“Современный бизнес строится на SAP”

Заместитель управляющего директора SAP в СНГ и Балтии, доктор технических наук Детлеф Леманн работает в регионе уже более шести лет. Он застал российский рынок ERP-систем в младенческом состоянии, был свидетелем его роста и развития. Сейчас г-н Леманн констатирует его расцвет.

— Детлеф, компания SAP, как известно, выступила с инициативой создания новой «новой экономики». В чем эта «новая» новизна?

— SAP не изобрел эту новую «новую экономику», но мы имеем решение, которое предназначено для предприятий, работающих сегодня. В старой «новой экономике» казалось, что все, что нужно компании для успешного ведения бизнеса, — это адрес предприятия в Интернете и бюджет на маркетинг. А в новой «новой экономике» успех компаний измеряется той реальной стоимостью, которую они создают. Важнейшие вопросы новой «новой экономики»: как можно увеличить продуктивность, уменьшить затраты, что нужно, чтобы новый бизнес был рентабельным?

SAP вот уже 29 лет помогает своим клиентам создавать новую экономическую стоимость. Сейчас благодаря платформе mySAP.com мы даем возможность компаниям любого размера, любой отрасли промышленности достигать новых результатов.

В новой «новой экономике» ваш бизнес зависит не только от того, что делаете лично вы. Сейчас он зависит от активности многих компаний, расположенных в разных частях мира. Образно говоря, все зависит от целостной цепочки поставок и бизнес-процессов. Персонал, поставщики, партнеры — все должны легко, прозрачно и прямым образом взаимодействовать.

Все это возможно с помощью mySAP.com — это комплексная платформа для электронного бизнеса, или, другими словами, это семейство интегрированных решений и услуг, позволяющее персоналу, партнерам и клиентам сотрудничать в любое время и в любом месте. Таким образом, вы можете координировать процесс взаимодействия персонала и бизнес-процессов за пределами вашего предприятия. Следовательно, координация процессов и инвестиций является основным условием успешного ведения бизнеса. По сути, mySAP.com — это платформа выбора формы ведения бизнеса в «новой экономике». По крайней мере, для тех компаний, которые рассчитывают на успех.

Сейчас разговор о стратегии бизнеса стал актуален для всех. И SAP предлагает адекватное решение для ведения бизнеса в Интернете. Это решение, соединяющее основополагающие, традиционные основы бизнеса, такие, как маркетинг, планирование, инвестиционный анализ и другие с технологиями и преимуществами наших новых интернет-решений.

Изменения, которые происходят в мировой экономике, затронули и наш сектор бизнеса. И сейчас наши решения отражают те явления, на которых базируется современная экономика — скорость и прозрачность. Именно в этом и состоит особенность SAP — компании, всегда предоставляющей востребованные рынком решения высокой функциональности. Как всегда, мы вовремя уловили предстоящие «революционные» изменения в экономике и предложили решения для бизнеса с учетом этих изменений.

— Насколько я знаю, SAP выделяет три этапа развития бизнес-решений…

— Да, в пути, который прошли и проходят предприятия от использования ERP-систем до совместного ведения бизнеса, мы выделяем три этапа. Сначала, на первом этапе, внедрялись типичные ERP-системы, решавшие задачи оптимизации управления компанией. Уже SAP R/2, и далее SAP R/3, позволяли настроить бизнес-процессы на предприятии на уровне лучших мировых стандартов. Можно сказать, что в этих системах сконцентрированы лучшие управленческие подходы, которые универсальны и их можно использовать практически на любых предприятиях. Размеры предприятия действительно могут быть самые различные — от 50 до нескольких сотен тысяч сотрудников.

Второй этап — использование ERP-систем и новых отдельных решений, таких, как решения для управления хранилищами данных, для реализации стратегического управления компанией и многих других, дополняющих возможности ERP-систем. В рамках этого этапа совершенствуются логистические цепочки, совершенствуются связи с заказчиками и так далее. Использование такого рода систем было огромным шагом в направлении к совместному ведению бизнеса. Но на этом, втором, этапе возможно было только линейное, локальное взаимодействие предприятий друг с другом.

И наконец, третий этап, который мы называем Business Collaboration (бизнес-сотрудничество), который позволяет предприятиям действительно вести совместный бизнес, используя современные интернет-решения, такие, как mySAP.com. На этом этапе для предприятий возможно получение огромных преимуществ в бизнесе, например за счет экономии при совместных закупках, хранении и транспортировке товаров и осуществлении других бизнес-процессов, реализуемых совместно. На этой стадии сотрудники предприятий, порой находящиеся не только в разных странах, но и на разных континентах, могут сотрудничать так гибко, быстро и эффективно, как будто они находятся в одном здании (например, один из самых крупных контрактов подписан с компанией Nestle — на 230 тысяч пользователей).

— Каковы тенденции развития решений?

— В центре внимания нашей деятельности как поставщиков решений для бизнеса стоит клиент и каждый конечный пользователь.

