Стратегия на тактический период


Кирилл Щиборщ

Фактически стратегия развития бизнеса представляет собой долгосрочный план (бюджет) предприятия, охватывающий ключевые сегменты хозяйственной деятельности: сбыт и маркетинг, инвестиции и производство, организационную структуру и систему управления.

Общий подход к разработке стратегии развития изображен на схеме.

Разработка стратегии развития отталкивается от текущего состояния компании. Рассмотрение должно проводиться по нескольким ключевым характеристикам: сложившейся организационной структуре и системе управления, достигнутому уровню оборотов (объемов продаж) и конечных финансовых результатов (прибыли), а так же потенциалу компании.

Вариант организационной структуры и тип внутрикорпоративного развития жестко определяются отраслевой принадлежностью компании и взаимосвязаны между собой. Промышленные компании топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, где присутствует ограниченное число стандартных продуктов отрасли, чаще всего вертикально интегрированы.

Для вертикально интегрированных структур характерен жестко централизованный тип организационной структуры и системы управления (трест или концерн), что вполне объяснимо, так как структуры, контролирующие лишь одну из технологических стадий, просто не могут функционировать как обособленные бизнес-единицы. Для диверсифицированных и горизонтально интегрированных структур, наоборот, более уместен тип смешанного финансово-промышленного холдинга (классического концерна).

Сформировавшийся тип организационной структуры и внутрикорпоративного разделения производства накладывает жесткие ограничения на разрабатываемый вариант стратегии. Если в агропромышленном холдинге за последние два года четко прослеживается курс на создание вертикально интегрированной цепочки (закупка зерна — приобретение мукомольного завода), то в его инвестиционной программе стоит предусмотреть приобретение следующего звена — хлебозавода, а никак не мясокомбината.

Вторым определяющим фактором являются состояние и тенденции изменения экономической и правовой среды: емкость рынков сбыта и ресурсов, уровень цен, степень монополизации рынков и конкурентные позиции компании, действующее хозяйственное законодательство. Классический принцип маркетинга, наиболее подходящий для стратегии развития, следующий: «Делай упор на сильные стороны и «расшивай» узкие места». Иными словами, залог долгосрочной конкурентоспособности компании в том, что один или несколько ключевых факторов бизнеса превосходят уровень аналогичных факторов у конкурентов, а остальные факторы находятся на уровне средних по отрасли.

Образ будущего — это предполагаемая характеристика компании по результатам долгосрочного периода, на который распространяется стратегия. Моделирование образа идет на основе тех же основных аспектов бизнеса, что и при оценке текущего состояния компании: организационная структура и система управления, уровень финансовых показателей (например, годовой объем продаж, чистой прибыли, инвестиций), основные рынки и конкурентное положение компании на рынках.

Кирилл ЩИБОРЩ, аудитор, кандидат экономических наук