Безграничный учет

В странах развитого капитализма существует деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Первая отрасль учета имеет целью подготовить информацию для внешних пользователей (то есть для лиц, не входящих в состав организации), а вторая — для внутренних.

Есть существенные различия и по другим аспектам, например по степени регламентации, охвату объектов учета, способу отражения учетной информации, частоте и срокам предоставления информации заинтересованным пользователям и др. Но явно выраженную границу между финансовым и управленческим учетом в общей системе бухучета провести достаточно сложно. Управленческий учет можно рассматривать как продолжение финансового, и наоборот.

Например, формирование информации для расчета рентабельности продаж видов продукции в разрезе определенных территорий сбыта или типов (групп) покупателей с целью принятия решений по управлению сбытом входит в задачи управленческого учета. Но информация об издержках и объемах реализации формируется по аналитическим признакам на основе данных финансового учета (учета себестоимости реализованной продукции и учета расчетов с покупателями).

Можно разграничить эти две подсистемы бухгалтерского учета по другому признаку — в первой подсистеме формируется детальная информация в разрезе управленческих запросов (например, информация о коммерческих расходах по регионам сбыта или расходах на рекламу определенного продукта), а во второй она агрегируется и превращается в данные финансового учета.

При правильной организации управленческого и финансового учета все операции отражены на бумаге и разнесены по счетам. Они своевременно зарегистрированы и отнесены к надлежащему отчетному периоду. При этом на каждую операцию получено либо общее, либо специальное формальное разрешение. В отчетности все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.

Функционирование всей системы бухгалтерского учета (как финансовой, так и управленческой ее части) должно быть основано как минимум на принципе двойной записи и принципе денежного измерения имущества и обязательств предприятия. Кроме того, в международной бухгалтерской практике существуют десятки принципов, которых нужно придерживаться.

Среди основных назовем принцип преемственности (постоянства) учетной политики; принцип начисления (хозяйственные операции записываются в момент их совершения, а не в момент перечисления денег и относятся к тому отчетному периоду, в котором была совершена операция), принцип продолжающейся деятельности (отсутствие намерения ликвидировать предприятие; активы и обязательства учитываются по первоначальной стоимости, а не по цене возможной реализации в случае ликвидации предприятия), принцип имущественной обособленности предприятия (имущество предприятия отделено от имущества собственников и имущества других предприятий), а также принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

Очень важно, чтобы учет на предприятии осуществляла правильно организованная бухгалтерия. В работе этого подразделения необходимо установить несколько ключевых правил.

Прежде всего, во избежание искажений учетной информации за сотрудником, осуществляющим учет операций с определенными активами, не должны быть одновременно закреплены функции санкционирования операций с этими активами, обеспечения их сохранности и осуществления их инвентаризации.

Кроме того, следует разграничить формальное разрешение и формальное одобрение по тем или иным видам хозяйственных операций. Формальное разрешение — это решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-нибудь конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия установленных процедур санкционирования возрастает вероятность злоупотреблений (растрата или хищение активов) и ошибок.

Немаловажный момент. При организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции, отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовки периодической бухгалтерской отчетности надо соблюдать следующие требования:

— все хозяйственные операции следует отражать в учете только на основании первичных документов;

— формы первичных документов и регистров учета, применяемые на предприятии, должны соответствовать требованиям унифицированных и утвержденных форм;

— должны быть в наличии и соответствующим образом исполняться планы документации и документооборота, план счетов и их корреспонденция, план отчетности, план технического оформления учета;

— карандашные записи и неоговоренные исправления в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета должны быть исключены;

— должна быть обеспечена системная, сплошная нумерация документов.

Соблюдение этих требований позволит добиться эффективного учета на управленческом и финансовом уровнях.

В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ ВАЖНО:

— формальное определение и документальное закрепление (на основе детально разработанных должностных инструкций) порядка действий и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу управленческого учета, контроля и анализа, подготовки и представления управленческой отчетности;

— определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные управленческого учета;

— определение порядка движения документов (носителей информации) от момента их возникновения до архивирования;

— определение точек контроля для оценки различных аспектов сегментов бизнеса;

— установление критических точек контроля, где риск возникновения нежелательных явлений особенно велик;

— выбор типов и методов осуществления управленческого учета.