Крупные ячейки сети


Наталья Ермолаева

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью мировой экономики, где онлайн-коммерция пустила прочные корни. Компании зачастую ведут совместный бизнес заочно, пользуясь информацией и онлайн-сервисами с корпоративных сайтов и порталов, переводя деньги через системы электронных платежей. Серьезные компании считают свое представительство в Сети не только (и не столько) аспектом рекламы, но и реальным источником дохода, так называемым необходимым средством передвижения. Именно сейчас, в современных условиях, становится особенно важно иметь интернет-представительство, и не только крупным международным компаниям, но и российским. Ведь тенденции таковы: сегодня — внутренний рынок, завтра — мировой.

Современные интернет-технологии дают возможность выстроить несколько моделей интернет-представительств. Презентационная модель, в которой Интернет используется как канал обмена информацией с клиентами и партнерами, наиболее полно отражает минимальные потребности компании: предоставление информации о своей деятельности широкому кругу потенциальных клиентов и партнеров, проведение рекламных акций, подкрепление средствами Интернета имиджа фирмы.

Большинство сайтов в российской зоне Сети представляют собой реализацию именно этой модели. Однако возможности веб-технологий этой моделью не исчерпываются. Интернет-представительство может стать быстрым и надежным средством коммуникации для подразделений компании, работы с удаленными филиалами, дилерской сетью и т.д. В этом случае представительство строится по корпоративной модели, а Интернет используется только для решения внутренних задач. Такие сайты, как правило, закрыты для публичного просмотра.

Крупные компании, ведущие серьезный бизнес, часто используют третью, комплексную, модель, совмещающую возможности первых двух. При этом интернет-портал становится как источником информации для потребителей, так и коммуникатором для специалистов фирмы.

На базе интернет-представительства создается глобальная информационная система, оповещающая партнеров, сотрудников и клиентов о последних новостях компании, изменениях в номенклатуре, прайс-листах и т.д. Основная черта такой системы — оперативность. В модели обязательно реализуется технология разграничения доступа к ресурсам сайта.

Создание интернет-представительства — системное решение, включающее в себя анализ потенциальной аудитории, оценку рисков, создание концепции и дизайн сайта, разработку программного обеспечения, регистрацию названия компании в Сети, размещение представительства в Интернете, подготовку и проведение рекламных кампаний. Все чаще в результате такой масштабной работы появляются корпоративные серверы.

Корпоративный сервер — полноценное комплексное решение, представляющее компанию в Интернете. Оно включает в себя интеграцию с системами документооборота предприятия и базами данных любой степени сложности. В результате потенциальный потребитель может, к примеру, оценить стоимость приобретения оборудования с необходимыми ему характеристиками, а также стоимость его обслуживания и ремонта, не прибегая к помощи калькулятора. Такое представительство необходимо для крупных компаний с многопрофильным использованием потенциала Сети, будь то широкие возможности предоставления информации, новые рекламные технологии, продажа товара через Интернет или организация онлайн-службы технической поддержки. Закономерно, что такие серверы, интернет-порталы создают в первую очередь компании — лидеры отраслевых секторов экономики.

В российской зоне Интернета существует несколько десятков порталов крупных компаний, являющихся полноценными интернет-представительствами. На примерах порталов флагманов российской экономики — компаний ЛУКОЙЛ, ЮКОС и «Газпром» — можно увидеть типичные черты удачно построенных корпоративных серверов компаний. Грамотно, технологично, ярко — все названные порталы отвечают именно таким требованиям. Важно, что решены проблемы перевода контента порталов на другие языки.

Среди множества барьеров, встающих перед российскими компаниями, выходящими на внешний рынок, есть одна изначальная — языковой барьер. И ЛУКОЙЛ, и ЮКОС, и «Газпром» имеют англоязычные версии серверов.

ОАО «ЛУКОЙЛ»

(http://www.lukoil.ru, http://www.lukoil.com)

Интернет-портал нефтяной компании ЛУКОЙЛ отличает стильная, динамичная презентация — своеобразная визитная карточка. Актуальные цифры, хорошая новостная часть (блок новостей) — все это позволяет посетителю получить качественные сведения о компании и ее достижениях даже при беглом просмотре титульной страницы.

ОАО «ЛУКОЙЛ» — ведущая вертикально интегрированная нефтяная компания России. Основные виды ее деятельности — операции по разведке и добыче нефти и газа, производство и реализация нефтепродуктов. Контент страниц портала содержит подробную информацию о компании, ее традициях, истории, партнерах, акционерах.

