Стратегическая поддержка


Александр КОЧНЕВ, генеральный директор компании «Про-Инвест-ИТ»

Помощь топ-менеджменту предприятий — задача аналитических систем для бизнеса. Подобных систем сейчас на рынке в изобилии.

Прежде чем дать определение таким системам, имеет смысл сказать, что же представляет собой стратегическое управление. Я придерживаюсь точки зрения, что это цепь, состоящая из четырех ключевых звеньев:

  • стратегической диагностики (для принятия стратегических решений необходим точный диагноз не только финансово-экономического состояния предприятия, но и его положения на рынке);
  • выбора стратегических целей (они возникают как компромисс между возможностями и амбициями, а затем проверяются на прочность путем анализа стратегических альтернатив, оценки выгод и рисков, связанных с реализацией той или иной стратегии);
  • стратегического планирования компании от текущего состояния к тому, которого она стремится достичь;
  • стратегического контроллинга (топ-менеджмент компании должен иметь возможность отслеживать процесс реализации стратегии по ключевым показателям и корректировать стратегические планы или пересматривать стратегические цели в случае необхо-
    димости).

Данные, полученные на этапе контроллинга, служат индикаторами, используемыми при диагностике общего состояния предприятия, и, следовательно, цепь стратегического управления замыкается, обеспечивая непрерывность его процесса.

Теперь, опираясь на это краткое описание процесса стратегического управления компанией, дадим определение аналитических систем для бизнеса: информационные системы, поддерживающие решение ключевых задач стратегического управления компанией.

Здесь уместно задать вопрос: много ли сегодня в России компаний, в которых поставлен стратегический менеджмент? Ответ, увы, отрицательный, и это объясняет относительно низкий спрос на рассматриваемые инструменты управления. Тем не менее организаций, где уже ощутили нужду в средствах диагностики и инструментах для обоснования тех или иных стратегических решений, достаточно много. И несмотря на то что они занимаются стратегическим управлением «фрагментарно», спрос на аналитические системы существует и неуклонно растет, причем темп роста объемов их продаж превышает темпы роста остального софтверного рынка.

Хотя аналитические модули MRP/ERP-систем и позволяют решать ряд финансово-аналитических задач, они останутся за рамками нашего рассмотрения — такие модули являются неотъемлемой частью этих систем, и их возможности принципиально ограничены тесной связью с бизнес-процессами, содержащимися в библиотеке процессов конкретных систем управления, используемыми для описания реальных бизнес-процессов на тех предприятиях, где они развертываются. Это исключает возможность применения таких модулей для анализа стратегических альтернатив, содержащих фундаментально отличающиеся друг от друга бизнес-процессы. Например, трудно представить использование ERP-системы для анализа инвестиционных проектов, относящихся к различным областям бизнеса. Невозможно использовать их и тогда, когда бизнес-процессы на предприятии существенно отличаются от содержащихся в библиотеке конкретной MRP/ERP-системы, что предполагает фактически переработку системы (ситуация, характерная сегодня для многих российских предприятий), либо даже вообще до конца не формализованы. Другими словами, стратегический анализ требует иного масштаба рассмотрения объектов и процессов, а также специальных инструментов, отличающихся от тех, что применяются на оперативном уровне управления.

Рассматривая место различных аналитических систем в общем комплексе аналитики предприятия, нельзя не сказать и о том, что серьезной проблемой, сдерживающей применение аналитических методов для решения задач стратегического управления, является отсутствие информации о рынках, на которых работает или намеревается работать компания. Так, если для финансово-экономического анализа при наличии адекватного управленческого учета все находится под рукой (то есть в корпоративной информационной системе), то данные о рынке весьма отрывочны, труднодоступны или отсутствуют вовсе. Этот пробел в настоящее время начинает заполняться CRM-системами, поддерживающими процессы управления взаимоотношениями с клиентами. В развитой системе такого класса может накапливаться информация не только о контактах с клиентами, но и данные о конкурентах, поставщиках и событиях, связанных с их деятельностью, и информационная база CRM-системы по мере ее наполнения способна стать основой для маркетингового анализа и выработки стратегических решений компании.

Из сказанного можно сделать вывод, что полноценное информационное обеспечение компании должно включать две вертикали:

  • корпоративная информационная система — система бюджетирования — аналитические инструменты финансовой диагностики и оперативного планирования;
  • CRM-система — хранилище маркетинговых данных — аналитические инструменты стратегического маркетинга.

