Табачники, играющие в футбол

9 октября. Полдень. Согласно статистике на интернет-сайте ассоциации табачных дистрибьюторов «ГРАНДТАБАК» с утра уже 38 посещений. Неплохие результаты для объединения, которому немногим больше года.

В этом для нас нет ничего удивительного! — восклицает президент ассоциации Сергей Шелехов. — Деятельностью нашей организации интересуются все субъекты российского табачного рынка, потому что у нас достаточно мощи и авторитета». Кроме дистрибьюторов, с объединением сотрудничает банк и ряд крупных транснациональных компаний.

За время существования ассоциации интерес к ней проявляли самые разнообразные компании. Сразу после создания вступить в нее пожелали поставщики сырья, которые ранее себя к дистрибьюторам не причисляли (идеология производства предполагала только цепочку производитель — поставщик). Кандидаты на вступление в ассоциацию из этого сегмента рынка позволили объединению расширить рамки своей деятельности. Большой интерес к «ГРАНДТАБАКу» проявили также сигарные компании. Затем в качестве ассоциированного члена в нее вступил банк, обслуживающий многих табачников и потому заинтересованный в оперативной информации о рынке. Интерес к ассоциации проявили и известные транснациональные компании.

Все это дает основания президенту «ГРАНДТАБАКа» заявлять, что сегодня на российском табачном рынке нет ни одного продукта, ни одной фабрики или компании, с которыми бы они не работали.

СОЮЗ С ХАРАКТЕРОМ

До появления в апреле прошлого года негосударственной некоммерческой ассоциации табачных дистрибьюторов «ГРАНДТАБАК» проблемами поставщиков табачной продукции никто не занимался. Инициаторами и учредителями союза стали 11 крупных компаний, среди которых «Дистрибьютерская компания «Мегаполис-М», «САВВА Юнивесл», «СНС-Стайл», «Компания ТЮСОМ», «Бизнес-Табак», «ЮНН» (Нижний Новгород), «Торговый Дом АКОНТА Т» (Тула), «Дворцовый ряд» (Ульяновск).

Первые полгода пришлось набирать очки, демонстрировать, на что способна новая структура. В частности, представители вновь учрежденной ассоциации активно участвовали в обсуждении проблем, связанных с лицензированием и госмонополией. Упорство в решении вопросов привело к тому, что в течение последующих шести месяцев в ряды союза вступило 20 компаний. Сейчас, по утверждению самих представителей «ГРАНДТАБАКа», в стране нет ни одного табачного оператора, с которым бы они не работали. Сейчас в ассоциацию входит 35 компаний (35 характеров, как говорит Шелехов). Примерно двум десяткам компаний во вступлении отказали.

Каждая заявка на членство тщательно рассматривается советом ассоциации. В случае одобрения вопрос о принятии выносится на общее собрание. Вся процедура может занять не более одного-двух дней. Вопросы вступления разрешаются оперативно, часто с помощью онлайновой коммуникации. Кроме того, члены совета превосходно ориентируются на табачном рынке и еще до первого обращения кандидата чаще всего многое о нем знают. А если нет, информация собирается достаточно быстро, и у компании с нестабильной репутацией войти в объединение не остается никаких шансов. Слабые и безамбициозные, по словам г-на Шелехова, здесь не нужны.

ВОПРОСЫ ЭТИКИ

При вступлении в ассоциацию кандидат подтверждает, что безоговорочно принимает все пункты устава и в будущем не собирается от них отклоняться. В противном случае его просто не примут. Согласиться же с уставом — значит, например, никогда не производить нелегальную продукцию и соблюдать установленные ограничения по продажам, то есть не продавать сигареты лицам моложе 18 лет и т. д.

Разрабатывая правила ассоциации, старались все сделать для того, чтобы будущее объединение табачников отличалось кристальной репутацией. Серьезные компании не задумывались над тем, следовать или нет установленному порядку, а случайные здесь никого не интересуют.

О величине членских взносов в «ГРАНДТАБАКе» ее президент говорить отказывается. Даже кандидаты на вступление, еще не подписавшиеся под условиями устава, не могут узнать эти цифры. Таковы правила.