И наши решения должны настраиваться и работать так, как это необходимо реальному клиенту, снимая проблемы предприятий, решая задачи, которые стоят перед конечными пользователями.

— В России дела с автоматизацией предприятий обстоят не блестяще. Компаниям придется наверстывать упущенное?

— Многим российским предприятиям очень повезло. Они имеют огромное технологическое преимущество по отношению к их западным коллегам. У них есть реальная возможность пройти те же этапы автоматизации, которые проходили фирмы на Западе, но гораздо быстрее и на таком же высоком уровне с точки зрения качества процессов. Внедряя R/3 или mySAP.com, российские предприятия получают возможность сразу работать с решениями для бизнеса высокого уровня. К тому же эти решения прошли многократную проверку на различных предприятиях мира и подтвердили свое высокое качество.

— А почему Вы так уверены, что из всех ERP-систем российские предприятия выберут именно SAP R/3?

— Главным нашим активом являются наши клиенты. И именно им хочется сказать «спасибо» за то, что поверили в нас, за то, что, доверяя нам свои средства, они подчеркивают нашу необходимость.

И, чтобы не разочаровать их, SAP стремится и дальше оставаться лучшей компанией, постоянно развивает свои решения. Все наши российские клиенты могут получать решения SAP одновременно с нашими клиентами во всем мире. Этой политики мы придерживаемся сейчас и не собираемся отступать от нее и в дальнейшем.

Еще одним важным фактором нашей стабильности, наверное, является тот опыт, который был накоплен за все годы работы SAP. Здесь я имею в виду не только наших сотрудников, но также клиентов и партнеров. Мы понимаем, что те решения, которые уже обкатаны на западном рынке, можно использовать и на российском.

Для каждого руководителя установка SAP — это всегда шаг стратегический. Решение стоит немалых денег, и клиенты хотят быть уверены в том, что всегда получат от нас как от поставщика поддержку, что решение будет развиваться далее и клиент не останется наедине со своми проблемами. И именно для них мы и стремимся оставаться успешной командой. Но помимо этого, у нас в России есть целый ряд сильных партнеров по внедрению, которые помогают нам и нашим клиентам. И мы должны соответствовать принятым на себя обязательствам и оставаться на высоте.

Еще одним безусловным слагаемым успеха SAP является то, что все наше программное обеспечение успешно работает практически во всем мире, в том числе в России и других странах СНГ. Несомненно, это тоже является важным для наших как нынешних, так и потенциальных клиентов. Наверное, поэтому так много предприятий предпочитают данную ERP-систему.

Уже сейчас на территории СНГ и стран Балтии у нас более 130 продуктивных инсталляций. Так что можно смело говорить о 15 тысячах конечных пользователей, которые с успехом пользуются нашей продукцией. Но число наших клиентов постоянно растет, и мы уверены, что тот экономический подъем, который сейчас переживает Россия, позитивно отразится и на количестве пользователей решений SAP.

— Однако есть и внедрения BAAN, Oracle Applications…

— С моей точки зрения, хорошо, что на рынке СНГ и мира присутствуют различные поставщики программного обеспечения. Я вспоминаю, как раньше, когда я занимался спортом, участвовал в разного рода соревнованиях. Если бы у меня не было соперников, как можно было бы узнать, у кого результаты лучше?

— А в малой компании SAP R/3 тоже может работать?

— Да, в принципе сегодня R/3 можно использовать даже на предприятиии, где всего лишь один сотрудник, причем ПО можно установить на одном достаточно мощном «лептопе». Но в СНГ большая часть наших клиентов — представители крупных предприятий, хотя начинать внедрение они могут со 100 до 500 рабочих мест.

— Небольшие фирмы останавливает, наверное, цена?

— Опыт показывает, что бизнес-процессы в малых предприятиях не отличаются от бизнес- процессов в крупных фирмах. Поэтому, если небольшие предприятия желают использовать наши решения, они могут это сделать. Конечно, это предприятие должно иметь определенный оборот, чтобы использовать ПО от SAP.

— Кто ваши клиенты?

— У нас в СНГ и Балтии 130 продуктивных клиентов. Результаты первого полугодия в СНГ и Балтии, где мы наблюдали рост оборотов — 52 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, такой рост обещает нам интересные результаты в дальнейшем. Наши клиенты из самых различных отраслей (см. структуру клиентов на стр. 7. — Ред.). Это и нефтегазовая отрасль, и сфера обслуживания, и телекоммуникационная сфера, и многие другие отрасли.

— Как строятся ваши партнерские отношения?

— У нас нет дистрибьюторов и реселлеров — есть партнеры в области внедрения, консультирования клиентов. Мы сознательно проводим такую политику и уверены в ее правильности: партнерская фирма должна быть заинтересована в количестве внедрений, которое будет значительным только при высоком качестве работы. Эффективный бизнес с помощью SAP — для нашей фирмы категорический императив. Именно поэтому SAP не занимается продвижением системы любым способом, не демпингует.

