Президент поддержал “малых”

В последние месяцы деятельность властей сосредоточилась на базовых условиях ведения бизнеса. Прежде всего в центре внимания оказалось регулирование акционерных отношений. Глава государства в этом вопросе — с миноритарными акционерами, а не с олигархами.

ХОРОШАЯ МИНА ПРИ ХОРОШЕЙ ИГРЕ

Президент подписал новый вариант закона «Об акционерных обществах». Закон несколько раз отклонялся Советом федерации и дорабатывался в согласительных комиссиях. Региональные лидеры добились включения в перечень поправок пункта о специальном праве на участие государства (субъектов федерации и муниципалитетов) в управлении акционерными обществами. Речь идет о «золотой акции», обладая которой, местные администрации смогут активно влиять на деятельность АО с государственным участием.

Теперь права акционеров будут защищены гораздо надежнее. До сих пор крупный российский бизнес не слишком считался с мелкими акционерами. Но среди них оказались достаточно сильные группы из числа иностранных инвесторов, которые и вели наиболее активную борьбу за свои интересы. И эта борьба увенчалась успехом — больше всех от принятия поправок выиграли миноритарные владельцы акций. Поэтому новую редакцию закона можно расценить, прежде всего, как сигнал для иностранных инвесторов.

Крупные акционеры также не будут внакладе, их теперь защитят от произвола менеджмента. Четче прописан механизм ведения реестра акционеров и правил созыва собрания акционеров, ведь нередки случаи, когда, используя прорехи в законодательстве, созывалось внеочередное собрание, на которое некоторых акционеров попросту не приглашали. Четче в новом варианте закона прописан и механизм выплаты дивидендов.

Кроме того, если в старой версии закона многие статьи можно было детализировать и толковать в уставах обществ, сейчас это, как правило, делается в самом законе либо в других нормативных актах, к которым закон прямо отсылает.

АКЦИОНЕРЫ VS
КРЕДИТОРЫ

Глава государства подписал поправки, вносящие изменения в Закон о банкротстве. Законодательство о банкротстве в нашей стране настолько молодо, что даже юристы порой не могут дать четкого ответа на вопрос, на каких основаниях можно объявить предприятие несостоятельным.

Положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу три года назад, оказались противоречащими закону «Об акционерных обществах» в вопросе взаимоотношений акционеров и кредиторов предприятия и полномочий внешнего управляющего в процессе банкротства. К примеру, до принятия поправок было неясно, каким образом должно приниматься решение о дополнительной эмиссии акций в условиях процедуры банкротства.

В Законе о банкротстве эта роль возлагалась на внешнего управляющего, в то же время в законе «Об акционерных обществах» записано, что решение о выпуске дополнительных акций является прерогативой общего собрания акционеров или совета директоров АО. В противном случае права акционеров ущемляются — уменьшаются их доли в уставном капитале. Вместе с тем возражения против действий внешнего управляющего снимаются, если предполагается размещать акции в форме открытой подписки, а акционеры получают преимущественное право на их приобретение. А такая постановка вопроса ущемляет уже интересы кредиторов. Теперь приоритет отдан мнению акционеров.

Введена в закон также норма об обязательном ведении конкурсным управляющим реестра требований кредиторов первой очереди для осуществления им предварительных выплат. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе и размере его требований по денежным обязательствам. На осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации, признанной банкротом. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов первой очереди деньги банкрота распределяются между ними пропорционально.

ТЕПЕРЬ СТИРКА —
НЕ ПРОСТО СТИРКА

Президент подписал закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В случае если бы подписание закона не состоялось, международная организация FATF, занимающаяся борьбой с отмыванием «грязных» денег, с 30 сентября применила бы санкции к нашей стране — вплоть до вынесения рекомендации крупным зарубежным банкам прекратить обслуживать российские счета.

Закон перечисляет операции, которые должны контролироваться банками: неоправданно длинная цепочка переводов денег, нелогичность с коммерческой точки зрения определенных денежных операций и т.д. Отслеживать преступную «стирку» денег станет пока еще не созданный «уполномоченный орган»; вероятно, называться он будет финансовой разведкой.

При этом даже принятие закона о противодействии отмыванию преступных денег не помогло России быть вычеркнутой из «черного списка» FATF, куда внесены страны, не борющиеся с отмыванием. В этот список наша страна была занесена год назад. Что означает для России остаться в черном списке? FATF рекомендует западным банкам докладывать соответствующим органам своих стран об операциях по счетам российских компаний и граждан, кроме того, FATF называет нежелательным открытие российскими банками своих отделений на территории стран — членов FATF.

