Белгородское рукотворное чудо


Александр ПОЛЯНСКИЙ

Белгородский государственный университет (БелГУ) в кругах работников образования именуют не иначе как белгородским чудом. И совершенно заслуженно — это созданная в одном из областных центров Центрально-Черноземного региона крупная научно-образовательная система, построенная в значительной своей части всего за пять лет и уже дающая «всходы» в виде научных достижений и удовлетворения кадровых потребностей Белгородчины.

«Белгородское чудо» появилось не само собой — у него есть авторы. Прежде всего это ректор университета профессор Николай Камышанченко и его команда.

Белгородский государственный университет ведет свою историю с 1876 года, когда в Белгороде был открыт Учительский институт — девятый по счету в Российской империи. В 70—80-е годы XX века педагогическая и научная деятельность института получила широкое признание, и к середине 90-х годов он стал одним из ведущих педагогических вузов страны, а в 1994 году был преобразован в Белгородский государственный педагогический университет.

Однако необходимость подготовки кадров, развития российского Черноземья требовала появления университета широкого профиля. Дело в том, что возникла острейшая потребность в подготовке кадров целого ряда специальностей для Белгородской и соседних областей России, прежде всего врачей, экономистов и юристов.

В 1996 году указом президента России на базе педагогического университета, территориального финансово-экономического факультета (бывшего факультета Всесоюзного заочного финансово-экономического института) и медицинского колледжа был образован Белгородский государственный университет. Сейчас, по прошествии пяти лет, можно с уверенностью сказать: создан настоящий — не по названию, а по сути — университет европейского типа.

Способствовали созданию классического университета на базе педагогического, по оценке наблюдателей, в основном три фактора: во-первых, высокий уровень развития педагогического университета, созревшего для преобразования в университет общего профиля; во-вторых, умелое привлечение администрацией БелГУ при активном содействии администрации области педагогических и научных кадров из других регионов бывшего СССР; в-третьих — и это, наверное, самое главное, — способность администрации университета наладить современную систему менеджмента образовательного учреждения.

Проректор по кадровой политике и развитию научного потенциала профессор
Евгений ТОНКОВ:

— Создание классического университета из педагогического не было простым присоединением новых направлений. К образованию БелГУ вела вся история Белгородского педагогического института — это был естественный результат его развития. Кроме того, мы всегда шли вслед за потребностями региона. Например, юридический факультет был создан еще в педагогическом университете, потому что администрация области сформулировала заказ на такой факультет.

Часть нашей молодежи раньше обучалась в украинских вузах, однако сейчас они стали для нас недоступны и не соответствуют нашим условиям. Чтобы решить эту проблему, помимо юридического факультета в нашем вузе постепенно появились социально-психологический, медицинский, экономический факультеты, социально-теологический факультет (третий в России), и со временем вуз превратился в полноценный университет.

Недавно был введен в эксплуатацию прекрасный, новейший комплекс зданий — таким располагает не каждый столичный институт. Создаются новые кафедры. Приглашаются специалисты. Университет очень активно и интенсивно развивается.

Я 24 года являюсь проректором по науке. Могу сказать, что в 1992 году было всего 10 докторов наук и профессоров, в 1997 году — 43, а сейчас их 70.

По финансированию науки из внешних бюджетных источников — хоздоговорному и по международным грантам — результат еще более впечатляющий. Если в 2000 году финансирование составило 1,5 млн руб., то в 2001-м уже 3 млн рублей.

У нас появилось много преподавателей и специалистов университетского профиля. Они помогли нам изменить специфический менталитет, свойственный педагогическому вузу, и сейчас именно они играют ключевую роль в управлении университетом.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СПЕКТР НАПРАВЛЕНИЙ

Сегодня в университете сформирован ряд серьезных научно-образовательных заделов.

Создано мощное физико-математическое и естественнонаучное направление, несомненным лидером которого является ректор БелГУ доктор физико-математических наук, профессор Николай Камышанченко — известный российский физик, автор нескольких учебников для педагогических и технических вузов по физике твердого тела, материаловедению и проблемам влияния радиации на материалы. В университете также работает ученый из Харьковского «физтеха», физик с мировым именем доктор физико-математических наук, профессор, академик нескольких международных академий Иван Неклюдов — специалист в области физики твердого тела. В университете проходят всероссийские семинары по одной из тем радиационного влияния на материалы, ранее проводившиеся в одном из санкт-петербургских вузов. Разрабатываются программы обучения и исследований в сфере астрономии (подготовлена площадка для создания университетской обсерватории). Выполняются геофизические проекты для администрации области и проводятся географические исследования.

