций себя ориентирует.

Впрочем, многое из того, что делает «Госинкор» нельзя втиснуть в цифры: мы ведем огромный объем подготовительной, презентационной и консультационной работы, готовим кадры для инвестиционного рынка. Получаем комиссионные от всей этой деятельности: «Госинкор» — структура в финансовом отношении самодостаточная.

Государственная инвестиционная корпорация — организация с государственной ответственностью, но действующая в рыночных условиях. Что очень непросто. Если бы мы работали по чисто рыночной логике, то взяли бы и прокредитовали, условно говоря, производство «Сникерсов» или женских колготок, где очень высокая оборачиваемость: заработали бы хороший процент и быстро получили деньги обратно. Но «Госинкор» не может так поступать. Приходится выкручиваться, обеспечивая и решение государственных задач, и получение дохода для развития корпорации.

А государственные задачи — это вывод предприятий из сложного финансового положения, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений.

— С одной стороны, «Госинкор» — ГУП, но с другой — он сформировал вполне рыночный «Госинкор-Холдинг»…

— Государственная инвестиционная корпорация — с любой стороны государственная структура.

В момент создания «Госинкора» инвестиционного механизма в стране не существовало. А нужны оказались банки, страховые и лизинговые компании. Было принято решение создать эту инвестиционную инфраструктуру через систему участия «Госинкора» в соответствующих компаниях. Так сложился «Госинкор-Холдинг» — некоммерческая ассоциация коммерческих структур, причастных к инвестиционной деятельности «Госинкора»: Гута Банк, «Гута-страхование», лизинговые компании, туристическая компания… Пакеты акций в этих компаниях у нас разные.

Мы не ограничиваем свой выбор партнеров в тех или иных сферах только участниками «Госинкор-Холдинга». Из банков, например, помимо Гута Банка работаем с Внешэкономбанком, Внешторгбанком, Сбербанком, Международным московским банком, банком «Еврофинанс», Моснарбанком и многими другими. «Госинкор» уже имеет опыт предоставления синдицированных кредитов. Первый их них предоставлен одному текстильному предприятию на сумму $9 млн. Деньги относительно небольшие, но это только начало. Вообще организация кредитования — центральный пункт деятельности корпорации.

При этом предмет нашего первостепенного внимания — оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Это приоритет и правительства: «оборонка» — 4/5 нашей экономики. Если мы потеряем ОПК, Россия перестанет существовать как страна высоких технологий. Ведь на военных заводах создаются технологии, которые могут быть использованы и в военных, и в гражданских целях. Немаловажно, что сами такие заводы зачастую являются градообразующими предприятиями.

Недофинансирование в «оборонке» страшное — мы хорошо знаем эту проблему по многим предприятиям. Коммерческие банки не дают таким организациям кредитов — нет приемлемых для банкиров процентов по кредиту и механизмов обеспечения ссудного капитала. Я, знаете ли, сам финансист: и по образованию — закончил Московский финансовый институт, и по опыту работы — после института все время в финансовых организациях. Последние девять лет я трудился в коммерческих банках: Международном московском — заместителем начальника управления клиентских отношений и в «Нацрезерве» — заместителем председателя правления, курирующим в числе прочих направлений работу с кредитным портфелем. Так что резоны коллег понять могу.

Предприятия «оборонки» обычно не могут предоставить те виды обеспечения, которые необходимы банку, во многом в силу особого положения ОПК. Они, например, не имеют права из-за законодательных ограничений дать в залог пакет акций. А «Госинкор», как казенная организация, может его получить. И использовать в качестве обеспечения за поручительства, предоставляемые банку по кредиту для предприятия.

Корпорация выступает, таким образом, стыковочным узлом между коммерческим банком и недофинансированными предприятиями ОПК, которые совершенно определенно заслуживают кредитов, но не могут их без нашей помощи получить.

— Каков региональный аспект деятельности «Госинкора»? На какие регионы вы обращаете внимание прежде всего?

— До сих пор региональная деятельность была связана с нашими отраслевыми устремлениями и спецификой отношений с теми или иными субъектами Федерации. Поскольку мы активно работали и работаем в лесном комплексе, то присутствуем в регионах, где есть лесная промышленность, — в Республике Коми, Архангельской, Иркутской областях. А деятельность в ОПК обусловливает наше присутствие в центральных, северо-западных регионах, Бурятии…

Через работу в промышленности мы стали активно развивать сотрудничество со странами СНГ. Это прежде всего восстановление кооперационных связей «оборонки». Начали с Украины, тем более что там активно идут процессы приватизации. Наши устремления поддержали Администрация Президента РФ, Правительство РФ. Да и в Киеве на самых разных уровнях мы достигли взаимопонимания.

