«ВВЦ должен стать мотором экономики»

Генеральный директор Государственного акционерного общества «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ») доктор экономических наук, профессор Василий Шупыро — нижегородец. И именно традиции нижегородских ярмарок, где определялись цены на зерно в Европе, богатые выставочные традиции дореволюционной России являются для него источником вдохновения в реформе ВВЦ, которую Василий Михайлович, несмотря на многочисленные препятствия, проводит третий год.

— Василий Михайлович, как сейчас обстоят дела в выставочной сфере нашей страны?

— За постсоветские годы — годы рыночных преобразований в выставочной деятельности в России произошли радикальные изменения.

— Но считается, что выставочное дело в Советском Союзе процветало, а ВДНХ СССР — яркое тому подтверждение…

— Выставка достижений народного хозяйства представляла научные разработки, наши потенциальные возможности в единственном экземпляре, являлась «местом демонстрации социалистической советской мощи, отражением идеологической и культурной политики страны» и никакого отношения к выставке как инструменту хозяйственных отношений не имела.

Выставки сегодня — инструмент рыночной коммуникации, определения отраслевых тенденций, средство взаимодействия участников рынка между собой и с группами потребителей. Это важнейшее средство ценообразования, политики качества, развития технологических стандартов и формирования «правил игры» на том или ином рынке.

ВВЦ — правопреемник и наследник советских выставок ВСХВ — ВДНХ.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), которая «должна была отразить богатство сельского хозяйства республик, краев и областей Советского Союза», открылась 1 августа 1939 года. Затем на территории ВСХВ произошло объединение сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Работа выставки стала строиться по отраслевому принципу, появились направления: «Промышленность и транспорт», «Строительство», «Сельское хозяйство», «Народное образование», «Наука» и «Культура».

Неестественное, нерыночное развитие комплекса привело в тому, что современные выставочные мероприятия здесь проводить крайне тяжело. Сегодня мы имеем только два павильона: 20-й и 57-й, выставочные характеристики которых соответствуют требованиям международных стандартов. В них ГАО «ВВЦ» и проводит свои основные выставки.

Есть еще самостоятельная выставочная организация — «Специализированный выставочный комплекс» (СВК), действующий в 69-м павильоне. Раньше павильон назывался «Товары народного потребления». На проведение крупных выставок он не рассчитан, так как характеристики нагрузки на пол у него весьма скромные.

— То есть на вашей территории действуют разные выставочные организации?

— Да, часть выставок организует ГАО «ВВЦ», часть — наши дочерние хозяйственные объединения (ДХО). Кроме того, ГАО «ВВЦ» сдает выставочные площади в аренду организациям-партнерам.

Я стал генеральным директором ГАО в 1998 году и вместе со своей командой разработал программу деятельности акционерного общества, включающую несколько направлений: собственно выставочная деятельность — этот раздел называется «ВВЦ — главный выставочный центр Москвы и России»; торгово-ярмарочная деятельность — «ВВЦ — ярмарочно-торговый центр»; организация отдыха москвичей и гостей столицы — «ВВЦ — центр отдыха москвичей и гостей столицы»; развитие инновационных технологий — раздел «ВВЦ — центр коммерциализации технологий, инновационных выставок и продаж»; развитие межрегионального и международного сотрудничества регионов — раздел «ВВЦ — центр сотрудничества регионов России и стран СНГ», а также реклама на территории комплекса — раздел «ВВЦ — эффективное рекламное пространство». Вот каков спектр направлений, масштаб работы комплекса.

За три года мы удвоили выставочные площади. Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности в этом году проходила на 40 тысячах квадратных метров, в прошлом — на 30 тысячах, хотя начинала несколько лет назад с нескольких тысяч квадратных метров. Площади, занимаемые Российской агропромышленной выставкой, выросли с 6 тысяч квадратных метров в начале 90-х годов до 30 тысяч квадратных метров. Выставка «Металл-Экспо» (а у нас проводится единственная общероссийская металлургическая выставка) сейчас запланирована на площади 10 тысяч квадратных метров. Выставка «Цветы» ныне занимает более 10 тысяч квадратных метров. Выставка «Современная образовательная среда в ХХI веке», начинавшая с 600 квадратных метров, теперь едва размещается на 4—5 тысячах. Такие же тенденции и по другим нашим выставкам: их площади с каждым годом серьезно увеличиваются, комплекс становится современным выставочным предприятием.

Освобождены от торговли выставочные павильоны 20-й и 57-й — «Транспорт» и «Физика» — там теперь только выставки. В 61-м организовали «Центр коммерциализации технологий». В павильоне «Центральный» разместили «Ассамблею народов России», частично освободили «Культуру» — там теперь проводятся специализированные выставки.

Стараемся также облагородить территорию, очистить ее от торговли. Начинаем с центральной аллеи. При этом возникают определенные юридические ограничения — договоры с большинством торговых точек заключены до 2002 года. Тем не менее уже разработан план мероприятий по совершенствованию торговли на территории ВВЦ.

Ожидаемые доходные поступления ГАО «ВВЦ» за 2001 год от выставочно-ярмарочной деятельности составят 16 процентов от всех наших поступлений (32 миллиона рублей). Когда я стал генеральным директором ГАО «ВВЦ» три года назад, этот процент был около двух (2,4 миллиона рублей).

