Банкротом можешь ты не быть…


Ирина СКЛЯРОВА

Депутаты одобрили согласованный между правительством и Думой вариант законопроекта «О несостоятельности (банкротстве)». Правительство считает этот закон одним из важнейших, препятствующих расхищению
и перераспределению собственности.

Среди предприятий, находящихся в процессе банкротства, немало таких, которыми владеет само государство либо целиком в форме унитарного предприятия, либо в форме участия в акционерном обществе. Процедура банкротства по закону, принятому в 1998 году, никак не гарантирует сохранности предприятия в качестве единого хозяйственно-имущественного комплекса: ликвидное имущество при объявлении этой процедуры может быть моментально распродано управленцами. Законопроект, одобренный Думой, расширяет права добросовестных собственников, в том числе и государства, вводя совершенно новую процедуру — финансовое оздоровление.

Она позволит собственникам и учредителям сохранять контроль над производством даже в условиях возбужденного дела о банкротстве. Представители учредителей банкротящегося предприятия получат права, предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе. Это означает для них возможность обжалования решения суда.

Новый вариант закона расширяет механизмы сохранения бизнеса должника. Будет реально возвратить предприятие из стадии конкурсного производства в стадию внешнего управления при высокой вероятности восстановления платежеспособности. В ходе внешнего управления станет даже возможно проводить дополнительные эмиссии акций, если против этого не возражает собственник.

Расширены права государства, выступающего в роли кредитора. Оно получит равное с конкурсными кредиторами право голоса при удовлетворении их требований в процессе конкурсного производства. Более «прозрачным» обещает быть и порядок начала процедуры банкротства. Чтобы пресечь злоупотребления, процедура наблюдения на основании заявления кредитора будет вводиться только после проверки его требований на специальном судебном заседании, где будут присутствовать лишь кредитор и должник.

Каковы могут быть требования к должнику, чтобы на их основании возбудить дело о банкротстве? Это вступившее в силу решение суда о взыскании долга либо задолженности по обязательным платежам или иным исполнительным документам.

Введены новые требования к арбитражным управляющим: чтобы получить этот статус, кандидатам нужно иметь двухлетний стаж руководящей деятельности, сдать квалификационный экзамен и пройти годичную стажировку. Арбитражными управляющими не могут быть лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью или управляющие делами и имуществом других лиц.

Усилена защита миноритарных кредиторов. Они теперь будут иметь право освобождать арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей по любому мотиву, в то время как ранее для отстранения требовалось доказательство вины. У миноритарных кредиторов появилась возможность расторжения мирового соглашения, если соглашением предусматриваются худшие условия для кредиторов, чем установленные законом.

ТАМОЖНЯ
НЕ ОТДАСТ ДОБРО

1 марта вступили в силу приказы ГТК, направленные на борьбу с лжеэкспортом и недобросовестным декларированием.

Приказ ГТК РФ «Об осуществлении валютного контроля за валютными операциями, связанными с вывозом товаров с таможенной территории РФ» (от 18 декабря 2001 г. № 1184) устанавливает, что оформление товаров, проходящих по некоторым видам таможенных операций, будет осуществляться только при предоставлении таможенникам удостоверенной копии паспорта сделки. Нововведение коснется лишь тех экспортеров, которые оформляют договоры в иностранной валюте. Паспорт сделки потребуют у них по операциям с товарами, помещаемыми под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории. Цель введения новых правил — борьба с лжеэкспортом.

Лжеэкспорт с требованиями возмещения НДС «экспортерам» вырос в глобальную для российской экономики проблему. В нашей таможенной системе осталось уже немного «серых» схем, но практика ложного экспортирования с целью неуплаты НДС все еще живет. Как недавно отметил премьер-министр Касьянов, выступая на коллегии Министерства по налогам и сборам, «экспорт в минувшем, 2001 году сократился, в то время как количество требований к возмещению НДС возросло в два раза». По его словам, «в арбитражных судах уже сложилась практика решения споров по возмещению НДС в пользу плательщиков, что означает возникновение отработанной схемы по изыманию денег у государства».

Приказ ГТК РФ «О таможенном оформлении аффинированного золота и серебра, экспортируемого кредитными организациями» (от 18 декабря 2001 г. № 1186) ужесточил процедуру оформления вывоза золота и серебра (аффинаж — процесс получения химически чистого золота различных проб для банковских нужд, производства, ювелирной сферы). Отныне банк, экспортирующий драгоценные металлы, должен предоставить на таможне лицензию на осуществление этой деятельности. Лицензии выдает Минэкономразвития.

Ужесточение контроля за вывозом золота также является одной из мер по борьбе с «серыми» схемами экспорта. В прошлом, 2001 году в России было произведено около 154 т золота, из них экспортировано 80—90 т. При этом никто из экспортеров, прибегнув различным ухищрениям, не заплатил экспортной пошлины.