Эти вертикали не должны быть изолированы друг от друга, так как, по сути, являются гранями единой управленческой пирамиды, на вершине которой концентрируется информация, наиболее существенная для выработки стратегических решений. И именно на этой вершине реализуется единый процесс стратегического управления компанией, поддерживаемый полным набором аналитического инструментария.

Говоря о едином процессе стратегического управления, нельзя не отметить одного важного обстоятельства: в теории и практике менеджмента существуют два взгляда на предприятие — как на машину для извлечения прибыли и как на участника рынка, действующего в условиях конкуренции. В первом случае основное внимание уделяется показателям финансовой деятельности предприятия, во втором — показателям его конкурентоспособности на рынке. Как ни странно, эти два проявления одной сущности часто абсолютно не связываются ни в сознании топ-менеджмента и владельцев компаний, ни в их практической деятельности, в то время как «доброкачественная» стратегия компании обеспечивает связь ее финансовых результатов и рыночных позиций с помощью сбалансированной системы целей и адекватной организационной концепции.

Отмеченный дуализм проявляется и на рынке аналитических инструментов: одни из них рассматривают предприятие с позиций финансово-экономической деятельности, другие — с точки зрения рыночного окружения. Поэтому когда мы говорим о необходимости создания полноценной системы стратегического управления, то имеем в виду создание информационной модели как самого предприятия, так и его внешнего окружения, пригодной для всестороннего стратегического анализа его деятельности. И эта модель должна быть интегрирована по вертикали, то есть связана с оперативным уровнем управления предприятием.

Вот перечень основных задач, которые можно решать с помощью представленных сегодня на рынке финансовых аналитических систем для бизнеса:

  • анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности компании по данным отчетности;
  • оценка прибыльности различных сегментов рынка и каналов сбыта;
  • анализ сильных и слабых сторон компании;
  • анализ конкурентных позиций компании на рынке;
  • анализ портфеля выпускаемой продукции;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, оценка эффективности инвестиций;
  • обоснование выбора того или иного типа оборудования или производственной технологии;
  • разработка и анализ планов проведения различных изменений (финансовое оздоровление, выпуск новых продуктов, реструктуризация и т. п.);
  • анализ выгод и рисков, связанных с различными сценариями развития компании;
  • определение точки безубыточности выпуска продукции;
  • оценка стоимости компании;
  • выбор схемы финансирования развития компании и формирование оптимальной структуры собственного и заемного капитала;
  • определение эффективности различных направлений деятельности холдинга;
  • мониторинг показателей деятельности дочерних компаний холдинга и т. д.

Такие системы на российском рынке вот уже более десяти лет предлагают фирмы «Альт», ИНЭК и «Про-Инвест-ИТ». Их програм-мные продукты используют в общей сложности не менее 10 тыс. предприятий и организаций. Аналитические системы названных фирм позволяют решать задачи финансово-экономического анализа и бизнес-планирования — подмножество задач стратегического управления. Как показывает практика, продукты именно этого класса наиболее востребованы на современном уровне развития менеджмента, и потому они динамично развиваются на протяжении последнего десятилетия.

Каждая из фирм-разработчиков исповедует собственные подходы к реализации своих систем. Так, у «Альта» — это шаблоны таблиц, созданные в MS Excel, с помощью которых пользователи имеют возможность провести анализ финансового состояния предприятия и рассчитать инвестиционные проекты. ИНЭК предлагает полностью «закрытые» программные продукты, где реализованы тщательно отработанные методики анализа и планирования, составленные специалистами этой фирмы. Кредо «Про-Инвест-ИТ» — создание «полуоткрытых» продуктов, сочетающих в себе возможности гибкой настройки и удобный для пользователей-практиков интерфейс. У каждого из решений этих фирм есть свои сторонники, что подтверждается их многолетней успешной деятельностью на рынке.

Другая группа аналитических программных продуктов, появившихся на отечественном рынке значительно позже финансово-аналитических программ, развивается на протяжении последних пяти лет и предназначена для задач стратегического маркетинга.

Принимая во внимание, что пропорция значимости анализа внутренних и внешних факторов для выработки стратегических решений составляет примерно 1:9, следует отметить, что потенциальная потребность в инструментах этого класса задач стратегического управления должна быть выше, чем в системах финансово-экономического анализа или бизнес-планирования, однако сегодняшний рынок эту скрытую еще потребность удовлетворить практически не в состоянии.

Так, наиболее известными продуктами для решения задач стратегического маркетинга на российском рынке являются системы фирм «Касатка» и «Про-Инвест-ИТ».