Большую роль в университете играет медицинское направление (факультет и колледж). В университете уже несколько лет работает изобретатель лечебно-диагностических приборов и создатель уникальной инженерно-медицинской школы доктор медицинских наук, профессор Феликс Пятакович, до этого пытавшийся получить инвестиции на свои разработки во многих медицинских вузах России, но везде слышавший: «Сначала сделайте приборы, а потом будет финансирование». В Белгороде руководство университета и администрация области предложили конкретные пути реализации научных задумок, выделили ученому квартиру, создали условия для работы. Результат — полученные разработками Пятаковича и представившим их университетом золотая медаль с приоритетом на 46-м Международном салоне инновационных исследований и новых технологий в Брюсселе и две серебряные медали на 25-м Международном салоне инноваций и изобретений в Женеве. В университете работает крупнейший патологоанатом, автор признанных врачебным сообществом методик анатомического исследования доктор медицинских наук, профессор Татьяна Павлова, а также автор многих методик хирургического лечения, заведующий кафедрой хирургии доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Арнольд Седов — он и все 14 сотрудников его кафедры активно применяют методики в клиниках Белгорода, где одновременно происходит практическое обучение студентов. Вообще на медицинском факультете, созданном всего несколько лет назад, активно работают уже 12 специализированных кафедр.

Важное значение имеют экономическое и юридическое направления. Экономический факультет университета, традиции которого связаны с территориальным финансово-экономическим факультетом, разрабатывает ряд хоздоговорных проектов для предприятий области — Старооскольского электрометаллургического завода и «Белэнергомаша». А юридический факультет, многие преподаватели которого пришли из украинских вузов, исследует актуальные проблемы правового регулирования рыночной экономики, а также спектр уголовно-правовых проблем для правоохранительных органов области.

Еще во времена педагогического университета получили серьезное развитие социолого-психологическое и философско-историческое направления. В университете ведутся фундаментальные разработки в области социологии управления, философской антропологии, системного анализа. С благословения архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна создан социально-теологический факультет, который функционирует в тесном взаимодействии с епархией. Активно ведутся краеведческие исследования, результаты которых публикуются в университетском историко-краеведческом журнале.

Лингвистический блок университета имеет два основных направления — русское и романо-германское. Основными проблемами русскоязычных лингвистических исследований являются изучение диалектов Белгородской области, формирование русского языка как этнокультурной системы. В романо-германской теме отдается предпочтение разработке методик преподавания иностранных языков, а также русского языка как иностранного (в университете функционирует международный факультет — один из базовых факультетов Минобразования по подготовке иностранных студентов для обучения в российских вузах). Признание снискали методические разработки кафедры русского языка как иностранного, выполненные под руководством заведующей кафедрой доктора педагогических наук, профессора Ирины Игнатовой, выпускницы Белгородского пединститута. Эти разработки используются при обучении русскому языку иностранцев не только в российских, но и во многих зарубежных вузах.

Традиционно сильно в университете педагогическое направление. Основными темами педагогических исследований являются проблемы методологии образования в городской и сельской школе, формирование профессионально-педагогической среды, создание трехмерной психолого-педагогической системы профилактики отклоняющегося поведения личности. В университете функционирует Центр педагогики М. Монтессори, открытый совместно с Мюнстерским университетом.

Проректор по дополнительному образованию профессор Владимир ШАПОВАЛОВ:

— Большое значение в деятельности университета имеет повышение квалификации специалистов. Несколько лет назад был ликвидирован областной институт повышения квалификации учителей и его функции переданы БелГУ. Так в университете возник Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, который занимается не только переподготовкой учителей, но и повышением квалификации управленческих работников области. Он финансируется из областного бюджета.

В последние годы в практику вошла система работы в районах, приближенных к месту жительства слушателей. Используем, по возможности, и дистанционные методы обучения, но не во всех районах удовлетворительная телекоммуникационная инфраструктура, что не позволяет пока в полной мере применять этот прогрессивный метод обучения.

Наш опыт повышения квалификации привлек внимание властей немецкой земли Северный Рейн — Вестфалия. И в мае мы будем отмечать десятилетие сотрудничества, в рамках которого были, в частности, подготовлены учебники по экономике и экологии.

Начальник управления по международным связям доцент Михаил ТРУБИЦЫН:

— Наше международное сотрудничество — это прежде всего сотрудничество с образовательными учреждениями Западной Германии. На протяжении почти 10 лет мы взаимодействуем с Министерством школы, науки и научных исследований Земли Северный Рейн — Вестфалия, администрациями городов Кельн, Мюнстер, Хернэ, Дюссельдорф.

В последние годы принципиально новой ступенью такого сотрудничества стало активное взаимодействие с ведущими германскими университетами. В рамках договора о сотрудничестве с Бременским университетом налаживается партнерское взаимодействие между экономическим факультетом БелГУ и Институтом мировой экономики и международного менеджмента при экономическом факультете Бременского университета. Одной из задач этого партнерства является изучение возможности совместной подготовки отечественных и немецких специалистов и получение ими двойного диплома.

