«Серое» о «белых»


Ирина СКЛЯРОВА

Во всем мире принято перед заключением договора наводить справки о потенциальном партнере, заемщике или инвесторе. Подобные справки предоставляются информационными, консалтинговыми, рейтинговыми агентствами, охранными и кредитными бюро.

Если партнер достаточно крупное предприятие, то найти о нем информацию будет легко. Агентства «Прайм-ТАСС», «Росбизнесконсалтинг» имеют мощные базы данных по российским предприятиям, агентство АК&М специализируется на сборе информации по фондовому рынку. Своим подписчикам и клиентам они предоставляют информацию по вполне умеренным расценкам. Помимо того, в открытом доступе база данных ФКЦБ — 35 тыс. предприятий, которые сдают проспекты эмиссий. Сведения информационных и аналитических агентств аккумулированы и в онлайновых профессиональных системах баз данных. Система LEXIS-NEXIS включает в себя 24 тыс. информационных источников.

Однако в поле зрения этих крупных агентств попадают далеко не все предприятия. Более подробную информацию о партнере могут предоставить агентства, специализирующиеся именно на бизнес-справках и так называемой деловой разведке. В России уже работает крупнейшая транснациональная компания такого профиля Dun & Bradstreet, база данных которой содержит информацию о 48 млн компаний во всех странах мира. Однако услуги этих агентств стоят достаточно дорого, от $120 до $470 за справку по одному предприятию.

В более дешевом ценовом сегменте находятся российские консалтинговые фирмы, предоставляющие бизнес-справки. Хотя они редко позиционируют себя в качестве специалистов по деловой разведке: слово «разведка» многих смущает, ведь с ним ассоциируются разные «жучки», слежка и прочие несанкционированные способы добычи информации. Перепрофилировались на бизнес-разведку и некоторые охранные и детективные агентства.

ДУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ ЗАРАЗНА

Какую информацию можно выяснить с помощью бизнес-справок, рассказывает заместитель директора охранного агентства «Кварт» Алексей Бовин. «Бизнес-справка по коммерческой фирме может содержать несколько десятков страниц, справка по банку — сотни. Желательно попросить у агентства образцы справок, которые они составляли.

В ней помимо сведений, в общем-то, доступных всем, — организационно-правовой формы предприятия, сведений о регистрации, банковских реквизитов, уставного фонда должны быть данные об учредителях и составе акционеров, основные направления деятельности и предлагаемые услуги. Этой информацией фирму никто не может заставить делиться. Однако такие данные добыть реально, но это уже информация полулегальная, что называется неавторизованная, ведь по закону никого нельзя принудить признаться во владении акциями. Информация о руководстве и персонале компании, наоборот, несекретна, все координаты руководящих лиц с их краткими биографическими данными в справке должны содержаться».

В бизнес-справке, составленной профессионально, необходимо отразить «деловую историю» предприятия: учредителем и соучредителем каких компаний является, в какие финансово-промышленные группы входит. Важно очертить круг партнеров — нет ли среди них откровенно криминальных структур. «Именно поэтому надо очень внимательно относиться к подбору партнера, ведь не исключено, что на вашу компанию тоже в данный момент кто-то собирает сведения, и вскрытые компрометирующие связи с криминалом на пользу имиджу не пойдут», — говорит г-н Бовин.

Заказчик обязан найти и сведения о перспективах, намеченных для себя предполагаемым партнером. Эти данные предприятие может скрывать (маркетинговую стратегию не все заявляют), однако их все же можно добыть. Причем не шпионскими методами, а путем аналитической работы: в интервью прессе, к примеру, руководители предприятий упоминают о выходе на новые рынки, некоторой информацией могут располагать партнеры или конкуренты проверяемой фирмы.

В бизнес-справке обязательно даются сведения о тех проблемах, которые обычно не афишируются, — вдруг организация простаивает без заказов, кадровый костяк рабочих потерян, зарплата не выплачивается или выплачивается по полулегальным схемам, администрация проверяемого предприятия активно скупает акции у работников, помещения сдаются различным коммерческим структурам, возглавляемым родственниками руководства… Может всплыть информация о решениях и приговорах суда, о закладных и штрафах. Такие сведения наиболее ценны, так как они дают представление об истинном положении дел в интересующей фирме.

В справке-отчете должно быть отражено: имеются ли «рекламации» со стороны УВД, налоговой инспекции или полиции, есть ли признаки крупного сокрытия налогов, сколько всего денег предприятие перечислило в бюджет. Профессиональное агентство, имеющее штат аналитиков, на основе информации о платежных привычках компании способно просчитать финансовые риски при работе с ней.

Стоимость подобных услуг колеблется от $150 до $400, в зависимости от срочности и объема запрашиваемой информации. Срок исполнения — 48—72 ч, однако он может увеличиться до 7—12 сут. в зависимости от поставленных вопросов.