Самый важный информационный капитал здесь — актуальная тематическая подборка отчетов ЛУКОЙЛа: финансовых, аналитических, экологических. Удобная навигация и ссылки на дочерние проекты, в том числе и интернет-проекты (на сайте www.luri.ru , например, можно получить полную информацию о компании, о услугах, как стать ее клиентом, представлены для ознакомления брокерский договор, депозитарный договор и т.д. как для юридических, так и для физических лиц), позволяют получить целостную картину по любому из аспектов деятельности компании. А также по особенностям технологий ЛУКОЙЛа cтратегическая программа развития нефтеперерабатывающего сектора НК «ЛУКОЙЛ» предусматривает доведение глубины переработки нефти на российских НПЗ компании до 90—95% — в частности, до 65—70% по Ухтинскому НПЗ, а также полное прекращение выпуска дизельного топлива с содержанием серы 0,5%; направлениям развития, социальной политике.

Стратегия маркетинговых исследований представлена Картой коммерческих контактов компании по всему миру. Вся информация на портале находится в свободном доступе, что является дополнительным достоинством и грамотным PR-шагом.

ЮКОС

(http://www.yukos.ru, http://www.yukos.com)

ЮКОС — один из лидеров ТЭК. Кроме технологического лидерства (компания не занимается экстенсивным наращиванием мощностей, а рассматривает в качестве главной задачи повышение эффективности нефтепереработки) компания известна своим особым отношением к развитию интернет-проектов: она была одним из инициаторов создания Сибирской интернет-компании.

На страницах интернет-портала размещена подробная информация о компании: ее история (в сентябре 1998 года ЮКОС объявил о начале масштабной реорганизации, которая должна сделать его одним из лидеров нефтяного бизнеса XXI века), перспективы, направления деятельности (разведка и добыча углеводородов; переработка, сбыт и транспортировка нефти и нефтепродуктов), информация для акционеров.

Визуальное представление информационных ресурсов отличается оригинальностью: основные направления развития, этапы, тенденции выведены отдельными тезисами и оформлены графикой, что улучшает восприятие. Это позволяет мысленно составить из набора тезисов небольшую презентацию компании и оценить масштаб ее деятельности.

Контент страниц содержит огромное количество статистической и аналитической информации. Организационная схема работы компании полностью отражает ее реальную структуру. Удобно и доступно размещена информация для акционеров.

Оригинальная навигация по порталу — часть заголовков страниц скрыта и не видна на титульной странице — призвана сориентировать посетителя на тематическое, поэтапное изучение информации. Работа на портале не требует регистрации, все ресурсы в свободном доступе.

«Газпром»

(http://www.gazprom.ru)

«Газпром» получил широкую известность в России и далеко за ее пределами как крупнейшая газовая компания, производящая свыше 20% мировой и 94% российской добычи природного газа. Интернет-представительство «Газпрома» реализовано по самой логичной и доступной для восприятия схеме. Портал компании мультиязычный. Перед началом работы можно выбрать одну из версий портала на другом языке.

Все информационные материалы о компании и ее деятельности того или иного рода разбиты на тематические разделы с внутренними подразделами. Такая традиционная навигация по интернет-ресурсу помогает просто и быстро сориентироваться в структуре портала. На страницах размещена информация об истории компании, структуре, стратегии, проектах. Подробно и наглядно показаны основные моменты работы с регионами. Статистические данные и подборка аналитических материалов также рассредоточены по темам.

Достаточно подробно освещены финансовые аспекты деятельности компании, технология и производственная база («Газпром» лидирует в добыче первичных энергоносителей в России. В 2000 году она составила более 523,2 млрд кубометров газа, то есть 94% российской, или 23% мировой добычи газа. Располагая уникальной сырьевой базой, «Газпром» продолжает интенсивные работы по геологоразведке), решение экологических и социальных вопросов. Новостной блок кроме новостей предлагает еще комментарии специалистов и аналитические обзоры. Портал в скором времени начнет интернет-вещание новостей.

Очень важен момент интерактивного общения — портал содержит механизмы для общения с посетителями: формы для отправления сообщений, контактную информацию. «Путеводитель по компании» предлагает ознакомиться с качественной презентацией основных моментов работы компании. Абсолютно все ресурсы портала находятся в свободном доступе, открыты для посещения.