Мы активно занимаемся нашей партнерской сетью, делая акцент на качестве подготовки консультантов в партнерских фирмах. Но наверное не будет преувеличением сказать, что главные наши партнеры — клиенты, которые инвестируют средства в SAP. А им для эффективной работы с нашей системой очень важно использовать стандартные подходы, заложенные в SAP R/3. В системе уже реализована вся та функциональность, которая нужна бизнесу, описаны все бизнес-процессы во всех возможных вариантах.

На Конгрессе SAP стран СНГ и Балтии, о котором писал ваш журнал (см. № 10/2001. — Ред.), мы выступили с инициативой — стандартом работы с клиентами должен стать лозунг: 200 пользователей за 9 месяцев (речь идет о первом этапе внедрения R/3).

Мы очень серьезно рассматриваем деятельность в России и странах СНГ. Сейчас у нас здесь, как я уже сказал, 130 клиентов — думаю, с каждым годом их будет все больше.

— При таком числе клиентов нужно будет расширять число подразделений компании в регионах СНГ и Балтии?

— Мы сейчас изучаем такую возможность в рамках осеннего планирования бюджета и выстраивания планов развития на последующие годы.

— Какие Вам видятся типичные проблемы внедрения ERP-систем?

— Достаточно часто они связаны с человеческим фактором — как у нас (SAP использует свои решения в своих подразделениях), так и у клиентов.

— Опять же недостаток бизнес-образования и бизнес-квалификации?

— Не обязательно. Важно понимать, что ERP-система будет успешна, только если ее будут патронировать глава компании и главный бухгалтер, руководители подразделений. Если такого патронирования не будет — это деньги и трудозатраты, выброшенные на ветер. Сегодня в вузах при преподавании экономических дисциплин достаточно много внимания уделяется ERP-системам. Не только в Германии, но и в России во многих учебных заведениях как стандарт ERP-систем используют R/3. Ясно, что такие специалисты, приходя на предприятие, понимают необходимость применения ERP-систем.

— SAP учит строить «правильный» бизнес. А для работы в московском офисе Вы привлекаете только «правильных» менеджеров — со специальным бизнес-образованием?

— Специальное образование — не обязательное условие эффективности, и, как Вы говорите, «правильности» менеджера. MBA неплохо иметь, но сам по себе этот диплом не дает преимуществ в бизнесе и менеджменте. Сегодня сотрудники SAP должны системно и самостоятельно думать, быть предприимчивыми, уметь самостоятельно принимать решения. Среди них есть и физики (сопредседатель правления Хеннинг Кагерманн), и кибернетики (управляющий директор SAP в СНГ и Балтии Дитер Краманн), и информатики (ваш покорный слуга).

— Расскажите о себе. Как Вы стали заниматься SAP?

— Я работал в Германии преподавателем и научным сотрудником, доцентом в различных вузах: в Дрездене, во Фрайберге, в Берлине. 10 лет назад пришел в SAP, где работал преподавателем, консультантом и теперь являюсь заместителем управляющего директора SAP в СНГ и Балтии.

— А как Вы оказались в России?

— Как-то мой руководитель в SAP сказал мне: «Необходима презентация для первого русского потенциального клиента». Я отвечаю: «Хорошо». «Клиент в Сибири, — продолжает мой руководитель, — и работать там придется шесть дней». Я сказал: «Согласен» — и отправился в дорогу.

Клиент из потенциального стал реальным, но я вместо шести дней задержался в России на шесть лет.

Беседу вел Кирилл САМАРДАКОВ

Фото Александра ТОКАРЕВА

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Компания SAP AG основана в 1972 году пятью бывшими инженерами IBM. В настоящее время это третья по величине софтверная компания мира. Ее оборот в 2000 году составил 6,27 млрд евро. Программным обеспечением SAP пользуются более 10 млн конечных пользователей из более чем 100 стран мира. Среди клиентов в СНГ и Балтии можно назвать такие известные предприятия, как «Афанасий-Пиво», «Белгородэнерго», Белорусский металлургический завод, «Днепроспецсталь», «Казахтелеком», Красноярская железная дорога, Латтелеком, «Сургутнефтегаз», Чепецкий механический завод, Нижнетагильский металлургический комбинат, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс.

Всего в мире сделано более 36 тыс. инсталляций. В компании работает 27 тыс. человек (в том числе 7 тыс. разработчиков-программистов). Офисы находятся в 50 странах мира, головной центр разработки — в Вальдорфе (Германия), лаборатории SAP работают также в Калифорнии, Японии, Индии, Франции и Израиле.

Основной продукт SAP до 1999 года — система планирования ресурсов предприятия (ERP) R/3 — вышел на рынок в 1992 году. В 1997 году компания выпустила системы для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и управления цепочками поставок (SCM). В 1999 году разработана программная платформа для электронного бизнеса mySAP.com, которая помимо R/3 включает полный спектр деловых решений на основе интернет- и мобильных технологий.

SAP AG вышла на фондовый рынок в 1988 году, акции компании котируются на нескольких фондовых биржах, включая Франкфуртскую и Нью-Йоркскую.