Закон вступит в силу уже с 1 февраля 2002 года.

ТРОМБЫ В
КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ

В конце лета — начале осени правительство озаботилось банковской реформой. Реформа банков, как признают сейчас в коридорах власти, нужна прежде всего потому, что кредитные организации фактически тормозят экономический рост: не дают кредитов ни населению, ни предприятиям. Доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций всего около 3%, а это значит, что банков в России для предприятий как бы не существует. В значимых для экономики масштабах банки не привлекают средства населения, не обеспечивают их надежного хранения, не дают кредитов. Цель реформы — сделать банки надежными и финансово прозрачными, а также создать в банковской сфере конкуренцию.

Желающих реформировать банковскую сферу можно условно разделить на два лагеря. Это сторонники активных реформ — олигархи из РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) и адепты эволюционных преобразований — ЦБ и профессиональные ассоциации банкиров. Первые считают, что в банковскую систему необходимо активное вмешательство извне: введение системы гарантий для вкладчиков, принудительное укрупнение капитала банков, приватизация госбанков. Обязательным признается также ужесточение контроля за банками со стороны Центробанка, который должен оперативно ликвидировать сомнительный банк при первых признаках неблагополучия.

Вторые полагают, что вмешательство в банковскую систему (укрупнение кредитных учреждений или введение ускоренного банкротства) породит новый банковский кризис. В отсутствии же кредитов нужно винить не банки, а сами предприятия, которые ведут слишком рискованный бизнес.

При этом правительство, которое должно заслушать мнения обеих сторон, уже признается, какие меры по реформированию банковского сектора оно намерено одобрить. Это создание системы гарантирования вкладов, увеличение размера капитала банков и введение стандартов международной финансовой отчетности.

С БУТЫЛКОЙ
РАЗОБРАЛИСЬ

Наконец-то получит законодательное оформление региональная специальная акцизная марка. Был одобрен проект закона о внесении изменений в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции». Дело в том, что упоминанание о региональной марке было вычеркнуто из Налогового кодекса, дабы внести его в закон об обороте алкогольной продукции. Однако из-за законодательной неразберихи вопрос о марке повис в воздухе.

С момента внесения в закон упоминания о марке будет юридически легализована уже действующая процедура «расщепления» акцизов между производителями и оптовиками. Именно оптовикам предписано наклеивать региональные спецмарки на продукцию.

Помимо марок, поправки в закон о государственном регулировании оборота алкоголя содержат пункт об алкогольной таре, объем которой предлагается стандартизировать. Водки, вина, шампанское, коньяки и ликеры предполагается разливать исключительно в бутылки следующего объема: 50, 100, 500, 700, 750, 1000 и 1750 мл.

НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛИ — ПОД КОЛПАКОМ МИНРЕСУРСОВ

Началась атака исполнительной власти на держателей лицензий по разработке недр. Министерство природных ресурсов «взяло на карандаш» «уклонистов» от выполнения лицензионных соглашений. Известно, что множество компаний покупали лицензии на разработку недр просто в целях «застолбить место», благо лицензии стоили достаточно дешево. Итогом же явилось то, что на желающих действительно разрабатывать участки недр месторождений уже не хватило.

Принято решение о проведении тщательной инвентаризации выданных ранее лицензий на право пользования недрами, которая продлится до января 2002 года. Работы по проверке выполнения лицензионных соглашений на право пользования недрами проводит внутриведомственная комиссия Минресурсов. Инвентаризацию начали с Северо-Западного федерального округа, проверяться будут все лицензионные соглашения вне зависимости от даты их выдачи. В связи с невыполнением лицензионных соглашений начались процедуры отзыва лицензий на некоторые нефтяные месторождения.

Теперь выдача лицензий вообще приостановлена до окончания инвентаризации имеющихся соглашений и разработки новых стандартов лицензирования недропользования. На некоторое время этот запрет отменен, но в любой момент его могут ввести снова. Жесткий курс на выполнение компаниями, добывающими экспортное сырье, инвестиционных и социальных условий стал очевиден, когда правительство инициировало поправки к закону о приватизации. Их суть сводилась к тому, что невыполнение приватизационных условий ведет к отчуждению имущества в пользу государства. То же самое сейчас происходит в области освоения природных ресурсов.