Перстень с бриллиантом

Сейчас многие почтенные предприниматели вспоминают романтическое время, когда они работали в «Макдоналдсе» на самых простых должностях. У некоторых сохранились знаки того, что они трудились благотворно: в награду за работу в течение одного, трех и пяти лет сотрудники компании награждаются значками с символикой «Макдоналдса». А старожилы, которые отдали «Макдоналдсу» 10 лет подряд, с гордостью носят золотые перстни с бриллиантом. Потому что для них «Макдоналдс» стал школой организации бизнеса.

Раньше сеть ресторанов «Макдоналдс» была одним из признаков американского образа жизни, теперь же стала вполне российским явлением — 71 ресторан открыт в больших (и не очень) городах России. 12 городов Московской области могут похвастаться своими ресторанами. В столице — 39 ресторанов, в Санкт-Петербурге — 8, в Нижнем Новгороде — 3, принимают посетителей и рестораны сети в Ярославле, Казани, Самаре, Нижнекамске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону. Месяца через два откроются двери ресторана в Альметьевске, начато строительство в Воронеже…

В России за последний год «Макдоналдс» посетило 200 тыс. человек. Они съели 2 млн 550 тыс. порций картофеля фри, 1 млн 150 тыс. фирменных «Бигмаков» и почти миллион фирменных же пирожков, выпили больше миллиона порций молочных коктейлей.

К этой огромной трапезе причастно более восьми тысяч человек. Именно столько сотрудников сегодня трудится в компании «Макдоналдс» в России.

Но получить работу в этой сети стремится гораздо больше людей. В первый московский ресторан было подано 27 тыс. заявлений о приеме на работу. Отобрали 630 человек. Сейчас ажиотаж, конечно, не тот, но дефицита в желающих работать в «Макдоналдсе» по-прежнему нет.

И с тех пор генеральный директор Хамсат Хасбулатов считает, что именно благодаря своим работникам компания и смогла стать столь динамичной.

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ
БИЗНЕСА

В России «Макдоналдс» занимается не только ресторанным бизнесом, но и производством продуктов питания. Еще в то время, когда компания начала осваивать отечественный рынок, стало понятно, что у нас нет поставщиков, которые бы гарантированно обеспечивали высокий стандарт, предъявляемый фирмой к своей продукции. И поэтому в 1990 году в подмосковном Солнцеве был построен «Маккомплекс», который занимается переработкой пищевой продукции и дистрибуцией.

Это уникальный объект, который выпускает готовую мясную и молочную продукцию, печет булочки и пирожки, приготавливает соусы — и поставляет свою продукцию во все рестораны компании «Макдоналдс». Сейчас у фирмы около ста поставщиков мяса, молока, сахара, муки, и три четверти этой продукции перерабатывается именно в Солнцеве.

Для развития собственного бизнеса компании пришлось заниматься еще одним направлением — строительством и сдачей в аренду офисных зданий. Благодаря поддержке Моссовета, а затем — мэрии, компания «Макдоналдс» на бывшей улице Огарева (теперь Газетный переулок) в самом центре города выстроила огромное здание, которое получило признание как одно из лучших офисных зданий в Москве. Именно средства, вырученные от аренды, и позволили расширить экспансию «Макдоналдс». Строит «Макдоналдс» и большинство ресторанов, а также другие офисные комплексы.

СТРУКТУРА КОМПАНИИ

В структуре «Макдоналдса» несколько обособленных департаментов. Производственный департамент — эксплуатация и управление ресторанами; департамент развития — приобретение объектов недвижимости, строительство ресторанов; департамент кадровой политики — наем на работу, социальная политика, тренинг сотрудников; департамент маркетинга — разработка и внедрение маркетинговых программ, исследование рынка, связи с общественностью; департамент информационной системы — обслуживание компьютерных систем, забота о контрольно-кассовых аппаратах; департамент по закупкам и контролю качества — развитие сети поставщиков, которые могут удовлетворить стандартам «Макдоналдса».

