«Главное для России — стабильность»


Франци Демшар

Активность нового президента Российской Федерации Владимира Путина на международной арене и последовательно либеральный курс правительства в управлении экономикой страны начали приносить плоды. Стабильность России наконец убедила иностранных партнеров в целесообразности вложений в нашу экономику и развития торговых связей с нашей страной. Словения, ранее входившая в состав СФРЮ, а теперь независимая республика, одной из первых проявила интерес к сотрудничеству с Россией. Об этом главному редактору журнала Александру ПОЛЯНСКОМУ рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Словения в России доктор Франци Демшар (фото Александра ТОКАРЕВА).

— Г-н посол, как сейчас развивается сотрудничество России и Словении в политической, торгово-экономической и культурной сферах?

— 2001 год можно назвать годом дружбы между Словенией и Россией. Политические отношения между нами сейчас очень хорошие.

Как Вы знаете, ваш президент и наш премьер-министр уже три раза встречались. Последняя встреча состоялась во время российско-американского саммита в Любляне, проходившего в этом году. Это была очень важная встреча, которая, я считаю, начала новую эпоху отношений между странами. После нее Россию посетило много наших министров, в Словении побывали представители Российской Федерации.

Экономические связи между Россией и Словенией в этом году развиваются очень интенсивно. Ведь теперь в глазах словенцев Россия — стабильная страна. В результате товарооборот по сравнению с товарооборотом прошлого года вырос на $200 млн и составил примерно $600 млн. Причем, можно сказать, экспорт и импорт уравновешивают друг друга.

Словенцы продают в России фармацевтические препараты, телекоммуникационное оборудование, электронику, химическую продукцию. Например, в России хорошо известна фирма «Хелиос» — главный поставщик лаков и красок для автомобильной промышленности.

На российском рынке также очень активно работает фармацевтическая компания «Крка», производитель бытовой электротехники «Горенье» и две крупные туристические фирмы — «Рене-Турс» и «Компас». Всего же в вашей стране действует примерно 50 представительств словенских фирм.

По-моему, сейчас мы выходим на более высокую фазу экономических отношений между нашими странами. Это подтверждает желание словенских бизнесменов делать стратегические инвестиции в Россию, а не ограничиваться только торговыми сделками. Например, «Крка» строит завод в подмосковном городе Истра. Инвестиции составят примерно $30 млн.

Культурные связи не отстают от политических и экономических. В Россию постоянно приезжают словенские коллективы. Полагаю, что со временем наши культурные связи расширятся.

— Как сказывается на политическом сотрудничестве наших стран то обстоятельство, что Словения стремится в НАТО?

— Мне легко ответить на этот вопрос, потому что я был до недавнего времени министром обороны Словении.

Я считаю, сейчас никто не рассматривает такого варианта развития событий, когда между Россией и НАТО возникнет конфликт. Мы не видим никаких угроз со стороны России. Но вот Балканы пока — очень сложная зона, для обеспечения нашей безопасности нам необходимо членство в Североатлантическом альянсе. Мы рассматриваем его как защиту от угрозы извне, от терроризма.

Сейчас и Российская Федерация начинает серьезное сотрудничество с НАТО. И, думаю, противоречий между нашими странами по поводу НАТО нет.

— В Словении очень многие говорят по-русски. Это свидетельствует о том, что между нашимих народами давняя традиция отношений. Как строилось сотрудничество Словении в составе Югославии и России в составе Советского Союза?

— Вы правы, говоря, что наши страны связывает долгая традиция отношений дружбы и сотрудничества. После окончания Второй мировой войны, из которой Советский Союз и Югославия вышли братскими странами, русский язык учили во многих словенских школах.

Однако сегодня первый иностранный язык в Словении — английский, второй — немецкий, на третьем и четвертом месте — итальянский и французский, потому что именно на западные страны приходится 60% нашего товарооборота. Русский язык сейчас на пятом месте.

Но все меняется по мере развития словенско-российских связей: студентов, изучающих русский язык, становится все больше и больше. Думаю, это связано с тем, что с каждым годом Россия становится все более европейской страной, все более стабильной. Экономические, политические, культурные и туристические связи между нашими странами укрепляются.

— Вы сказали, что сейчас словенские фирмы пришли в Россию со стратегическими инвестициями. Насколько много таких фирм?

— Словения небольшая страна. Крупные фабрики не могут ограничиваться работой на внутреннем рынке, они вынуждены выходить на мировой. Это совсем другая философия ведения бизнеса по сравнению с Россией, где предприятие может спокойно существовать на внутреннем рынке.

Даже когда Словения входила в состав Югославии, ее предприятия были ориентированы на мировой рынок. И сейчас к инвестициям готовы практически все крупные словенские компании.

— Как Вы оцениваете инвестиционную ситуацию в России?

— В вашей стране появилось главное условие инвестиций — стабильность. Стратегически страна движется в правильном направлении. Я говорил с представителями других стран, и они со мной согласны. Результат — иностранные инвестиции, которые пошли в вашу экономику.

— Как Вы думаете, скоро ли восстановятся связи между государствами бывшей Югославии?

— Думаю, да. Сейчас, когда ситуация нормализуется, старые кооперационные связи возрождаются. Сегодня для Словении существует два приоритетных внешних рынка — русский и рынок стран бывшей Югославии.

— Какую роль в словенской экономике играет туристическая индустрия?

— Для Словении это очень важная сфера. Тем более что туризм способствует развитию и других отраслей.

— Насколько привлекательна Словения на европейском туристическом рынке?

— К нам приезжает много туристов из Европы. И поэтому мы уделяем большое внимание качеству обслуживания. Одна из привлекательных сторон нашего туристического сервиса — низкие цены при высоком качестве. Не менее высоком, чем в соседних Италии и Австрии.

— Кажется, словенские фирмы не очень широко себя рекламируют в России. Не считаете ли Вы, что их promotion должен быть более активным?

— Может быть. Но если Вы посмотрите на ситуацию десятилетней давности, то увидите, как много изменилось. Тогда в Словении практически не было российских туристов, да и политические отношения с другими странами, как и экономические связи, были в процессе становления.

Думаю, что все еще впереди, скоро начнем рекламировать и наши туристические услуги. Но интересно, что туристы приезжают в Словению и без особой рекламы — те, кому посоветовали друзья и родственники, которые уже успели посетить Словению, да и практически каждый, кто у нас побывал, стремится приехать опять.

— Какую роль играют российские туристы на словенском туристическом рынке?

— Пока они занимают примерно десятое место. Но я полагаю, скоро ситуация существенно изменится. Круг тех, кто стремится вновь и вновь приехать в Словению с целью отдыха или бизнес-туризма, постоянно расширяется.

— Каковы перспективы дальнейшего развития российско-словенского сотрудничества?

— Очень хорошие, если Россия будет продолжать двигаться в «европейском» направлении, в направлении политической и экономической стабильности. Мы говорим на очень близких языках — это многое значит. Я работаю в Москве с сентября, но уже успел полюбить этот город, и с каждым днем моя уверенность в том, что россияне и словенцы предрасположены к дружбе друг с другом, растет.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте