«Имя в мире бизнеса стоит очень дорого»

Алевтина ЗВОНОВА:

«Финансы и статистика» — ведущее деловое издательство России. Его логотип стоит на самых интересных и востребованных книгах по экономике, финансам, банковскому делу, бухгалтерскому учету и аудиту, статистике и другим экономическим направлениям. Недавно «Финансы и статистика» отметило свой 75-летний юбилей. Директор и главный редактор издательства Алевтина Николаевна Звонова поделилась с заместителем главного редактора журнала «БОСС» Анастасией САЛОМЕЕВОЙ своими взглядами на развитие отечественного книгоиздательского бизнеса, на управленческую и кадровую политику, рассказала о дальнейших планах компании.

— Алевтина Николаевна, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние отечественного издательского рынка?

— Российское книгоиздание, безусловно, развивается. Но есть одна особенность: можно сказать, что рынок насытился популярными изданиями художественной литературы, а вот деловой литературой — пока нет. Особенно это относится к книгам отраслевой тематики. В этом направлении наш рынок все еще развивается, и достаточно быстрыми темпами.

«Финансы и статистика» занимается выпуском книг в области экономики, и в этом секторе особого расширения издательских структур я не вижу. В советские времена здесь работали всего два издательства: «Экономика» и «Финансы и статистика», теперь их, кажется, около четырех-пяти. Они-то и делают погоду на рынке деловой литературы.

— После распада СССР многие крупные государственные издательства постигла незавидная участь — они либо вовсе перестали существовать, либо и по сей день находятся в незавидном состоянии. Но кажется, это не коснулось «Финансов и статистики». Как издательству удалось выжить и стать ведущим отечественным издательством, выпускающим деловую литературу?

— Действительно, многие государственные издательские структуры после распада такой большой страны чувствуют себя, мягко говоря, очень скромно. Досадно видеть своих коллег в подобном положении. Нам удалось выжить по следующим причинам.

Во-первых, мы ни на минуту не изменяли тому стилю работы, который был у нас установлен в прежнее время. Помните, как много было стандартов по издательской деятельности во время, предшествующее переходу к рыночной экономике? И сегодня «Финансы и статистика» — одно из немногих государственных издательств (а из отраслевых — единственное), которое публикует ежегодные тематические планы по выпуску книг. Не отказались от этого даже в самые тяжелые для издательства времена. И были правы.

Во-вторых, мы не отвлекаемся на мелочи. Например, не занимаемся изданием работ, которые могут иметь сиюминутный успех. Так мы сохранили свое имя. А имя в мире бизнеса стоит очень дорого, и на него надо много работать. У издательства сохранились связи в России и за рубежом. Принимаем участие в большом количестве зарубежных книжных ярмарок: в Лондоне, Париже, Праге, Франкфурте-на-Майне, Софии, Афинах, Варшаве, Минске, Риге и др.

Тщательно следим за тенденциями в мировой экономической литературе. «Финансы и статистика» продолжает издавать переводную литературу американскую, английскую, немецкую, французскую, стараемся знакомить читателей с наиболее интересными западными изданиями. Эта работа непрерывно ведется в издательстве с 1961 года. Например, нашу серию, посвященную международным стандартам учета и аудита, знают очень многие, в том числе в странах СНГ и Балтии. Она издается с 1993 года, а в 2002 году ее тираж превысил 260 тыс. экземпляров. Можно сказать, что мы «сделали погоду» в России по систематизированной переподготовке бухгалтеров, теперь эти книги стали обязательными при обучении и ознакомлении с практикой зарубежного учета.

В-третьих, издательство смогло выжить, потому что у нас сохранился основной издательский состав, люди не разбежались. Мы не потеряли нашу команду.

— Сотрудничает ли «Финансы и статистика» с отечественными финансовыми и экономическими структурами и ассоциациями? И если да, то что это взаимодействие дает издательству?

— Да, сотрудничает. И не только с финансовыми и экономическими структурами, но также и с политическими. Это партнерство нам дает очень многое: мы имеем возможность представлять свои книги на специализированных выставках, семинарах, конференциях, организуемых этими структурами. Например, издательство неоднократно представляло свои работы в библиотеке аппарата Президента РФ, нас приглашают в Государственную думу, особенно когда там проходят чтения по тем или другим вопросам экономики.