Мы стараемся максимально использовать все возможности для организации досугового бизнеса: создали парк аттракционов, пейнтбол-клуб, цирк-шапито «Антре», ставшую уже знаменитой «Рыбацкую деревню». На ВВЦ ежегодно организуются разнообразные культурно-массовые мероприятия. В День города проводили международный карнавал, в котором участвовало одновременно около 350 тысяч человек, а всего в течение дня — около миллиона. Для обеспечения порядка были привлечены 1300 сотрудников милиции. Проводимые Дни московского образования на ВВЦ — тоже весьма массовое мероприятие.

— Можно ли сейчас говорить о конкуренции между ГАО «ВВЦ» и Экспоцентром на Красной Пресне?

— Нас вообще нельзя сравнивать: краснопресненский центр — чисто выставочная организация, 40 лет является таковой. Наша деятельность, как я уже говорил, гораздо разнообразнее.

— А если сравнить их и ваш выставочный бизнес?

— Отстаем очень сильно. Хотя стараемся ориентировать свою выставочную деятельность на развитие российской экономики, поддержку отечественных производителей, продвижение их товаров и услуг на внутренний и внешние рынки.

Одна из острых проблем ГАО «ВВЦ» — недостаток экспозиционных площадей для проведения крупных выставок, таких, как «Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности». Мы планируем увеличение выставочных площадей до 70 тысяч квадратных метров, они войдут в строй после модернизации площади Промышленности (вокруг ракеты). Сегодня «Моспроект-4» разрабатывает план строительства новых и реконструкции старых павильонов. Мы ведем переговоры с различными банками, частными структурами о финансировании в следующем году строительства павильона площадью 10 тысяч квадратных метров. Уверенность в успехе у меня есть.

— Заявку на проведение международной выставки «Экспо-2010» на территории комплекса следует рассматривать именно в контексте привлечения инвестиций?

— Безусловно. Всемирная универсальная выставка «Экспо-2010» позволит привлечь более миллиарда долларов.

— Это будет что-то вроде Hannover Messe?

— По площади занимаемой экспозиции «Экспо-2010» (около 350 тысяч квадратных метров), конечно, не сравнится с Ганноверской ярмаркой, ведь немецкая выставка проходила на площади 800 тысяч квадратных метров. А по содержанию — будем стремиться. Тема предстоящей выставки «Экспо-2010» должна давать возможность, с одной стороны, заявить о себе как о стране высочайших технологий, а с другой — представить реальные богатства страны во всем их многообразии и непреходящей ценности. Предполагаемая тема — «Ресурсы, технологии, идеи — путь к единому миру». Уже разработана «Концепция проведения в Москве Всемирной универсальной выставки «Экспо-2010», которая предусматривает реконструкцию Всероссийского выставочного центра, а также развитие городской инфраструктуры: транспорта, коммунального хозяйства, строительство гостиниц, увеличение количества парковочных мест. Создан Национальный организационный комитет и на международном уровне разработана программа по продвижению кандидатуры России в качестве организатора «Экспо-2010» под руководством премьера российского правительства Михаила Касьянова. Основная задача оргкомитета — широкомасштабная информационно-политическая кампания по продвижению России на роль хозяйки выставки. Членам комитета предстоит разработать символику выставки, подготовить обширное политически и экономически аргументированное досье кандидата, посетить много стран с презентационными лекциями.

— Однако для проведения такого масштабного мероприятия потребуется решить многочисленные организационные проблемы на территории ВВЦ?

— Да, и честно скажу — это важный стимул их решения.

— А существует ли сейчас какая-то структура, аналогичная Выставкому советских лет?

— Относительно недавно при Правительстве РФ создана Комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности, которую возглавляет заместитель председателя Правительства РФ — министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов.

— Структуры созданы. Есть ли выставочная политика?

— Выставочная политика очень нужна — выставочные комплексы работают, как обычные организации, будучи очень специфическими институтами как по своей экономике, так и по значению для городов и страны.

Я считаю, что к каждому из крупных выставочных комплексов нужно подходить с особой меркой. Экспоцентр — один подход: там компактная территория и комплекс представляет собой, по сути, механизм содержания павильонов. ВВЦ — другой подход: на территории в 240 гектаров расположены памятники архитектуры советского периода, фонтаны, каскад прудов, дубовая и каштановые рощи, Мичуринский сад, система цветочных партеров. Их текущий ремонт ГАО «ВВЦ» осуществляет за счет собственных средств и расходует на эти цели ежегодно до 25 миллионов рублей. В результате 50 процентов прибыли мы тратим не на развитие доходных направлений, а на поддержание инфраструктуры, ремонт памятников и учреждения социальной сферы.

— А почему вход на ВВЦ бесплатный?

— Я вам скажу так — ГАО «ВВЦ» выгодно, чтобы вход на территорию комплекса был платным. Но мы не всегда свободны при принятии решений.

— Новая команда руководителей ГАО, которую Вы собрали, пришла из промышленности?

— Кто-то из промышленности, кто-то из науки, кто-то из государственных органов. Это профессиональные менеджеры.

Я сам пришел в ГАО «ВВЦ» с должности первого заместителя министра государственного имущества России, до этого работал вице-губернатором Нижегородской области, председателем районного совета народных депутатов и первым секретарем райкома КПСС одного из районов области. По образованию я инженер-механик, защитил кандидатскую и докторскую диссертации по вопросам экономики.

— Как Вы полагаете, удастся ли Вам превратить комплекс в город будущего, которым он был в советские годы?

— Мы к этому не стремимся — комплекс должен быть не городом будущего, а мотором развития российского рынка.

Беседу вели Юрий КУЗЬМИН
и Александр ПОЛЯНСКИЙ