Мифы нашего офиса

Мифотворчеством занимались не только древние греки. Каждая уважающая себя фирма создает собственные мифы. И они заменяют информацию, становятся частью корпоративной культуры вместе с традициями компании, ее ценностями, правилами взаимоотношений между сотрудниками и привычным языком общения. Мифы бывают разного происхождения. Некоторые из них придумывают сами начальники. Но в большинстве случаев они складываются стихийно.

С мифом, в который верили буквально все — и топ-менеджеры, и рядовые сотрудники, мы однажды столкнулись на совещании у наших клиентов. Когда дошло до обсуждения ситуации на рынке, кто-то задал вопрос: «А кто наши конкуренты?» На несколько секунд повисла тишина, и потом сразу с нескольких мест подали одну и ту же реплику: «А у нас нет конкурентов!». Но мы-то знали, что компания находится в жесткой конкурентной ситуации, и засомневались: «Как?! Ни по товару вы ни с кем не конкурируете, ни за клиентов не боретесь?!» — «Да. Мы уникальные, у нас нет конкурентов».

Мы приводили примеры, когда конкуренты предлагали тот же товар тем же клиентам, что и упомянутая компания, но все попытки повернуть продавцов лицом к реальной проблеме оказались безрезультатными и вызвали негативную реакцию. И тогда мы поняли, что борьба с мифами — дело трудное и неблагодарное. Ведь представления компании о самой себе создаются годами и опрокинуть их в один момент просто нереально. А вот если запастись временем, терпением и знаниями, опрокинуть миф и вернуть сотрудников компании в объективную реальность вполне возможно.

Ниже мы приводим типичные мифы и представления, которые мешают организациям добиваться результатов в бизнесе.

Миф 1. «У нас нет конкурентов».

Этот миф рождается там, где нет объективной информации о рынке. Получить ее можно у клиентов. Кстати, при опросе клиентов имеет смысл выделить разные типы конкуренции: по товарным категориям, по клиентским нишам, по товарам-заменителям, по технологическим инновациям и пр. И чем подробнее будут аналитические параметры, тем проще будет понять сотрудникам вашей компании, с кем приходится конкурировать и за что.

Миф 2. «У нас в организации все равны».

Это заблуждение встречается чаще всего в тех компаниях, где руководители и подчиненные связаны между собой дружескими или родственными отношениями. Руководителю здесь сложно установить иерархию и, отдав распоряжение, добиться исполнения. А подчиненные, понимая несовершенство ситуации, объясняют ее примерно так: «А у нас — не как у всех».

Если вы решились исправить такое положение дел, начните с введения регулярной отчетности подчиненных, а также разработайте санкции при невыполнении распоряжений. И еще, постарайтесь не обращать внимания на обиды родственников и друзей, проводя свою линию.

Миф 3. «У нас не бывает конфликтов».

Желание избежать столкновений — часть традиционной этики. С детства нас учат не драться и не ругаться. И, вырастая, мы не имеем навыков разрешения конфликтных ситуаций. Но в рабочей обстановке конфликты точек зрения неизбежны. Более того, они позволяют двигаться вперед. Одна из задач управленца — разработать механизм выявления и регламент разрешения конфликтных ситуаций (совещания, рабочие группы и т.д.). При этом какое-то время придется потратить на то, чтобы собственноручно выявлять противоречия в позициях подчиненных, озвучивать их и выносить на обсуждение.

Миф 4. «Мы должны быть застрахованы ото всех рисков».

Всем известно, что бизнес имеет некоторую степень риска и от ошибок не застрахован никто. Однако когда ошибки случаются в тех компаниях, где распространен миф о собственной непогрешимости, начинают сомневаться в собственных силах и искать виновных. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо просчитать возможные риски. И определить те моменты, в которые ситуация может выйти из-под контроля. Стоит также продумать, как в таких случаях поступить, что предпринять.

Мы привели четыре распространенных мифа, существует же их значительно больше. Желаем вам удачи в борьбе с мешающими развитию вашей компании мифами!