— А с какими именно финансовыми структурами сотрудничает издательство? Делаете ли вы с ними совместные проекты?

— Наверное, проще будет сказать, с кем мы не работаем…

Наше издательство — член Ассоциации российских банков, выпускаем «Вестник Ассоциации российских банков», выходящий два раза в месяц. «Финансы и статистика» — коллективный член Гильдии финансистов, мы вступили в Московскую торгово-промышленную палату. Эти три направления (банки, финансы и торговые структуры) фактически охватывают всю нашу тематику, все наши каналы распространения.

У издательства хорошие связи и с вузами страны. Например, я член ученого совета Финансовой академии при Правительстве РФ, работаем и с другими учебными заведениями. Такое сотрудничество для «Финансов и статистики» очень полезно. С одной стороны, изнутри видно, по какому пути пойдет развитие того или иного предмета, что нового появится в науке, а с другой — возлагается дополнительная ответственность на издательство. Приходится делать все возможное, чтобы вовремя выходили учебники, были подготовлены методические пособия, чтобы они соответствовали современному уровню науки.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей карьере руководителя.

— Я всю жизнь проработала в одном издательстве. После окончания Московского финансового института пришла сюда. Была редактором, заведующей редакцией, заместителем главного редактора. В 1973 году стала главным редактором. Затем 11 месяцев исполняла обязанности директора издательства, не слагая полномочий главного редактора. А потом коллектив избрал меня на должность директора, так я и стала совмещать две должности — и директора, и главного редактора.

— Каких принципов Вы придерживаетесь в управлении? Существуют ли, на Ваш взгляд, «женский» и «мужской» управленческие стили?

— У моего стиля руководства есть определенные особенности, потому что я совмещаю две должности. Много времени уделяю тематическим вопросам: определяю тематику книг, непосредственно контролирую работу над ними. Еще одна моя особенность — не мыслю себя вне рамок тематических совещаний, собраний, конференций, конгрессов. Часто эти мероприятия помогают сформировать планы издательства, а мне с позиции главного редактора бывает легче объяснить своим сотрудникам, почему мы должны издать ту или иную книгу.

Разница между «мужским» и «женским» управленческими стилями, конечно, есть. Заметьте, что мужчин-начальников коллектив принимает значительно проще и легче им подчиняется, а вот женщине-руководителю приходится работать вдвое больше, чтобы ее признали.

— Расскажите подробнее о коллективе издательства.

— В штате более 80 человек, и еще большое число вне штата — авторы, редакторы, корректоры, художники и др. Особенность нашего коллектива, на мой взгляд, свойственна практически всем издательствам — здесь работает подавляющее большинство женщин. Кроме того, почти весь мужской контингент у нас сосредоточен на обслуживании редакционно-издательского процесса.

Конечно, это накладывает отпечаток на мой стиль руководства. Бывают различные сложности и эмоциональные всплески. Как я с ними справляюсь? По возможности, помогаю своим сотрудникам в личном плане: отрегулировать какие-то вопросы, связанные со здоровьем, с семьей, установкой телефона и т. д. Еще очень многое зависит от моих заместителей, начальников отделов, помощника по кадрам и социальным вопросам — как в мое отсутствие они поведут тот или иной вопрос. Думаю, что большинство все-таки поддерживает то, что я предлагаю.

— Известно, что Вы большое внимание уделяете обучению своих сотрудников…

— Я убеждена, что успешным руководителем можно оставаться только при хорошо подготовленном кадровом составе. У нас обучение персонала — приоритетное направление. Мы следим за образованием своих сотрудников, при необходимости направляем их учиться и оплачиваем это обучение. Если человек решает получить второе высшее образование, то тут уже совместно с ним решаем вопрос об оплате. Посылаем сотрудников на различные курсы, семинары, тренинги. Обучение персонала, на мой взгляд, очень серьезный момент в управлении, и этим нужно заниматься постоянно.

Мы также поощряем своих сотрудников к участию в различных семинарах, круглых столах, научных конференциях. Я считаю, что выступления с докладами, сообщениями, организация выставок на подобных мероприятиях — самая эффективная форма повышения квалификации руководителей и сотрудников. Вырабатываются коммуникативные навыки. И всегда разрешаю своим коллегам командировки, если они аргументированно обоснуют, чем эта поездка будет полезна издательству.