«Мы готовы включиться в реализацию «Электронной России»


Россия стоит на пороге глобальной информатизации. В стране есть все необходимое, чтобы обеспечить каждого желающего доступом в Интернет. Более того, взыскательные пользователи в крупных городах уже могут предпочесть простому модемному соединению широкополосный доступ по выделенной линии. Даже правительство через программу «Электронная Россия» намерено приложить руку к развитию глобальной информационной сети.

Все это в самое ближайшее время должно привести к серьезным изменениям на рынке информационных услуг.

О том, что может произойти на этом рынке в обозримой перспективе, мы поинтересовались у руководителя компании «МТУ-Интел» Николая Репина.

— Готовы ли, на Ваш взгляд, российские телекоммуникационные и IT-компании включиться в работу по реализации программы «Электронная Россия»? Что показала выставка «Инфоком»?

— Мне сложно говорить о IT-фирмах, но, что касается телекоммуникационных компаний, они, безусловно, готовы включиться в эту работу. Сегодня российские компании располагают технологиями и сетями мирового уровня. Кстати, «МТУ-Интел» даже без государственной программы оснастила доступом в Интернет полторы тысячи учебных заведений.

— Как Вы оцениваете программу «Электронная Россия»? Что нужно сделать в рамках этого проекта масштабной информатизации страны?

— Отличительной чертой многих программ подобного рода (особенно в высокотехнологичных областях, таких, как связь и информатизация) является то, что государственное финансирование часто не достигает реальных потребителей (школ, колледжей, университетов, музеев, библиотек), а попадает к специализированным организациям, ассоциированным с ведомственными структурами. В результате вместо того чтобы обеспечивать потребителей услугами, эти организации развивают свою инфраструктуру, часто с прицелом на последующее коммерческое применение. Хорошо бы построить такую систему, чтобы финансировались реальные потребители и чтобы они имели возможность закупать услуги на свободном рынке.

— Вас называют «гуру российского Интернета». Какими Вам видятся перспективы развития российского сегмента Сети?

— В определенном смысле мы повторяем путь, пройденный развитыми западными странами. Сначала бесчисленное множество провайдеров и услуги невысокого качества. Затем, по мере роста числа абонентов и изменения качественных характеристик аудитории, переход к профессиональному уровню услуг, появление нескольких мощных игроков, в руках которых сосредоточена львиная доля бизнеса.

Сегодня коммутируемый доступ на подъеме: услуга стала качественнее, обрастает сервисом и приложениями. Этот процесс будет идти и дальше. Параллельно развивается инфраструктура широкополосного постоянного доступа на базе технологии ADSL. Такие сети построены или строятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах. Мы стоим на пороге внедрения услуг широкополосной сети на массовом рынке.

Здесь можно отметить, что бизнес-модели развития широкополосного доступа в России могут несколько отличаться от западных. Например, мы активно развиваем программу «Интернет в каждый дом». Суть ее в организации коллективного подключения абонентов жилого сектора к глобальной сети. Выглядит это приблизительно так: внутри дома прокладывается локальная сеть, построенная по технологиям HPNA или Ethernet, а выход в Интернет обеспечивает подведенный к этой сети ADSL-канал. Думаю, в течение двух-трех лет количество пользователей глобальной сети в Москве, которые имеют широкополосный доступ (как в индивидуальном, так и коллективном порядке), достигнет нескольких сотен тысяч человек.

Сетевые возможности расширяются, поэтому можно ожидать серьезных прорывов в части создания соответствующего контента и приложений. Полагаю, следующие несколько лет станут годами расцвета хостинга и аренды приложений. Вполне вероятно, что немного снизится зависимость от компьютеров и появятся бытовые устройства, работающие с Интернетом, что придаст новый импульс развитию глобальной паутины.

— Как, по Вашему мнению, на активность в Интернете в столице повлияет введение МГТС повременной оплаты телефона? Каковы в этом смысле перспективы dial up?

— Возможно, кратковременно активность снизится, но ненадолго. К тому же, я думаю, провайдеры разработают механизмы, которые позволят клиентам не очень снижать объемы потребления. В частности, может получить развитие так называемый Call Back. В долгосрочной перспективе введение повременки скажется положительно как на качестве телефонных, так и интернет-услуг.

— Как Вы оцениваете конкурентную борьбу на рынке номерной емкости в столице?

— Сложно прокомментировать. Этот вопрос лучше адресовать к телефонным операторам — МГТС, «Комстару», «МТУ-Информу», «Телмосу».

— Недавно один из руководителей «Связьинвеста» г-н Васин заявил, что точкой окупаемости для телефонных линий является цена 8 долларов. Прокомментируйте, пожалуйста, это заявление. Согласны ли Вы с ним? Берете ли за основу в ценообразовании эту цифру или какую-то другую?

— В части традиционной электросвязи эта цифра очень близка к реальности. В собственном ценообразовании мы учитываем ту стоимость телефонного номера, которая заложена в договоре с владельцем линий — телефонным оператором.

— Вы называете Вашу компанию «провайдер интернет-услуг». Поясните, что это значит.

