Российские флагманы электронного бизнеса


Наталья ЕРМОЛАЕВА

На фоне некоторого охлаждения интереса инвесторов к электронной коммерции, связанного с крушением радужных надежд на быструю окупаемость e-business-проектов, продолжается активная деятельность уже существующих порталов электронной коммерции и возникновение новых.

Сегодня Интернет — это целая индустрия, прочно вошедшая во все области человеческой деятельности. Электронный бизнес представлен в ней очень обширным сектором. Огромное число компаний во всем мире видят в электронной коммерции большой потенциал и возможность перевода своего бизнеса на качественно новый уровень.

После первой эйфории по поводу, казалось бы, неограниченных возможностей интернет-бизнеса пришло понимание, что для продвижения идей электронной коммерции необходима планомерная и длительная работа. В России последние два года сравнительно успешно развивалась преимущественно интернет-торговля.

Исследования показывают, что за последний год многие российские В2В-порталы сумели вплотную подойти к правильной модели ведения бизнеса через Интернет и добились перевода значительной части бизнес-процессов в Сеть. Список ведущих российских электронных бизнес-порталов вырос за прошедший год более чем на треть. Сегодня аналитики называют успешными такие проекты, как Pharmazone.ru, «Зерно Он-Лайн», E-matrix, «Строительная торговая система», «Ваш дом» и еще около десятка.

На примере нескольких проектов можно проследить тенденции развития бизнес-порталов, их возможности и стандартный набор операций, проводимых через Сеть.

Торговая система «Зерно Он-Лайн» (http://www.zol.ru) представляет собой глобальную торговую систему, основной целью коей является обеспечение свободного и оперативного обмена котировками на покупку и продажу зерна и продуктов из него, прозрачности торговых операций, а также оптимизация производственных процессов компаний.

Доступ в ТС «Зерно Он-Лайн» производится посредством терминала, который может быть установлен в любом удобном для пользователя месте. Терминал — это специальная программа, позволяющая входить в ТС и выполнять все необходимые функции. Введенная в терминал информация, а также ее изменение или удаление после сеанса связи с сервером распространяются по всем остальным терминалам, то есть фактически немедленно становятся общедоступными. Одновременно (во время сеанса связи) терминал получает информацию, размещенную другими участниками торговой системы.

В настоящий момент биржа насчитывает порядка 300 участников, каждый день добавляется 3—5 новых компаний. Цель проекта — структурирование рынка, превращение зерна в финансовый инструмент.

Глобальная информационно-аналитическая торговая система (ГИАТС) (http://www.giats.ru) — инструмент внебиржевой торговли продукцией лесопромышленного комплекса и смежных отраслей.

ГИАТС, согласно концепции портала, дает возможность исследовать рынок с целью получения полной и достоверной информации о его состоянии, искать контрагентов, упорядочивать процесс торгов, сокращать время на заключение сделок, повысить ответственность контрагентов, участвующих в торгах.

Для пользователей система предоставляет механизм электронной торговли продукцией лесопромышленного комплекса, векселями профильных компаний в режиме реального времени, а также возможность расчета железнодорожных тарифов на конкретный день перевозки.

Торговая площадка Rusmettrade.ru (http://www.rusmet-trade.ru) — электронная система сбыта и снабжения для металлургических предприятий России и стран СНГ. Разделы торговой системы позволяют принимать непосредственное участие в аукционах, тендерах, размещать коммерческие предложения с фиксированной ценой предлагаемой продукции или услуги.

Каждая компания имеет возможность контролировать уровни доступа при работе с системой путем предоставления уникального имени и пароля. Таким образом, менеджеры компании в состоянии работать на торговой площадке самостоятельно и вносить изменения только в ту информацию, которую они сами разместили. Генеральный представитель компании может контролировать работу в системе на всех уровнях доступа.

Торговая площадка Faktura.ru (http://www.faktura.ru) — крупнейшая система оптовой торговли между предприятиями через Интернет. Она обслуживает 62 банка и более 2 тыс. предприятий из 72 регионов России.

Система обеспечивает связь между покупателями, поставщиками и их банками.

Поставщики получают новый эффективный канал сбыта продукции с гарантированной оплатой сделок. Торговая площадка позволяет значительно увеличить товарооборот и прибыль за счет роста объема продаж. Вступая в систему, поставщик дает обязательство, что цены на его товары, размещенные в ней, соответствуют максимальной оптовой скидке. За обслуживание в Faktura.ru поставщик платит небольшие комиссионные от суммы каждой совершенной сделки.

Покупатели получают цены с максимальными скидками, независимо от количества приобретаемого товара, и обслуживаются бесплатно. Предприятия малого и среднего бизнеса имеют возможность покупать товары по ценам, которые обычно выставляются только крупным предприятиям при большом объеме заказа.

Возможность участия в системе своим клиентам предоставляют банки. Право доступа определяется банком на основании деловой репутации и кредитной истории предприятия. Это обеспечивает доверие между участниками системы.

Торгово-информационная система Леспром.ру (http://lesprom.ru) — интерактивная торговая площадка, на которой в Интернете встречаются покупатели и продавцы лесопромышленной отрасли. Формируя уникальное «лесное» сообщество, система предлагает самый широкий спектр услуг для всех компаний, вовлеченных в лесопромышленный бизнес.

Торговая площадка обеспечивает прозрачность и независимость торговли. Она круглосуточно предоставляет покупателям и продавцам древесины широкие возможности для получения необходимой информации. Став участником торговой системы Леспром.ру, можно приобрести доступ к уникальным базам данных, охватывающим всю товарную номенклатуру отрасли: более 3 тыс. предприятий, десятки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность отрасли.

Интерактивная база данных позволяет осуществлять поиск партнеров по наименованию производимой продукции, по месту расположения или названию предприятия. Для пользования базой данных и получения ряда других преимуществ при работе с системой необходимо быть зарегистрированным участником Леспром.ру.

Из этого краткого обзора становится очевидно, что подавляющее большинство форм взаимодействия между участниками

В2В-процессов прямо или косвенно направлено на улучшение информационного обмена. Цель подобного обмена — повышение эффективности проведения коммерческих операций. Это в первую очередь относится к процессам снабжения сырьем, материалами и комплектующими, а также к реализации продукции или услуг. Уже в текущем году специалисты ожидают повышения активности в сфере интернет-бизнеса, ведь многие компании выходят на новый, более высокий технологический уровень.