— И что, российский капитал готовы пустить на украинские оборонные предприятия?

— Коллеги из Украины начинают все больше отдавать себе отчет, что их продукция не относится к категории товаров повышенного спроса в объединенной Европе или где-то еще в мире. А на рынках России и стран СНГ украинские товары знают.

Для нашей страны это тоже очень много значит, потому что мы после распада Советского Союза оказались без многих важных видов продукции. И нам сейчас следует или создавать дублирующие производства, что очень дорого, или восстанавливать кооперационные связи.

Например, есть на Украине предприятие, которое производит передние стойки шасси для военных самолетов. Оно было единственным такого профиля в Союзе. Генштаб Вооруженных сил РФ требует, чтобы был создан подобный завод в России, дабы исключить зависимость от Украины. Но на «раз, два, три» его не откроешь. Поэтому налаживаем связи с украинским заводом. Тем более что соседям самим это выгодно — стойки шасси они кроме нас никому не продадут, а завод — градообразующий.

Конечно, отечественные потребители не всегда готовы покупать товары из стран СНГ — стали более разборчивы. «Госинкор» занимается лизинговыми схемами в сельском хозяйстве и сталкивается с тем, что в некоторых хорошо экономически развитых регионах руководители хозяйств говорят: «Нам не нужны белорусские трактора — они недостаточно тщательно собирают колоски, подойдут только германские». Но в большинстве регионов рады и белорусской технике.

В работе с Белоруссией подход был другой: через механизмы союзного государства России и Белоруссии к «Госинкору» обратился Минский автобусный завод, прорабатывавший возможность участия в тендере на поставку в Югославию 111 автобусов. А кредит на покупку автобусов югославы получали у ЕБРР.

Мы создали консорциум, в него вошли Минский автобусный завод, еще одно белорусское предприятие, а «ледоколом» выступила Государственная инвестиционная корпорация. Консорциум успешно выиграл тендер. И это только начало — есть возможность увеличения объема югославского заказа, есть идеи по созданию совместного предприятия по обслуживанию автобусов…

Для белорусов это прорыв — выход в Европу с машиностроительной продукцией. Для России тоже хорошо, потому что 60% комплектующих для минских автобусов изготавливаются у нас в стране.

— А получается ли взаимодействие с другой бывшей советской республикой, имевшей очень тесные связи с РСФСР, — Казахстаном?

— Я надеюсь, что будет получаться, и у меня есть для такого предположения самые серьезные основания. Совершенно очевидно, что без такого сотрудничества трудно развивать наш Уральский регион с его угледобычей, металлургией и машиностроением.

— Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в «Госинкор»?

— Меня пригласили возглавить корпорацию, президент подписал соответствующий указ… До этого я, как уже рассказывал, работал в коммерческих банках. А до банков был государственным служащим — трудился в международных организациях.

— На каких принципах вы формировали менеджерскую команду?

— Государственная инвестиционная корпорация — относительно небольшая организация: всего 56 человек. Но у нас очень сильные специалисты, звезды в своей области. Команда формировалась под концепцию работы. Стояла задача усилить взаимодействие с российскими банками — мы пригласили Владимира Анатольевича Гусакова, бывшего ранее заместителем главы АРКО. Требовалось усилить направление сотрудничества с западными инвестиционными институтами — пригласили моего коллегу по Национальному резервному банку Евгения Петровича Торкановского, талантливого инвестиционного банкира, великолепно знающего иностранные инвестиционные институты и их руководителей. Поставили перед нами задачу систематизировать работу в регионах — и мы пригласили в «Госинкор» Владимира Николаевича Кожемякина, который ранее возглавлял департамент регионального развития аппарата Правительства РФ.

Энергетическим направлением, в том числе предприятиями Минатома, у нас занимается Евгений Николаевич Загородний, много лет проработавший в крупнейшей финской генерирующей и сетевой электроэнергетической компании. ОПК занимается Денис Валентинович Мантуров, человек, имеющий огромный опыт работы в вертолетостроении — на заводе Миля в Улан-Удэ и на Московском вертолетном заводе.

— Вы долгие годы управляющий в сфере финансов. К каким личным принципам менеджмента вы пришли?

— Знаете, в финансах важны возвратность и прибыльность. Это универсальный принцип. Другое правило, к которому я пришел, — системный, основательный подход к решению вопросов. Кроме того, опыт длительной работы за границей убедил меня, что наилучшие результаты достигаются в наложении на наш национальный менталитет западного подхода к делу. Именно такое сочетание дает, как сейчас модно говорить, синергический эффект.

— Как будет развиваться корпорация в ближайшие годы?

