Телефон доверия к прогрессу


Наталья ЕРМОЛАЕВА

Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы уже и не удивляемся тем новым технологическим возможностям, которые он открывает перед пользователями день за днем. IP-телефония — достаточно новый сервис, однако он успел уже стать весьма популярным. Одна из причин — низкая стоимость услуг при сравнительно высоком качестве. Другая причина — широкий спектр предлагаемых коммуникационных услуг, отличных от обычного телефонного сервиса.

Под IP-телефонией понимается технология, позволяющая использовать Интернет или более локальную аналогичную сеть (сеть, работающую на базе так называемого IP-протокола — IP-сеть) в качестве средства организации и ведения международных и междугородных телефонных разговоров, а также передачи факсов. Кроме традиционного уже обмена текстовыми сообщениями по электронной почте, можно оцифровать звук или факсимильное сообщение и переслать его аналогично тому, как пересылаются цифровые данные. IP-телефония использует сеть для пересылки голосовых или факсимильных сообщений между двумя пользователями в режиме реального времени.

Принципы передачи сигналов в телефонной сети иные, нежели в IP-сети, поэтому необходимы специальные устройства — так называемые IP-шлюзы. Шлюз связывает IP-сеть с телефонной и может соединяться с любым телефоном в ней. Приняв аналоговый телефонный сигнал, шлюз оцифровывает его, сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через IP-сеть по назначению. Для поступающих из IP-сети пакетов все происходит в обратном порядке. (Очень часто шлюзы называют серверами IP-телефонии.)

Общий принцип действия серверов IP-телефонии прост: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединяться с любым телефоном мира. С другой стороны, взаимодействует с IP-сетью и может связываться с любым подсоединенным к ней компьютером в мире. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если он исходно не оцифрован), значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через IP-сеть по назначению. Для пакетов, приходящих из сети на телефонный сервер и передаваемых в телефонную линию, операции осуществляются в обратном порядке. Обе составляющие операции (поступление сигнала в телефонную сеть и его выход из телефонной сети) выполняются практически одновременно. Схема реализуется и по-другому: связь может быть осуществлена между двумя компьютерами, а также между компьютером и телефоном, причем в последнем случае набор номера, следовательно и установление связи, может инициироваться как с компьютера, так и с телефона. Важно, что при IP-телефонном звонке никак не задействован международный (междугородный) телефонный оператор, поэтому стоимость этого звонка на порядок меньше стоимости традиционного телефонного соединения.

Решения IP-телефонии комбинируют голос и данные в одной сети и предлагают каждому пользователю не только дешевые международные и междугородные звонки, но также целый набор совершенно новых коммуникационных услуг. Рассмотрим варианты таких решений.

КОМПЬЮТЕР — ТЕЛЕФОН

Находясь в любой стране мира, абонент провайдера IP-телефонии может осуществить звонок со всякого компьютера, имеющего выход в IP-сеть. Для этого ему необходимо установить на свой компьютер программу Internet Phone и один раз ввести в нее регистрационные данные. Компьютер должен быть мультимедийным, то есть нужна звуковая карта, наушники (колонки) и микрофон. Звонок с компьютера, как правило, дешевле, чем звонок «телефон — телефон».

ВЕБ — ТЕЛЕФОН

Еще одна новая услуга, которую предоставляют провайдеры IP-телефонии, — это звонок с веб-сайта, или Surf&Call, решение компании VocalTec в области веб-телефонии, позволяющее осуществлять вызов, выбрав со страницы Интернета ссылку на имя вызываемого абонента. Это решение направлено прежде всего на расширение возможностей электронной коммерции. Surf&Call позволяет пользователям Интернета напрямую поговорить, например, с торговым представителем либо со специалистом технической поддержки интересующей его фирмы.

Установление телефонного соединения происходит при нажатии курсором на ссылку, представляющую собой, скажем, название компании или имя вызываемого абонента на странице Интернета. При этом пользователю не требуется вторая телефонная линия или прерывание работы в Сети, необходимо лишь загрузить небольшое клиентское программное обеспечение, которое обычно можно найти на той же веб-странице («ПК-клиент») и которое устанавливается автоматически. Кроме того, Surf&Call позволяет представителям компаний отвечать на вопросы, демонстрировать веб-страницы, передавать необходимую информацию, улучшая тем самым качество предоставляемых услуг.

ТЕЛЕФОН — КОМПЬЮТЕР

Уже давно любители бороздить всемирную паутину сталкиваются с проблемой занятости телефонных линий во время сеанса Dial-up. IP-телефония позволяет очень элегантно решить эту проблему. Единственное, что должен сделать абонент, — это заказать на своей АТС переадресацию по сигналу «занято» на телефонный номер сервера IP-телефонии. При звонке на номер абонента во время интернет-сессии вызов переадресуется на сервер IP-телефонии, который преобразует его в IP-пакеты и отправляет на компьютер абонента. На компьютере абонента появляется иконка «Входящий звонок», «кликнув» на которую он может поговорить со звонящим.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЧАСТНЫЕ СЕТИ (VPN)

IP-телефония является идеальной технологией для построения виртуальных частных сетей предприятия. Главная черта технологии VPN — использование IP-сети в качестве магистрали для передачи корпоративного IP-трафика. Сети VPN решают задачи подключения корпоративного пользователя к удаленной сети и соединения нескольких удаленных ЛВС и АТС в единую корпоративную сеть передачи голоса и данных. IP-телефония в данном случае служит для обмена голосовым трафиком между удаленными филиалами, как если бы они находились в одном здании.

ГЛОБАЛЬНЫЙ РОУМИНГ

IP-телефония позволяет операторам связи очень просто и с минимальными затратами организовать роуминг услуг связи. Это особенно актуально для операторов мобильной связи: решение, построенное на технологиях IP-телефонии, на порядок дешевле традиционного и обладает гораздо большей гибкостью.

ПРЕИМУЩЕСТВА
IP-ТЕЛЕФОНИИ

Провайдерам Интернета и операторам телефонной связи введение IP-телефонии в спектр услуг открывает совершенно новые рынки сбыта, новых клиентов и возможности развития. Корпоративным клиентам оно дает многократное снижение затрат на междугородные (международные) переговоры, организацию виртуальных частных сетей между удаленными филиалами, звонок из Интернета с корпоративного веб-сайта. Интернет-магазинам и каталогам предоставляет веб-телефон. Частные пользователи могут многократно снизить затраты на междугородные (международные) переговоры, все услуги связи от одного оператора, роуминг по городам России и мира, звонок с компьютера, звонок с веб-сайта.