В новом году приходит евро


Ирина СКЛЯРОВА, обозреватель Strana.ru

Декабрь стал месяцем, определяющим существенные изменения в финансовой сфере. С одной стороны, они связаны с приходом на наш рынок евро, с другой — с повышением тарифов естественных монополий.

НОВАЯ ВАЛЮТА

1 января 2002 года, после более чем десятилетней подготовки, 12 европейских государств навсегда отказываются от национальных валют и принимают общую валюту: евро. В обращение вводится 14 млрд банкнот и 50 млрд монет. Эта уникальная банковская реформа коснется более 300 млн человек. Евро обеспечит прозрачность цен по всей зоне своего действия. Таким образом, если вести дела с компанией страны зоны евро, то исчезает риск колебания курсов валют. Процентные ставки и инфляция станут ниже. Руководить своим делом будет проще и дешевле.

Согласно информации Европейского центрального банка, национальная валюта оставалась законным средством платежа в Германии до 31 декабря 2001 года, Нидерландах — до 28 января 2002 года, Ирландии — до 9 февраля, Франции — до 17 февраля, Австрии, Бельгии, Финляндии, Греции, Италии, Люксембурге, Португалии и Испании — до 28 февраля 2002 года. В России национальне валюты этих стран будут принимать только кредитные организации для отправки в зарубежный банк-корреспондент, где старые национальные банкноты обменяют на новые, общеевропейские. Все расходы, связанные с этой процедурой, отнесут на счет владельца денег.

С 1 января на территории нашей страны в обращение тоже вводится новая единая европейская валюта. Центральный банк России уже подготовил серию нормативных документов, закрепляющих изменения в обслуживании участников внешнеэкономической деятельности в связи с официальным вводом в обращение наличных евро.

Долгое время не могли определить, как классифицировать операцию по обмену ныне действующей валюты европейских стран на евро, если она происходит на территории России, — как валютно-обменную или конверсионную? Специалисты Центробанка, дабы не создавать дополнительных трудностей для участников внешнеэкономических сделок, приняли решение считать эту операцию конверсионной (то есть предусматривающей обмен оговоренных сумм денежной единицы одной страны на валюту другой).

Центробанк договорился с Государственным таможенным комитетом, что декларирование товаров в национальных валютах стран Европы, переходящих на евро, может быть продолжено в валюте этих стран. В таможенной декларации лишь сделают отметку о валюте платежа. Контракты и паспорта сделок переоформлять не придется. По словам заместителя председателя ГТК Алексея Каульбарса, пересчет таможенных ставок в связи с введением единой европейской валюты не планируется. Он отметил, что использование евро в качестве платежной единицы приведет к более частым изменениям курса этой валюты по отношению к доллару, но резких скачков не произойдет.

На руках у граждан в нашей стране находится значительная сумма в долларах. С появлением евро этот беспроцентный кредит Соединенным Штатам Америки имеет шанс перейти к Европе. США сейчас пытаются внушить мировому сообществу, что евро может рассчитывать лишь на скромную роль региональной валюты. Даже несмотря на то, что, с точки зрения экономистов, ситуация в Америке и Европе примерно одинаковая. Если пересчитать национальные валюты на евро, то ВВП 12 стран зоны евро в 1999 году составил 6371 млрд евро, в США — 8893 млрд евро. Уровень государственного долга стран евро в процентах к ВВП составил 58%, США — 73%. Однако американский финансовый рынок сильнее европейского. Объем циркуляции ценных бумаг в зоне евро в три раза меньше, чем в США. По данным Европейского центрального банка, капитализация фондового рынка в Европе 4 трлн евро, США — 13 трлн. А это ведет к заметной разнице в цене на операции с валютой.

Кроме того, Великобритания, Швейцария и Дания до сих пор не присоединились к зоне хождения евро. Между тем число валютнообменных операций, происходящих на Уолл-стрит, примерно вдвое выше, чем в США или Европе (32% против 17%). Если Великобритания вступит в зону евро, это послужит мощным фактором укрепления курса новой валюты.

ТАРИФЫ

Правительство РФ рассматривает план Минэкономразвития по росту тарифов на 2002 год. В соответствии с ним цены на электроэнергию, газ и транспорт должны опережать инфляцию. Для регулирования тарифов даже создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО).

