“Вносить законопроекты сенат будет сам”


Александр ТОРШИН

Весенняя сессия Госдумы в самом разгаре. Президент не дает расслабиться парламентариям, регулярно напоминая, что законопроектную работу, особенно в отношении законов экономической направленности, необходимо форсировать. Однако проект мало разработать — его надо еще успешно провести через парламент. Даже если проект закона преодолел Думу, это вовсе не означает, что он так же успешно пройдет и через Совет Федерации.

О своем видении того, какие из законопроектов экономической направленности могут иметь наибольшие проблемы при прохождении верхней палаты парламента «БОССу» рассказал вице-спикер Совета Федерации Александр ТОРШИН.

— Александр Порфирьевич, первый вопрос к Вам продиктован тем, что ранее Вы работали заместителем председателя Центробанка. В Думе очень трудно проходит обсуждение законопроекта о внесении поправок в закон «О Центральном банке». Неужели в сенате его ждет такая же судьба?

— Как мне представляется, отношение Совета Федерации к упомянутому закону будет, мягко говоря, сложным: к обсуждению его на предварительных этапах, в рамках рассмотрения в думском комитете, сенаторов не приглашали, правительство с Думой этот вопрос решали между собой. Моя позиция относительно реформы Центробанка: ЦБ должен стать более подконтролен обществу, чьими деньгами он пользуется.

Очень тяжелая судьба ожидает и поправки в закон «О банкротстве»: в Думе они проходят рассмотрение в профильном комитете с очень большим трудом, в сенате также могут быть восприняты в штыки по ряду причин. Не хочется умалять важность их принятия: поправками, безусловно, усиливается государственный контроль процесса банкротства. В то же время механизмы, которые позволяют сейчас вести передел собственности с помощью умышленных банкротств, в документе не ликвидированы. Если же к этому прибавить расширение полномочий чиновников по инициированию процедур банкротства, то окажется, что банкротству как способу конкурентной борьбы по-прежнему не поставлены препятствия. По сведениям ФСФО, с момента вступления в силу ныне действующего закона «О банкротстве» волна банкротств идет по нарастающей. В последний год, когда появились признаки стабилизации экономики, роста ВВП, кратно увеличивается число банкротств.

Сейчас предприятиям надо дать максимальные шансы выжить. Проект поправок, конечно, вводит процедуру финансового оздоровления, детально прописывает его механизм. Однако и сегодня у банкротящихся компаний есть возможность, подписав мировое соглашение с кредиторами, начать процедуру оздоровления, но процент предприятий, вышедших подобным образом из кризиса, в десятки раз ниже, чем тех, кто был обанкрочен.

— Какие законопроекты, на Ваш взгляд, получили бы поддержку сенаторов?

— Если взять банковское и финансовое законодательство, то какие бы мы красивые законы в этой сфере не писали, состояние банковской системы полностью зависит от состояния экономики страны. Можно «почистить» банковскую систему — убрать с рынка половину кредитных организаций, введя требования по минимальному размеру капитала, распределить их равномерно по регионам, однако население в массе своей банковской системе не верит. Усугубляется все тем, что наше государство крайне непоследовательно в решении такого вопроса, как создание системы гарантирования вкладов.

Этот законопроект для сенаторов чрезвычайно актуален, ведь мы отвечаем перед регионами и, если не будем заботиться о благосостоянии населения той территории, которую здесь представляем, нас очень легко отозвать, в отличие от депутатов. В Думе за него на протяжении уже нескольких лет бьется Павел Медведев, он использовал все возможные аргументы, но и это не помогло ускорить продвижение проекта закона. Данный законопроект мог бы стать одним из инструментов, позволяющих создать средний класс, вовлечь в оборот те деньги, которые лежат сейчас в долларах, в чулках, в стеклянных банках.

Если государство провозгласит гарантирование вкладов, люди поверят. В каждом из нас еще живут воспоминания советской эпохи о том, что отнести деньги в сберкассу — самый надежный способ сбережения. Ведь советская власть имела непровозглашенную систему гарантирования вкладов.

Без гарантирования вкладов мы будем продолжать кредитовать американскую экономику.

Совет Федерации намерен теперь шире использовать свое право законодательной инициативы: мы в отличие от Госдумы можем вносить проекты законов от имени всей палаты. Для государства был бы идеален вариант, когда большинство проектов вносит в Госдуму правительство. Сегодня же правительство вносит менее половины всех рассматриваемых законопроектов. Остальное — самодеятельность иных субъектов законодательной инициативы, предпринимаемая зачастую в лоббистских целях, в то время как на рассмотрение каждого проекта уходят и время, и деньги, которые можно было бы потратить на работу с действительно важными законами.