С ВЕСНОЙ ПРИШЛИ НОВЫЕ ТАРИФЫ

С приходом весны вступили в силу новые тарифы естественных монополий. С 1 марта в России тарифы на газ для потребителей увеличены на 20%. Следующее аналогичное повышение планируется провести в июле. Эти изменения коснулись и тех, кто занимается транспортировкой «голубого топлива» по системе газопроводов «Газпрома» внутри страны и поставками в Белоруссию (при транспортировке на экспорт тариф не меняется).

На 20% индексируются цены на электроэнергию, отпускаемую потребителям с федерального оптового рынка. Тарифы для поставщиков электроэнергии на ФОРЭМ не изменятся. На такую же величину повышается абонентная плата, устанавливаемая РАО «ЕЭС России» для региональных АО электроэнергетики.

САМОЛЕТЫ, НЕ ШУМИТЕ!

С 1 апреля в странах ЕС вступают в силу новые экологические (акустические) стандарты, ограничивающие полеты в европейские государства самолетов, шум двигателей которых не соответствует нормам. В Европу не смогут летать российские самолеты Ту-134, Ил-62, Ил-76, Ил-86 и ряд модификаций Ту-154М.

«Аэрофлот» начинает использовать на своих рейсах в ЕС только машины, соответствующие новым стандартам. Более мелким компаниям не под силу модернизировать свой авиапарк, поэтому в скором времени, как ожидают в ГСГА (Государственная служба гражданской авиации), грядут перемены среди участников авиарынка, в результате чего количество авиакомпаний в России уменьшится.

По словам руководителя «Рос-авиации» Александра Нерадько, «авиакомпании должны перестать цепляться за автономию, инвестиционно-привлекательными могут быть только авиаальянсы». По данным ГСГА, 70% эксплуатируемых в России магистральных лайнеров по шуму не соответствуют европейским стандартам и будут отстранены от полетов в Еврозону. Звукопоглощающими панелями реально доработать 241 самолет — относительно небольшой процент от имеющегося парка. Остальные же машины могут быть приведены в соответствие стандартам лишь путем замены двигателей.

ДОЛГИ НАШИ ТЯЖКИЕ

Правительство одобрило основные положения Концепции единой системы управления государственным долгом. Этот документ — первая документально оформленная стратегия и тактика управления госдолгом. Ранее правительство в экстренном порядке закрывало бюджетные прорехи, теперь же за системное управление госдолгом станут отвечать назначенные ведомства.

Минфин будет планировать, осуществлять и обслуживать внутренние и внешние заимствования России, а также следить за осуществлением займов на региональном уровне. Федеральное агентство по управлению госдолгом, создаваемое на базе Внешэкономбанка, будет осуществлять под руководством Минфина оперативные функции. Премьер выступил также за расширение рынка внутренних заимствований и создание для этого новых финансовых инструментов. Минфин уже начал работать над поручением премьера о выпуске гособязательств для населения.

Параллельно Правительство РФ одобрило краткосрочную программу сотрудничества России с Группой Всемирного банка на 2002—2004 годы. Впервые документ подобного уровня был составлен сотрудниками российских ведомств — Минэкономразвития и Минфина. Ранее такие документы готовились иностранными специалистами и лишь корректировались нашим правительством.

Россия стала членом Группы Всемирного банка в 1992 году. За это время ВБ предоставил нам займы по 53 проектам на общую сумму в $12,2 млрд. В 2001 финансовом году, начинающемся 1 июля и заканчивающемся 30 июня 2002 года, Россия получила кредиты ВБ на сумму в $600 млн.

Кредиты ВБ предоставляются на длительные сроки и являются самыми дешевыми (по ставке LIBOR плюс 0,5% сроком на 17 лет), однако российские структуры нередко отказывались от них в связи с жесткими требованиями отчетности ВБ. К тому же получатель кредита не может, по условиям ВБ, самостоятельно выбрать поставщика оборудования, которое должно закупаться по кредитам. Поставщиком становится победитель тендера, предлагающий наиболее низкие цены.

В последнее время проекты Всемирного банка в России стали тормозиться, причем на самом высоком уровне. В конце прошлого года Счетная палата обнародовала результаты проверки ряда проектов ВБ в России, они доказывают экономическую неэффективность использования заемных средств. Приводились данные, что за последние 5 лет административные расходы по 20 проектам достигли $65,4 млн, а приглашенные консультанты ВБ за этот срок заработали $319 млн. По данным ВБ, с июля 1999 года было закрыто четыре проекта, признанные экономически неэффективными.

Пока что правительству следует определиться, какие заимствования будут отвечать стратегическим интересам России, для чего государству нужно иметь четкое представление о целях новых займов и методах их дальнейшего погашения.

Что касается бюджетозамещающих займов, то в 2002—2004 годах России Всемирным банком они предоставляться не будут, поскольку даются только в случае отрицательного платежного баланса, а российский бюджет 2001 года исполнен с профицитом.