Важное для нас направление сотрудничества — шефство над нашим медицинским факультетом медицинского факультета Мюнстерского университета — одного из крупнейших научно-учебных и лечебных учреждений в Европе. Реализация этого сотрудничества позволит осуществлять стажировку наших студентов и преподавателей, получать консультационно-методическую помощь из Мюнстера.

Договор о сотрудничестве мюнстерского медицинского факультета и белгородского — первый такой договор, заключенный Мюнстерским университетом с медицинским учреждением России.

Кроме того, новое дыхание обрел наш международный факультет. Сегодня на нем обучается около 150 иностранных студентов из 10 стран мира.

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ
В ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА

Многие в Белгороде и за его пределами связывают успех создания Белгородского университета с его ректором — профессором, изобретателем СССР, отличником высшей школы СССР, почетным работником высшего образования России, заслуженным работником высшей школы РФ Николаем Васильевичем Камышанченко.

Камышанченко не принадлежит к молодым управленцам — он как раз представитель старшего поколения, руководитель советской закалки, придерживается «старых» взглядов на многие общественные явления. Тем не менее в новой российской реальности эти его качества оказались кстати.

Николай Васильевич — выпускник физико-математического факультета Харьковского пединститута, работал на производстве, волею судеб оказался на Белгородском общетехническом факультете Харьковского горного института. Этот факультет прошел целый ряд преобразований, и на его базе был организован Белгородский технологический институт строительных материалов. Здесь Н. Камышанченко руководил заочным факультетом, а затем два срока — факультетом механического оборудования предприятий строительной индустрии. В 1978 году по решению Белгородского обкома партии он был направлен в Белгородский пединститут — стал проректором института по учебной работе и проработал в этой должности 12 лет, параллельно занимаясь физикой твердого тела на кафедре физики института и в других исследовательских центрах.

Ректором он стал как раз накануне пореформенных лет в 1990 году. Накопленный реформаторский потенциал Николай Васильевич реализовал в самые трудные для российского бюджетного образования годы рыночных преобразований, когда практически все государственные вузы в одночасье стали нищими. В эти трудные годы Белгородский университет благодаря энергии Камышанченко сумел подняться и развиться, установить международные связи, наладить взаимодействие с областной администрацией и начать получать от нее финансирование, выполняя работы по хозяйственным договорам, сумел наладить получение международных грантов. Другими словами, не только сохранил научно-педагогический потенциал, но обеспечил его динамичное развитие.

В прошлом году благодаря настойчивости и целеустремленности ректора университет въехал в новый комплекс зданий, которому мог бы позавидовать любой российский вуз; комплекс открывали вице-премьер Валентина Матвиенко и представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. БелГУ завоевал признание на международном уровне и в России. Это только начало, считают в Белгороде. И вряд ли ошибаются.

Проректор по социальному развитию профессор Ирина ИГНАТОВА:

— Обо всем, что сейчас есть в университете, Николай Васильевич Камышанченко говорил еще десять лет назад. Он продумал и спланировал создание университета еще тогда…

Я в Белгородском педагогическом институте с 1974 года и могу сказать, что вуз стал меняться сразу, как только на должность проректора по учебной работе пришел Камышанченко. Тут же началась революция в учебном процессе, которая потом, когда Николай Васильевич стал ректором, переросла в революцию, охватившую все стороны деятельности института.

Николай Васильевич — яркий представитель «русского» типа руководителя, настоящий хозяин, живущий любимым делом. Заботится о «своих», но и спрашивает по всей строгости.

Он не считает, что университет — это только учебно-научная организация. Для него не менее важна социальная сторона деятельности: социальные вопросы студентов и преподавателей; влияние вуза на жизнь города и страны.

Студенческий молодежный центр, знаменитая на всю Россию наша волейбольная команда «Университет» — все это невозможно было бы без непосредственного участия ректора. Возрождение гражданского воспитания студентов, методика которого заимствуется у нас сейчас многими вузами, тоже его инициатива.

В университете приятно работать, из него не хочется вечером уходить домой. Без Камышанченко такого университета создать бы не удалось.

Проректор по общим, организационным и социальным вопросам доцент Александр КОШАРНЫЙ:

— Для управленческого стиля Николая Васильевича Камышанченко характерны делегирование полномочий и спрос за то доверие, которое он оказывает, демократичное обсуждение, принятие решений и при этом контроль за их исполнением.