При заключении контракта с агентством следует сразу оговорить, какая информация из предоставляемой исполнителем будет авторизована. То есть каждый пункт — неуплата налогов, судебные иски против фирмы и т. д. — должен быть документально доказан, официально подтвержден ведомством, выдавшим эту информацию. Только в таком случае собранную негативную информацию можно предъявить партнеру, попросив объяснения.

ЗАХВАТ РЫНКОВ С ПОМОЩЬЮ РАЗВЕДКИ

Потребность в бизнес-информации есть не только у тех, кто желает побольше разузнать о своем партнере, но и у тех, кто ведет активную маркетинговую политику. Эти исследования также своего рода бизнес-разведка. Однако большинство руководителей российских компаний пока не осознают, что осуществление эффективной политики отнюдь не удел исключительно тех, кто способен выделить средства на содержание собственной маркетинговой службы. Разрабатывать план продвижения продукта, определять оптимальные рынки и регионы, искать партнеров можно не имея собственного маркетолога, а эффективно используя данные агентств по бизнес-информации или маркетинговых агентств.

Такие компании ищут поставщиков и заказчиков в России и за рубежом по указанному диапазону. Оплата от $50 до $150 за адрес. Причем поиск заказчиков обходится дороже поиска поставщиков. Если поиск сопровождается заключением договоров на условиях клиента — это стоит 10—15 % от суммы сделки. Казалось бы, нехитрое дело — искать партнеров самостоятельно по Интернету. Однако Интернет есть не везде, многие компании размещают объявления о себе только в местных газетах, а рыться самим в прессе соседнего региона — занятие, поглощающее массу времени.

ЭТИКА
И БИЗНЕС-РАЗВЕДКА

Правовые и этические аспекты деятельности предполагаемого партнера могут не совпадать. Если у фирмы нормальная кредитная история, она давно присутствует на рынке, но вдруг выясняется, что у ее владелеца есть некие обязательства перед одной из группировок чеченских боевиков, то этот факт, в принципе недоказуемый, может побудить многих отказаться иметь с ней дело. Однако стоит помнить, что подобная информация практически всегда из разряда «серой», то есть «увидел — принял к сведению».

Заставить агентства, оказывающие услуги бизнес-разведки, заниматься противозаконным сбором данных, не удастся. Представители таких агентств говорят, что добывают любую необходимую клиенту информацию, даже ту, доступ к которой ограничен, но при этом делается оговорка: за исключением сведений, составляющих государственную, служебную и военную тайну. Очень сложный вопрос — сбор данных о физических лицах. Такие данные часто крайне необходимы заказчику, ведь кредитные истории привязаны к конкретным людям, а не только к фирме, но закон запрещает собирать информацию о гражданах.

Неурегулированность законодательства в сфере бизнес-разведки делает весьма зыбкой грань между этичным и неэтичным способом ее ведения. Те специалисты, которые выросли из недр спецслужб, понимают закон буквально, действуя по формуле: все, что не запрещено, разрешено. Однако и не преступая закон, они иногда совершают неэтичные поступки: выдавая себя за незаинтересованное лицо, устраиваются к конкурентам на работу; собирают информацию из мусорных корзин конкурентов. Неэтичные способы добычи информации агентами могут негативно сказаться на заказчиках этой информации, выставив их в качестве шпионов—охотников за чужими коммерческими тайнами.

СЕРЫЕ-БЕЛЫЕ

В России очень мало компаний занимаются предоставлением информационно-аналитических услуг: сказывается их дороговизна и несовершенство законодательства. В нашей стране разведка, анализ экономического развития, расчет рисков для хозяйственника долгое время были почти экзотикой.

«У нас нет законов, обеспечивающих доступность, в общем-то, несекретной информации, — говорит Евгения Воронина, официальный представитель в Москве поисковых систем LEXIS-NEXIS и Congressional Information Service. — Существует огромный массив информации, не носящий закрытого характера и должен находиться в свободном доступе, раздаваться государством, которое заинтересовано в безопасности бизнеса. Крупные компании информацию официально запрашивают у ведомств. С РУБОПом, налоговыми инспекциями, таможенными органами заключают договоры на предоставление информации на коммерческих условиях. Закон этого не запрещает делать. Однако реализовывать на рынке эту информацию, продавая всем желающим, уже незаконно. Дело в том, что информация из органов власти — предмет закона о служебной тайне. Поэтому большинство товара на рынке — из разряда «серого» товара».

Российским агентствам законодательно не разрешено продавать собранную информацию, однако закон не запрещает этого западным компаниям, работающим у нас. Dun & Bradstreet, к примеру, купила базу данных у Госкомстата и некоторых других ведомств и может ее реализовывать по своему усмотрению. Информация из их рук считается полностью легальной, покупатель информации сможет на нее ссылаться как на полностью авторизованную. Так что российский рынок бизнес-информации пока что отдан на откуп иностранным компаниям.