— Мы называем себя первым «интернет-оператором». Интернет-оператор — абсолютно новое явление на рынке, и в отличие от интернет-провайдера он не только продает услуги, но и располагает собственными мощными ресурсами для их предоставления. Это придает гибкость, позволяет немедленно реагировать на все новое, что появляется в мире Интернета, и доставлять это нашим клиентам.

— Как соотносятся компании «МТУ-Интел» и «МТУ-Информ»?

— Начнем с истории. 1 марта 1999 года «МТУ-Информ» передал свой интернет-бизнес «МТУ-Интел» — на тот момент стопроцентно дочерней компании.

В этом году «МТУ-Интел» объединилась с «ПТТ-Телепорт Москва» — компанией, у которой интернет-направление было тоже достаточно развито. «МТУ-Информ» стал акционером объединенной компании вместе с МГТС и АФК «Система».

Наша роль обозначена довольно четко — мы являемся поставщиком интернет-услуг в рамках крупного холдинга «Система-Телеком», который работает в широком спектре телекоммуникаций: мобильная , фиксированная телефонная связь, Интернет и так далее. Такая схема широко распространена на Западе. Например, в Worldcom есть поставщики телефонных услуг, которые подразделяются на операторов дальней и местной связи, есть поставщики услуг сети Интернет и так далее.

«МТУ-Информ» и МГТС для нас являются основными инфраструктурными компаниями—поставщиками технологического ресурса: мы у них арендуем телефонную емкость и ресурсы транспортных сетей. С МГТС мы к тому же ведем крупнейший наш проект «Точка Ру» — проект создания городской широкополосной сети.

— Правильно ли будет назвать «МТУ-Интел» компанией «последней мили» (компания «последней мили» — компания, работающая на последнем отрезке перед абонентом, в непосредственном взаимодействии с конечным потребителем. — Ред.)?

— Я бы сказал так: мы создаем массовый розничный брэнд, который включает в себя в том числе и решение проблемы «последней мили». Мы предоставляем услуги для конечного пользователя, а как мы до него доходим: через коммутируемую телефонную сеть, линии ADSL, оптоволокно или радиоканал — потребителю не так важно. Главное, он имеет возможность выбирать конкретную услугу, исходя из своих предпочтений, соотношения цена—качество или иных критериев.

— Каковы перспективы мобильной связи как транспорта для интернет-услуг?

— Есть два аспекта мобильности. Один — вы поехали с ноутбуком в офис другой компании либо уехали в другой город или за границу и вам нужно выйти в Интернет. Другой — вы пользуетесь компьютером (или палмтопом) в движении. Во втором случае мобильная связь (сотовая) весьма перспективна. Единственно, надо понять, скольким людям Интернет нужен в движении.

Первый вариант описывает ситуацию, которая будет встречаться чаще. Но для обеспечения такой мобильности может использоваться и обычная проводная связь. В частности, мы начинаем предоставление роуминговых услуг, и абонент, приехав в любую страну, может позвонить на местный телефон и выйти в Интернет, точно так же, как он делает это дома. В этом плане сотовая связь и обычные телефонные линии будут конкурировать. Какой вариант предпочтет пользователь, сказать трудно. Вопрос в соотношении цена — качество.

— Как будет развиваться рынок в вашем сегменте?

— Интернет-рынок характеризуется тем, что в отношении его пока сбываются все оптимистические предсказания: рынок на протяжении нескольких последних лет ежегодно удваивался. Известен закон Мура — компьютерная мощность удваивается каждые 18 месяцев. В Интернете каждые 18 месяцев происходит не удвоение, а утроение мощности.

В этом году рынок продолжает расти. Трафик Интернета увеличивается экспоненциально, а потому быстро дешевеет. По нашим прогнозам, он будет расти в течение еще нескольких лет — значит, рынок будет развиваться.

Всем известна история с крахом западных интернет-компаний, так называемых «дот-комов». Часто из нее делается вывод о глубоком кризисе всего рынка Интернета. Однако это не так. Скорее надо вести речь о стабилизации рынка, о том, что он переболел детскими болезнями. Благодаря «мыльным пузырям» он увеличился раз в десять, а потом «сдулся» раз в пять. Но в итоге-то он все равно вырос в два раза — достаточно большой рост для индустрии. После кризиса остался значительный спектр услуг, продолжающих развиваться.

Характерная тенденция нынешнего времени — интеграция провайдерских и информационных услуг. Дело в том, что интернет-провайдеры располагают клиентской базой, они умеют работать с клиентами, умеют «собирать» их деньги, в первую очередь за услуги связи.

Сегодня весьма распространенной стала бизнес-модель, когда портальные компании развиваются совместно с интернет-провайдером. Самый известный пример такой интегральной структуры — AOL («America-on-line»). Подобный подход благоприятно сказывается на развитии модного application solution. Во всяком случае, в таком синергизме просматривается достаточно устойчивая бизнес-модель для массового клиента. Во многом именно по этому пути пойдет дальнейшее развитие Интернета.