Он представляет собой чрезвычайно редкий сплав ученого, имеющего крупные публикации, и прекрасного организатора, хозяйственника. Очень инновативного, мобильного и инициативного организатора: поехал ректор в Восточную Европу — появились связи с Зальцбургом и Мюнстером, поехал в Китай — появились контакты с Даляньским университетом, для которого мы уже подготовили учебник русского языка, развиваем сотрудничество и в других областях. Поехал в Дубну — началось сотрудничество с Объединенным институтом ядерных исследований.

Николай Васильевич умеет налаживать контакты, создавать новое, созидать. Именно эти свойства сейчас и требуются ректору крупного университета.

Белгородский государственный университет — один из самых крупных и многопрофильных вузов Черноземья. На 12 факультетах обучаются более 13 тыс. студентов и слушателей. Факультеты университета, ведущие базовую подготовку специалистов: исторический, филологический, романо-германской филологии, социально-теологический, социально-психологический, педагогики начального и дошкольного образования, физической культуры и спорта, юридический, экономический, медицинский, естественно-географический, физико-математический. В структуру университета входят также два филиала (Старооскольский и Алексеевский), Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов, медицинский колледж, лицей, факультет довузовской подготовки и международный факультет для подготовки иностранных граждан к обучению в российских вузах.

Действует 69 кафедр. Подготовка ведется по 38 специальностям.

В университете работают пять научно-исследовательских институтов: социально-политических проблем, педагогики и психологии, естественнонаучных проблем, социальных технологий, филологии, краеведения; выпускаются научные журналы.

Профессорско-преподавательский состав университета — это 21 действительный член и член-корреспондент различных академий наук России и мира, 70 докторов наук и профессоров, более 260 кандидатов наук и доцентов.

В университете открыта аспирантура, где по 29 специальностям ведется подготовка специалистов высшей квалификации, работают 5 кандидатских и 2 докторских специализированных совета по защите диссертаций.

Николай КАМЫШАНЧЕНКО:

«МЫ СТРОИМ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД»

Ректор БелГУ профессор Николай Камышанченко рассказал вице-президенту нашего издательства Валентине ЖУКОВОЙ и главному редактору журнала Александру ПОЛЯНСКОМУ о своих взглядах на образовательную политику и перспективах развития университета.

— Николай Васильевич, как Вы оцениваете реформу образования, проводившуюся в последние десять лет?

— Сделано много резких, непродуманных шагов. В последнее время подход стал более спокойным и взвешенным, он позволяет стабилизировать ситуацию.

Адаптация к рыночным условиям была необходима, но при этом не следовало рубить сплеча, отказываться от достижений советской системы образования — далеко не худшей в мире.

— Как Вы относитесь к платному образованию в государственных вузах и ограничениям на него?

— Как говорится, спрос порождает предложение. Государство не имеет возможности сегодня всем дать высшее образование. Но есть свободные средства у производственных предприятий, у физических лиц, которые хотят и могут оплатить учебу. Почему бы не помочь реализоваться таким запросам? Для финансируемого из бюджета вуза платное обучение — серьезное подспорье. Государственные вузы имеют серьезную интеллектуальную базу, богатый опыт в подготовке специалистов и весьма конкурентоспособны на рынке. Однако не очень понятно существующее сейчас в Законе об образовании 25%-ное ограничение на платный прием по наиболее востребуемым рынком — экономическим и юридическим — специальностям. Гражданин хочет иметь такую квалификацию и ему необходимо дать возможность ее получить.

— Недавно введен в эксплуатацию новый комплекс университета…

— Да, это комплекс площадью 70 тыс. кв.м, научно-производственный «недострой» 90-х годов, как нельзя лучше подходивший для потребностей современного университета. Этот комплекс передан нам решением администрации области. Кроме того, два года назад был заложен ботанический сад площадью 78 га — учебно-научная база естественно-географического факультета. Планируется еще построить спорткомплекс федерального уровня, потому что как раз такого уровня у нас в университете спортсмены.

Все эти проекты — следствие заинтересованного отношения к университету со стороны администрации области. В нас поверило и Министерство образования РФ, перечислившее значительную сумму на строительство и реконструкцию. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю благодарность министру образования России Владимиру Михайловичу Филиппову и главе администрации Белгородской области Евгению Степановичу Савченко за поддержку нашего университета.

Большая часть средств была аккумулирована попечительским советом университета через Фонд содействия развитию БелГУ. В него поступали средства от юридических и физических лиц со всей области. Строительство университета стало поистине народной стройкой. Это накладывает на университет серьезные обязательства, но мы в состоянии отдавать долги.

— Каковы планы развития университета?

— На первое место выходит развитие науки, особенно естественнонаучных направлений (гуманитарные и так неплохо развиваются). А также расширение интеграции университетской науки с промышленностью и социально-культурной сферой области.

Мы видим наш вуз как университетский город (комплексный университетский центр) — такой же, как в Европе и Америке. Это амбициозная задача, но нам, уверен, по силам ее решить.