Сложностей в табачном бизнесе много. Для решения многих вопросов приходится взаимодействовать с Минсельхозом, Министерством по налогам и сборам, Государственной думой, Департаментом потребительского рынка правительства Москвы. Раз уж курение опасно для здоровья, основные усилия лучше направлять на то, чтобы предоставлять качественный товар и тем самым максимально снижать риск для здоровья. «ГРАНДТАБАК» разрабатывает дополнительно и средства, помогающие снизить вредное влияние табака на организм.

Возглавляет ассоциацию президент, он же отвечает за всю текущую работу. Под его «присмотром» действует администрация, решающая организационные вопросы, юридическая, информационно-аналитическая службы, редакция информационного вестника «Табачный бизнес в России» и ответственный секретарь ассоциации. Последний ведет прямые контакты с членами ассоциации и различными министерствами и ведомствами. Всего же в аппарате союза работают и решают насущные вопросы 16 человек.

Совет ассоциации, сформированный из учредителей, оказывает содействие президенту. Эта группа несет дополнительные риски по поддержанию имиджа ассоциации и потому иногда при проведении голосований входящие в нее обладают приоритетом перед обычными членами. Вообще у каждого члена ассоциации независимо от положения фирмы на рынке — один голос.

Все выносимые на ежегодное собрание или поступающие в ходе текущей работы инициативы решаются в коллегиальном порядке, и, если вопрос требует дальнейшего разрешения, выражает мнение большинства дистрибьюторов и не носит слишком узкого, частного характера, аппарат ассоциации выходит с ним в органы власти.

Степень доверия представителей компаний к исполнительному органу здесь такова, что, если для блага дела от кого-то из них требуется информация, относящаяся к коммерческой тайне, она будет сообщена в конфиденциальном порядке.

РАСШИРЯЕМ ГРАНИЦЫ

Два раза в месяц как членам ассоциации, так и тем, кто действует пока независимо, ассоциация по подписке рассылает вестник «Табачный бизнес в России», в котором можно найти новости, информацию о достижениях и возникающих в отрасли проблемах, статьи специалистов и аналитиков.

Вступать в какие бы то ни было международные союзы в ассоциации пока не собираются. Слишком много дел, по признанию Шелехова, на российском табачном рынке и главное сейчас — помогать нашим дистрибьюторам: совершенствовать в целом российский рынок табачных изделий и заботиться о качестве товара. Среди задач объединения — обеспечение государству оптимальной прибыли от табачного бизнеса, совершенствование процессов оптовой и розничной торговли и создание препятствий на пути проникновения на рынок некачественной продукции и контрабанды.

Как для своих членов, так и для остальных желающих ассоциация проводит консультации, маркетинговые исследования, организует деловые встречи. Главным в ее деятельности остается борьба за чистоту отношений между производителями и дистрибьюторами.

В середине октября ассоциация «ГРАНДТАБАК» провела в Москве Международный форум «Табак Экспо-2001». На нем сигареты в России впервые позиционировались как отдельный вид товара. До этого с какими только другими видами продукции их не смешивали!

Участниками экспозиции стали отечественные и многие зарубежные компании. Помимо представленного фирмами ассортимента, в рамках выставки прошли круглые столы, практические семинары, конференции. Проводились дегустации, был открыт сигарный салон.

У организаторов форума — амбициозные планы на будущее: мероприятие должно стать одним из важнейших для табачной отрасли во всем мире…

Бытует мнение, что у табачников, как ни на одном другом рынке, очень развито чувство сплоченности. Чего только стоит проводимый ассоциацией дистрибьюторов и ставший уже традиционным Кубок по мини-футболу, который проводится на стадионе «Динамо». Обычно в нем принимают участие команды поставщиков и производителей табачной продукции, доказывая, что этот бизнес может быть очень даже здоровым. Судят игру профессиональные судьи. Команда поддержки набирается из своих же людей, а во время матчей на трибунах можно увидеть не только тех, кто работает в табачной сфере, но и их жен и детей. Как правило, вместо рекламы над стадионом развешены транспаранты с лозунгами «Молодежь без курения».

Выигрывают пока дистрибьюторы.


Сергей
ШЕЛЕХОВ