Скорость, скорость и еще раз скорость


Вадим ЦАФРИН

В последнее время все больше компаний организуют собственные представительства в Интернете. Это связано с широким внедрением электронных форм ведения бизнеса и массовым распространением электронных магазинов розничной торговли. Стала актуальной проблема доставки в Сеть информации с корпоративных сайтов. Скорость, скорость и еще раз скорость передачи данных — вот что волнует тех, кто доверился заботливым рукам хостинг-провайдеров.

Хостинг-провайдером является специализированная организация, которая оказывает услуги по регистрации доменных имен и предоставляет ресурсы физического сервера для поддержки веб-сайта. Однако хостингом также занимаются канальные и диалап-провайдеры, поскольку многие их клиенты имеют потребность в размещении сайтов. Как показывает статистика, хостинг — дело выгодное. Компания IDC (международное маркетинговое агентство, специализирующееся по компьютерному рынку) подсчитала, что доход хостинг-провайдеров (hosting service providers, HSP) только в США в 2001 году превысил $6 млрд. Спрос на услуги веб-хостинга и в России растет чрезвычайно быстрыми темпами. В результате заметно усиливается конкуренция, а сам рынок становится все более сложным: появляются провайдеры услуг доступа к приложениям (application service providers, ASP), сети доставки контента (content delivery networks, CDN), «управляемые» провайдеры (managed service providers, MSP), а также провайдеры услуг хранения данных (storage service providers, SSP).

Качество услуг хостинга, предоставляемое провайдером, предполагается очень высоким, иными словами, хостинг должен быть хорошим. Хороший хостинг — это когда ваша интернет-страница доступна пользователям Сети круглые сутки все 365 дней в году. Причем у тех из пользователей, кто имеет высокоскоростной доступ в Интернет, должна быть возможность оценить высокую скорость скачивания материалов с данного конкретного сервера. Для этого сервер необходим достаточно мощный, а канал, по которому он подключен к Интернету, высокоскоростной.

На примере ведущих хостинг-провайдеров России (по сведениям Netstat.ru за 2001 год) хорошо прослеживается динамика развития рынка данных услуг. Кроме того, оценивая ситуацию с отечественным предложением по хостингу, клиент может сделать вывод, за что и как много он платит своему хостинг-провайдеру.

Компания «Зенон Н.С.П.» имеет давнюю и прочную репутацию на рынке провайдерских услуг России. Соответственно, и услуги веб-хостинга «Зенон» оказывает уже несколько лет. Сегодня компании принадлежит весомая доля рынка хостинга российских доменов — 7,66%. По сведениям специалистов этой фирмы, примерно 40% ее клиентов (а их более 7 тыс.) составляют «домашние» пользователи.

За хостинг «от ”Зенона”» платят деньги только в том случае, если владельцу сайта важны гарантии надежности и доступности его ресурса: именно такой подход пропагандирует на рынке «Зенона». Компания решила в полной мере использовать принцип разделения труда и активно сотрудничает с контент-провайдерами, например с «Алгоритмом». В результате «Зенон» обеспечивает техническую базу, а информационный провайдер предоставляет содержание и услуги.

Что касается развития сайтов, то для владельцев серверов компания создала отдельный сайт — www.host.ru, где размещена подробная информация о том, как построить и эксплуатировать несложный сайт, дана подборка статей по хостинговой тематике, есть словарь терминов. Кроме того, «Зенон» активно продвигает собственные ASP-услуги, что идеологически близко к хостингу. Подходящих для сдачи в аренду приложений, востребованных на рынке, пока немного, и большинство из них предназначено для корпоративных пользователей. В основном это программы для создания виртуальных почтовых серверов (система CommuniGate Pro), книги отзывов, системы авторизации пользователей и др.

Другой ведущий хостинг-провайдер — известная телекоммуникационная компания «Голден Телеком», которая декларирует качественную поддержку сетевых услуг на уровне общепринятых мировых стандартов. По рейтингу Netstat.ru, «Голден Телеком» охватывает 2,6% рынка хостинг-услуг. Спецификой подхода компании является наличие привлекательных для клиентов универсальных услуг по созданию веб-представительств. «Голден Телеком» приобрела одну из российских студий интернет-дизайна «Финтек». Студия «Финтек» предоставляет широкий спектр веб-услуг, включая разработку корпоративных сайтов, консультации по вопросам электронной торговли, разработку баз данных и дизайн электронных досок объявлений, а также создает лучшие решения веб-серверов «под ключ» для корпоративных клиентов.

Практически такую же часть от общего числа клиентов — 2,5% — обслуживает компания «Караван 53». Hosting.Caravan.ru — это ее распределенная сеть, созданная для предоставления клиентам высококачественных услуг хостинга. Компания использует каналы, которые позволяют располагать виртуальные серверы с практически неограниченным трафиком, поэтому трафик размещенных сайтов и серверов дополнительно не оплачивается (в отличие от других хостинг-провайдеров). Для организаций, имеющих большое количество сопровождаемых сайтов (сайтов-дилеров), предоставляются значительные скидки (до 25%) на оплату услуг хостинга (размещения сайтов в Интернете). Кроме того, предоставляется дилерский вход в биллинговую систему (программно-аппаратный комплекс для технологического и финансового учета объема оказанных телематических услуг), c ее помощью можно самостоятельно вносить платежи и добавлять новые сайты для хостинга.

Компания «Демос-Интернет» является едва ли не самым старым и уважаемым российским провайдером: хостинг — всего лишь одно из направлений многогранной деятельности «Демоса». В хостинг-провайдинге эта компания контролирует 2,2%. Среди дополнительных услуг для использующих постоянный доступ в сеть Рунет — предоставление пользователю адресов сетей так называемого класса C из провайдерского блока «Демос-Интернет», маршрутизация сетей и автономных систем, регистрация и сопровождение доменов второго уровня в зоне .RU, поддержка primary и secondary DNS (размещение регистрационных записей о домене в глобальной распределенной базе данных, DNS) на компьютерных ресурсах компании «Демос-Интернет». Все это существенно облегчает решение многочисленных проблем, связанных с организацией и последующей работой в режиме постоянного доступа.

Компания «МТУ-Информ» работает на рынке провайдерских услуг с 1995 года. Сегодня веб-хостинг — одно из приоритетных направлений ее деятельности. По оценке Netstat.ru, «МТУ» охватывает около 1,5% клиентов хостинга. Высокоскоростной доступ и высокое качество услуг позволили компании заработать солидный авторитет. Лучшим подтверждением надежности и качества услуг «МТУ» может служить тот факт, что она тесно сотрудничает с крупными российскими контент-провайдерами, размещая их серверы в Интернете. Например, «МТУ» обеспечивает подключение к международной компьютерной сети поисковой системы Яndex, разработанной компанией CompTek International, каталога ресурсов Интернета List.ru фирмы «РК-Аудит», серверов информационного агентства «Алгоритм» и веб-издательства «ИнфоАрт».

Среди остальных российских хостинг-провайдеров заслуженной популярностью пользуются также услуги компаний «Нет», «Мастерхост.ру», «Дэйта Форс Ай-Пи» и некоторых других. Выбрать хорошего хостинг-провайдера — необходимый шаг при создании веб-представительства компании в Сети. Небрежность в этом вопросе может привести к эффекту, прямо противоположному целям создания и продвижения собственного сайта. При низком качестве услуг хостинг-провайдера ваш сайт может оказаться просто недоступным для большинства потенциальных пользователей, что создаст вам соответствующую репутацию. Не стоит рисковать. Хостинг — дело серьезное.