Банкротство без суда и следствия

В ноябре власти приняли несколько решений, касающихся ужесточения платежной дисциплины во взаимоотношениях предприятий с государством.

НАЛОГОВАЯ ПЕТЛЯ
ЗАТЯНЕТСЯ 1 ДЕКАБРЯ

В конце года нынешнего — начале следующего в стране ожидается вал банкротств. Полгода назад государство дало должникам последний шанс — либо они начнут реструктурировать на льготных условиях свою задолженность перед казной, либо их ждет немедленное банкротство.

Затея удалась. Сегодня МНС констатировало, что новый механизм рассрочки налоговых долгов наконец-то заработал, более 23 тыс. неплательщиков подали заявления на реструктуризацию. Был поставлен и ограничительный срок: после 1 декабря заявки не принимаются.

У тех, кто не успел, впереди небогатый выбор. Либо их предприятия ждет процедура банкротства и дальнейшая ликвидация, либо МНС инициирует возбуждение уголовных дел против их руководителей по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Если исходить из того, что в стране 250 тыс. предприятий-должников, а количество подавших документы на реструктуризацию в десять раз меньше, то банкротства действительно ожидаются массовые.

Наибольший объем нереструктурированной задолженности сейчас у предприятий машиностроения (101 млрд руб.), ТЭКа (86 млрд руб.), электроэнергетики (70 млрд руб.), транспорта и связи (85 млрд руб.).

Радикально перерабатывается сейчас законодательство о банкротстве. Процедура банкротства зачастую используется в России как средство передела собственности. Существующий ныне закон о банкротстве своих прямых функций — выведения с рынка неэффективных производств и собственников — не выполняет, а значит, не позволяет добросовестным кредиторам вернуть финансовые средства.

По словам руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Татьяны Трефиловой, в ноябре 2001 года больше 27 тыс. предприятий в России фактически в состоянии банкротства, и это очень опасная цифра. Большая часть (более 75%) этих предприятий заканчивает свою жизнь ликвидацией (конкурсным производством), лишь крайне незначительное их число выходит из кризиса.

В первом полугодии 2001 года 369 российских предприятий вышли из процедуры банкротства путем заключения мирового соглашения между конкурсными кредиторами, из них только 27 полностью восстановили платежеспособность и преодолели кризис.

При процедуре банкротства как конкурсным кредиторам, так и кредиторам четвертой очереди (государству по обязательным платежам в бюджетные и небюджетные фонды) возвращается очень незначительное количество средств. Согласно анализу, проведенному ФСФО, в среднем по России государству возвращено в ходе завершившихся процедур банкротства чуть больше 7 коп. на рубль, конкурсным кредиторам — 3,87 коп.

Новая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)» внесет кардинальные изменения в процедуру банкротства. Предприятия получат возможность, продолжая работу, попробовать расплатиться с долгами. Эта стадия названа в законопроекте финансовым оздоровлением. Кроме того, законопроект предусматривает судебную проверку обоснованности требований по возбуждению процедуры банкротства.

Закон о банкротстве реформируется по шести направлениям. Первое направление — это защита прав добросовестных собственников. Второе — оптимизация прав и способов защиты интересов кредиторов. Третье — защита в целом добросовестных участников процедуры банкротства от недобросовестных действий каких-то иных лиц. Четвертое — совершенствование государственного регулирования процедуры банкротства. Пятое — изменение процедуры регулирования деятельности арбитражных управляющих. И наконец шестое — некоторые особенности банкротства для отдельных категорий. В законе предусмотрены положения по банкротству для отдельных отраслей, например банкротство сельскохозяйственных или градообразующих предприятий.

В чем будет состоять расширение прав кредиторов? В первую очередь, процедура банкротства станет более прозрачной. Для добросовестных кредиторов это плюс, так как лазейки, существующие в ныне действующем законе, работают в пользу недобросовестных кредиторов. Есть в законопроекте нововведения, касающиеся залоговых кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

В новом законе они будут защищены тем, что получат свои средства от имущества, которое является предметом залога, в первоочередном порядке, в то время как раньше они получали их только в третью очередь.

ТАМОЖНЯ В
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ СЕМЕЙСТВЕ

Спор при создании проекта нового Таможенного кодекса, наконец, завершился. Документ одобрен правительством и поступил на рассмотрение в Думу. Разработчики кодекса долго не могли прийти к единому мнению, предоставить ли таможенникам права на оперативно-розыскную деятельность и валютный контроль или нет.