То, что тарифы с нового года вырастут, сомнений не вызывает. Неясно лишь, будет ли это единичное событие или они станут регулярно увеличиваться в течение всего года на ту или иную сумму.

Естественные монополии настаивают на регулярном повышении тарифов, правительство на первый взгляд склонно с ними согласиться. Однако оно может поменять мнение: не все аргументы в пользу постепенного роста тарифов выдерживают критику.

Например, утверждение, что повышение стоимости газа и электричества заставит предприятия экономить, дает повод кабинету министров задуматься над тем, что монополии берегут энергию еще меньше. РАО «ЕЭС» не пускает на рынок дешевую энергию своих конкурентов, например «Росэнергоатома», вызывая этим бессмысленное сжигание сотен тонн топлива на своих электростанциях. Значит, увеличение тарифов сохранит неэффективный расход топлива.

Иногда ссылаются на то, что энергия в России намного дешевле, чем за рубежом. Но исторически сложилось, что цены основных ресурсов в странах — ископаемых, труда, земли — отличаются в разы. В Китае, например, дешевый труд является фактором конкурентоспособности страны на мировом рынке. И никто не требует от властей директивно выровнять цену рабочей силы в Китае и в США. Поэтому низкие цены на энергию, считают некоторые аналитики,такой же фактор конкурентоспособности для российской экономики, как дешевый труд — для китайской.

Монополии заявляют, что рост тарифов нужен для инвестиций и обновления их основных фондов. Однако таким образом инвестирование будет происходить за счет населения и других компаний. Нет сомнений, что отрасли нуждаются в инвестициях, но почему граждане и предприятия должны в принудительном порядке обновлять собственность частных (в том числе иностранных) акционеров «Газпрома» и РАО «ЕЭС»? Тарифы монополий фактически являются принудительным сбором с предприятий и населения, и неясно, почему этот налог должен превращаться в собственность, например, Unifund и Hermitage Capital Manаgement.

Руководство Единого тарифного органа пока не может предложить правительству четко разработанную тарифную стратегию. Отсутствие стратегии означает, что позиция кабинета министров может качнуться как в одну, так и в другую сторону. Одинаково возможно и повышение тарифов, и их замораживание на определенный период, как заморожены они были распоряжением премьера с сентября 2001 года до конца года.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Кабинетом министров одобрен законопроект о приватизации. Отныне приватизация нестратегических предприятий станет прерогативой правительства, а стратегические могут быть приватизированы только с санкции президента.

За восемь месяцев до начала каждого бюджетного года правительство должно вносить перечень подлежащих приватизации предприятий в Госдуму. По каждому объекту потребуется обоснование, в котором следует указать структуру его задолженности и место на рынке. «Таким образом, будет обеспечиваться прозрачность предприятия для инвестора», — утверждает первый заместитель министра государственного имущества Александр Браверман. Обоснование должно указывать на наличие или отсутствие предприятия в реестре монополистов, давать перечень дочерних и зависимых обществ, величину капитала и информацию о размещении акций. В обосновании необходимо будет отметить, что получит от приватизации предприятие и что — Российская Федерация.

Сегодня, считают в Мингосимуществе, должен измениться стиль приватизации. Если в 1993—1994 годах шла приватизация массовая, то к настоящему времени, когда соотношение приватизированных и неприватизированных предприятий составляет 70:30, задачи стоят иные. Крупные предприятия надо продавать с максимальным для структурных изменений в экономике эффектом и финансовым результатом. Без промедления нужно акционировать государственные унитарные предприятия, оставив под управлением государства лишь оборонку и социальную сферу.

В 2002 году программа приватизации включает 365 акционерных обществ и 145 государственных унитарных предприятий. Сейчас в структуре капитала этих компаний государство владеет 4 тыс. пакетов акций. После приватизации в федеральной собственности, по словам Бравермана, должно остаться не более четверти акций.

Среди нововведений закона о приватизации — расширение ее инструментария. Кроме традиционных способов разгосударствления (аукцион, спецаукцион, конкурс) появились принципиально новые. Это приватизация с помощью производных ценных бумаг, размещаемых за пределами РФ; продажи госсобственности, связанные с отсутствием конкурсности или с передачей доверительного управления. Новые способы вводятся для ускорения продаж неликвидных предприятий и дают возможность участвовать в приватизации тем, кто не имеет большого стартового капитала.