— Основу работы «Госинкора» будет составлять инвестиционная деятельность, которую мы строим по следующим приоритетным направлениям: ОПК, энергетика, текстильная, лесная отрасли промышленности, производство продуктов питания, машиностроение. В этой сфере работы наряду с прямым участием корпорации в финансировании отдельных социальных программ мы активизируем работу по привлечению финансирования от российских и иностранных финансово-кредитных организаций.

Дальнейшее развитие приобретает региональная деятельность «Госинкора», расширяется наше присутствие в странах СНГ. Особые надежды возлагаем на сотрудничество с Украиной, рассчитываем также на успешную реализацию ряда конкретных проектов в Белоруссии.

СПРАВКА «БОССа»

В финансово-инвестиционную ассоциацию «Госинкор-Холдинг» входят:

  • компании «Гута-страхование», СТЕАКО, «Уральская страховая палата» — страховая деятельность;
  • Гута Банк, Свердловский губернский банк, Уральская расчетная палата — банковские услуги;
  • компании «Гута-Эстейт», «Гута-Финанс», «Госинкор-Траст» — операции с недвижимостью;
  • компания «Инкор-Финанс» — операции с ценными бумагами;
  • компания «Госинкор-Строй» — строительство;
  • ЗАО «Госинкор-Трейдинг» и ТКК «Гута» — экспортно-импортные операции;
  • компания «Госинкор-Лизинг» — лизинг;
  • компании «Инна-Тур» и «Инфа-Отель» — туристические услуги;
  • компании «Марина клаб» и «Гута Клиник» — спортивные и медицинские услуги.

ИЗ КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОРПОРАЦИЯ»

В области регионального развития «Госинкором» будет создана организационная структура, состоящая из представителей «Госинкора», аккредитованных при полпреде президента в каждом федеральном округе. Задачей представительств станет отбор перспективных инвестиционных проектов и подбор соответствующего обеспечения при реализации перспективных проектов.

С точки зрения фондирования регионального развития «Госинкором» будут организованы совместно с иностранными и российскими партнерами фонды прямых инвестиций и венчурные фонды для содействия развитию проектов в конкретных регионах. С этой целью будут привлечены партнеры из регионов-побратимов из развитых стран, что будет способствовать росту хозяйственных связей между регионами-побратимами, снятию имущественного и инфраструктурного дисбаланса в развитии регионов.

ИЗ КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОРПОРАЦИЯ»

В рамках сформировавшейся в стране хозяйственной системы простое расширение экономической свободы не в состоянии перевести экономику в нормальный рыночный режим функционирования. В этой связи «Госинкор» в качестве основной своей задачи видит содействие устранению базовых деформаций экономики, препятствующих нормальному действию рыночного механизма, и внедрение эффективных способов государственного регулирования рыночного хозяйства. В этой связи особое значение приобретает участие «Госинкора» в следующих процессах:

  1. Коррекция прав собственности в корпоративном секторе, призванная дать возможность акционерам выполнять функции собственника. Учитывая законодательно-институциональный характер данной проблемы, участие «Госинкора» в ее решении будет реализовано путем взаимодействия с государственными органами власти в процессе их нормотворческой деятельности.
  2. Содействие решению проблемы недостаточной ликвидности реального сектора экономики, представляющей собой барьер для нормального действия рыночных механизмов.
  3. Совершенствование финансовой инфраструктуры, предусматривающее участие «Госинкора» с его специфическими функциями в комплексе мер, в результате реализации которых основной «инвестиционной функцией» коммерческих банков станет финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и программ развития предприятий.

Наиболее эффективным направлением достижения стоящих перед «Госинкором» в этой области задач является организация доверительного управления акциями (в том числе госпакетами) отдельных предприятий, в первую очередь относящихся к числу приоритетных отраслей промышленности, проведение санаций этих предприятий, создание на их базе холдингов и финансово-промышленных групп.

ИЗ КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОРПОРАЦИЯ»

По отраслевому признаку к числу приоритетных направлений деятельности (применительно к целям и задачам «Госинкора») относятся:

  • инвестирование собственных и привлеченных средств в предприятия ОПК, химические, фармацевтические и другие предприятия, выпускающие импортозамещающую продукцию;
  • участие в реализации решений Правительства РФ по созданию отраслевых холдингов в оборонно-промышленном комплексе страны;
  • участие в решении государственных задач по обеспечению продовольственной безопасности через реализацию инвестиционных проектов, связанных с поставкой техники и оборудования производителям сельскохозяйственной продукции;
  • реализация инвестиционных проектов в области высоких и информационных технологий, ТЭК, транспорта, ткацкой и лесоперерабатывающей промышленности, недвижимости и строительства;
  • реализация социально значимых проектов, в том числе строительство жилья для военнослужащих и увольняемых в запас.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте