“Бизнес там, где мы…”


Ольга ЗАХАРОВА

В провинции выставочный бизнес давно уже не воспринимается как экзотика или праздная блажь.
На всех уровнях общества с пониманием относятся к важности и трудоемкости этого вида деятельности, успешно выполняющего роль организатора,
пропагандиста и посредника.

Мультипликационный эффект, дающий возможность местным инфраструктурам работать комплексно, уже не вызывает былого раздражения. Наоборот, практически каждое выставочное мероприятие поддерживается торгово-промышленными палатами, властными структурами, отраслевыми министерствами и ведомствами. Почти круглый год наиболее оживленные перекрестки Ростова-на-Дону украшают многочисленные рекламные щиты, уведомляющие о сроках и месте проведения той или иной экспозиции. О выставках нашей компании пишут так часто, что мы по итогам прошлого года провели конкурс на самые объективные «картинки с выставки», причем не обязательно касающиеся наших проектов. Также показательно, что последний год ни одно важное совещание окружного масштаба не проходит без соответствующей тематической экспозиции. Во всем мире стабильность операторов рыночной экономики обеспечивается регулярным участием в выставочных проектах. Все это не может не радовать. Беспокоит другое.

Геополитическое расположение Ростова-на-Дону, помноженное на традиционную южную предприимчивость, создает предпосылки для внезапного «самозарождения» новых выставочных компаний. Разумеется, дебютанты поумнее ищут свои темы, собственный стиль. Набивают, как мы когда-то, шишки и синяки, но продираются сквозь тернии. Более примитивные, как обычно, идут напролом, не сомневаясь, что для достижения заветной и отнюдь не бескорыстной цели все средства одинаково полезны и хороши.

Уже несколько лет подряд десяток ростовских выставочных фирм топчется на тропе войны, пытаясь урвать кусок пирога пожирнее, не заботясь ни о последствиях, ни о каких бы то ни было перспективах. Состав участников игрищ периодически меняется. Конечно же, основной удар принимают на себя наиболее крупные и авторитетные компании, которым, с одной стороны, есть что терять, с другой — не так то просто вылететь из седла. Одного желания конкурентов перекрыть им кислород явно недостаточно. Иное дело, что методы конкурентной борьбы становятся все более вульгарными. Если несколько лет назад «заимствовали» тему, то напускали массу дыма и делали много ложных выпадов, пытаясь таким образом соблюсти приличия. Иногда даже создавалось ощущение, что это, хотя и похожая, но новая выставка. Сегодня в большинстве своем поступают проще и примитивнее, а значит — жестче. Стараются не только выгрести все у вас из кармана, но и втянуть в публичные препирательства.

Поскольку «Южно-Российский экспоцентр» более восьми лет занимается организацией выставок и пережил не одну волну появления очередных джентльменов удачи, молодому безымянному племени многие изыски он великодушно прощает. Однако никем и ничем не пресекаемая вседозволенность принимает чудовищные формы и размеры. Нередко оторопь берет от столь массированного натиска. А в последнее время о затянувшихся ристалищах, мешающих нормальной работе, все чаще заходит речь в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, в администрации области, в различных общественных структурах.

Надо отдать должное, много кто из вышеперечисленных структур пытался вмешаться в броуновское движение, случившееся на выставочном поле Ростова-на-Дону. И в ТПП, и в министерстве экономики области периодически заходят разговоры о необходимости урегулирования конфликтной ситуации, в конечном счете тупиковой и однозначно всем невыгодной.

Да, было бы здорово создать некую добровольную диктатуру, пресекающую противоправную деятельность коллег. Бесконечные беседы за круглым столом о необходимости регулирования самостийности выставочных процессов все больше и чаще напоминают холопские ожидания приезда барина, который вот-вот прибудет и всех по справедливости рассудит. Честно говоря, уже претят эти пустопорожние рулады в формате дежа вю.

Если еще месяц назад я в первых рядах ратовала за создание каких бы то ни было «разводящих» структур, то с некоторых пор пришла к диаметрально противоположному мнению. На мой взгляд, нас примирит не мудрость чиновников, а наличие в Ростове-на-Дону достаточного количества выставочных площадей. Что, между прочим, тоже является следствием разумного решения.

Ведь как только с организаторами хотят вести нечестную игру, начинается спекуляция выставочными метрами. Наша компания, ежегодно проводящая более 40 выставочных мероприятий, чаще других сталкивается с категоричностью «площадьпредержащих». То они договор вовремя не желают подписывать, не особенно прислушиваясь к рассказу о двух сотнях участников, которые уже успели растаможить контейнеры с экспонатами. То цену спонтанно взвинтят едва ли не на порядок, прекрасно понимая, что оплата участия калькулировалась из ранее оговоренных сумм. Как только закончится искусственно сдерживаемый дефицит площадей, так сразу же перманентные междоусобицы потеряют свою актуальность. Не исключено, что на смену им придут другие проблемы, но самое главное — вопрос, сопряженный с квадратными метрами, при наличии альтернативных выставочных комплексов будет решен окончательно и бесповоротно. Крепостное право, привязывающее экспозиции к месту проведения, должно быть отменено как можно скорее. По всем объективным показателям количество площадей, используемых для организации масштабных экспозиций, уже давно неадекватно ни экономическому развитию Ростова-на-Дону, ни его статусу главного города многомиллионного федерального округа. Именно это тормозит развитие выставочного процесса юга страны, а в результате и экономический рост региона в целом. Все наши инновационные наработки, регулярно обновляемое оборудование и технические новшества без решения данной проблемы не окупятся ни буквально, ни фигурально. А жаль…

Как известно, в свое время пресловутый жилищный вопрос испортил москвичей. Сейчас он грозит развалить достаточно сложившийся и уже притертый в наиболее узких местах выставочный процесс Ростова-на-Дону. Более того, на последних заседаниях Международного союза выставок и ярмарок (МСВЯ), объединяющего крупнейшие выставочные компании всего постсоветского пространства, неоднократно говорилось о том, что между столичными и региональными структурами увеличивается дистанция, прежде всего по причине произвола монополистов и отсутствия в провинции необходимого количества различных выставочных комплексов.

Но в то же время дистанция сокращается. Так, федеральные власти и властные структуры регионального и муниципального уровня, стремясь «сверху» упорядочить выставочную деятельность в регионах, накладывают на них свою сетку мероприятий. Организацию же и проведение их возлагают на вновь созданные либо уже готовые собственные выставочные структуры. При этом появление достаточного количества выставочных площадей только усугубляет проблему. Экспансия столичного выставочного бизнеса в регионы, а именно замена местных организаторов на московских, при все тех же исходных возможностях (площадях, числу участников и т. д.) разрушает региональную выставочную инфраструктуру, причем своим застрельщикам больших денег не приносит. Когда-то региональные организаторы, да и не только региональные, боялись прихода иностранных фирм (таких, как ITE), а теперь мы вынуждены бояться «своих».

Но тем не менее «Южно-Российскому экспоцентру» удается организовывать ежегодно около четырех десятков выставок. Отчасти из-за отсутствия площадей мы много экспозиций проводим в других крупных городах региона — Краснодаре, Новороссийске, Пятигорске, Ессентуках. Приходится мириться с увеличением затрат, но пока другого выхода нет. Взвалить на себя огромные расходы по строительству выставочных помещений — дело чрезвычайно дорогое и бесперспективное… По всей вероятности, чиновникам властных структур все-таки придется отыскать возможность отдать какое-либо из недостроенных зданий, площадь которого составляет не менее 10 тыс. кв. м, под выставочные мероприятия. Тогда можно будет смело утверждать, что бизнес не только там, где мы, но и там, где они…