Подобный контроль, считает Минэкономразвития, вряд ли будет уместен в условиях валютной либерализации. Сыск, считают в ведомстве Германа Грефа, не вполне соответствует роду деятельности таможни и должен осуществляться иными органами по сигналам, поступающим из ГТК.

Председатель же ГТК Михаил Ванин выражал недоумение: «Как таможенники будут отслеживать репатриацию валютной выручки и вообще работать в сфере внешней торговли, если не будут осуществлять валютный контроль?» В результате такие права за таможенниками оставили.

Кроме того, таможенники будут допущены к банковской или любой другой тайне, касающейся внешнеэкономической деятельности. Нарушителей они смогут привлекать к административной ответственности. Таможня получит право проводить дознание по делам о преступлениях, относимых уголовно-процессуальным законодательством к ее ведению.

Оговаривается также право применения таможенниками физической силы и оружия. Однако при всем этом в проекте кодекса есть замечание, что таможенные органы «не вправе разглашать информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом (в том числе коммерческую. — Авт.) тайну».

Двухсотстраничный проект Таможенного кодекса состоит из 460 статей. Кодекс регламентирует условия выдачи лицензий в таможенной сфере для таможенных перевозчиков, на учреждение складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, деятельности таможенного брокера.

Отдельно кодекс описывает процесс перемещения товаров физическими лицами и различными категориями иностранных граждан. Вносит кодекс ясность и в уплату таможенных пошлин и налогов. Они будут считаться уплаченными до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Сама таможенная декларация должна быть оформлена не позднее чем через 15 дней после предъявления таможенным органам товара, который пересек таможенную границу. Отдельная глава посвящена вопросу оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

ЭНЕРГОТАРИФАМ
ПРЕДПИСАНО РАСТИ

Рост всех тарифов естественных монополий на следующий год фактически предрешен — правительство одобрило планы повышения с нового года цен на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.

Правительственной рабочей группой по таможенно-тарифной политике рекомендовано утвердить на будущий год следующий рост тарифов реформируемых естественных монополий: для «Газпрома» — около 20% (20%-ное увеличение тарифов для промышленных предприятий и 25%-ное — для населения), для РАО «ЕЭС» — 30—32%, МПС — 15—18%. Тарифы, как представляется, будут опережать рост инфляции. В прогнозе Минэкономразвития на 2002 год заложен уровень инфляции около 12% в год.

МАЛЫЕ БАНКИ
НЕ СТАНУТ БОЛЬШИМИ

В Госдуме сейчас находятся законопроекты, вносящие изменения во взаимоотношения коммерческих банков с Центробанком. Будет ужесточена степень контроля кредитных учреждений со стороны ЦБ. Особенно это коснется малых и средних банков.

Законопроекты позволяют Центробанку устанавливать нормативы, обязательные для исполнения банками. Для вновь создаваемых кредитных организаций Банк России будет вводить обязательный минимум размера уставного капитала. В рамках банковской реформы уже обсуждаются предложения о конкретных цифрах уставного капитала, однако точный норматив установят позже.

Ограничения по минимальному размеру капитала будут применяться и в том случае, если уже действующий банк намерен создать за рубежом дочернюю организацию или филиал, а также, если небанковская организация собирается получить статус кредитного учреждения. Задним числом на существующие кредитные организации эти положения пока распространяться не будут.

В случае, если Центробанк захочет своим нормативным документом увеличить размер необходимых средств для какого-либо банка, к примеру при создании дочернего банка за рубежом, то сообщить о своем намерении он должен за год до введения такого положения в действие.

С октября, стоит напомнить, введены ограничения по минимальному размеру уставного капитала для вновь создаваемых банков в размере 5 млн евро для резидентов и 10 млн евро для нерезидентов. В скором будущем намечено снижение требований к нерезидентам также до 5 млн евро.

Другое направление банковской реформы — снятие всех количественных ограничений и квот на работу зарубежных банков в России, в результате которого можно ожидать увеличения числа банков с зарубежным участием и филиалов зарубежных банков. По словам первого заместителя председателя ЦБ Татьяны Парамоновой, банки с зарубежным участием в России более рентабельны, чем банки с отечественным капиталом. К тому же после кризиса 1998 года банки с зарубежным участием быстро переориентировались с покупки ценных бумаг на кредитование реального сектора.

Тенденцией обещает стать и сокращение государственного участия в банковском бизнесе. В ближайшее время стоит ждать продажи принадлежавших государству долей в капитале банков. Это не относится к Сбербанку, в отношении которого правительство решило не предпринимать поспешных шагов.