Департаментам, особенно линейным, предоставлена высокая степень самостоятельности. Однако все они работают в тесном взаимодействии: руководители их раз в неделю проводят общие совещания, на которых обсуждают важнейшие текущие проблемы, разрабатывают и корректируют планы компании.

Каждый руководитель департамента знает свои задачи на квартал, год и три года. У компании есть и более долгосрочные планы.

ЛЮДИ — ЗАЛОГ УСПЕХА

В «Макдоналдс» считают, что самыми главными людьми в фирме являются те, кто трудится за прилавком, на кухне, в зале — это лицо предприятия. «Подбор рядового персонала для меня — ключевой момент организации работы, — говорит Хасбулатов. — Все директора ресторанов вышли из простых работников. Сначала они обслуживали покупателей — были в зале и на кухне, потом становились ассистентами менеджеров, менеджерами и, наконец, назначались директорами. Эта служебная лестница обязательна в нашей компании».

«У нас, — продолжает Хамсат Алиевич, — человек не привязан к одному месту, постоянно происходит ротация: одну неделю в одном ресторане, другую — в другом. В иных фирмах общественного питания строгая специализация — повара, официанты, кассиры… У нас такого разделения нет. У нас все — универсалы. Даже я сейчас иногда с удовольствием встаю за прилавок, хожу по залу, присматриваясь к тому, как работают сотрудники».

Компания, принимая нового работника, видит в нем потенциального менеджера. «И это основа нашего успеха, — утверждает г-н Хасбулатов. — Человеку, который знает все мелочи жизни предприятия, понятны заботы каждого работника низового звена. Поэтому он принимает правильные решения».

В компании есть такая практика: даже если нанимают строителей или бухгалтеров, они все равно какое-то время трудятся в зале. «Мы считаем: так проще понять, для кого работает «Макдоналдс», — комментирует Хамсат Хасбулатов.

Карьерный рост работника не связан с внешними факторами — характер лидера он проявляет в коллективе. Его знание мелочей работы — залог роста как профессионала. Были случаи, когда работники делали быструю карьеру: с первой ступени до старшего управляющего всего за три года!

Потенциальные свойства человека выявляются на собеседованиях: понравится ли он публике, сумеет ли полюбить посетителей, способен ли он быть в команде, уважать коллег, проявит ли себя творчески в сфере сервиса.

Наверное, именно это и служит основным критерием при подборе персонала. А профессиональные знания и стаж для компании не очень важны. В «Макдоналдсе» готовы обучать сами.

Тем более, что в России много образованной молодежи. «Только студентов у нас работает несколько тысяч человек, — рассказывает г-н Хасбулатов. — Сначала они просто совмещают учебу с работой, но через некоторое время остаются в фирме кадровыми работниками. И мы поощряем их стремление к знаниям: каждый ресторан выдвигает одного номинанта на нашу собственную стипендию — 15 тысяч рублей в год. Но вообще наша система способствует тому, чтобы люди посвятили свою жизнь фирме: помимо пакета социальных льгот — бесплатное питание, гибкий график работы с учетом личных интересов и возможностей — постоянно индексируется зарплата, сотрудникам предоставляются льготные путевки, организован разнообразный досуг.

Я думаю, что принимать человека на работу с неполным днем — нецелесообразно. Но можно договориться, как он будет работать по месяцам: в один месяц 30 часов, в другой — 40…»

В «Макдоналдсе» для сотрудников нет закрытых дверей. «И лично у меня нет кабинета в общем понимании этого слова — с секретарями, приемной, — замечает Хасбулатов. — Я считаю, что чем больше открытость руководителя, тем эффективнее предприятие. Любой работник может войти в кабинет руководителя, пообщаться на профессиональные темы. И действительно, во время таких встреч рождаются полезные для компании идеи».

У работников фирмы есть возможность участвовать в жизни корпорации не только в России: наша команда ездила помогать при открытии ресторанов в Польше, Германии, Израиле.

«У меня, — говорит Хамсат Алиевич, — случаются приятные встречи: с банкирами, предпринимателями, которые совсем недавно ходили в форме работника «Макдоналдса». И все они одобрительно говорят, что это была очень хорошая школа».