“Мы занимаемся пропагандой отечественного бизнеса”

Росийская академия бизнеса и предпринимательства была образована всего лишь около года назад, однако этому предшествовала многолетняя работа Международной ассоциации журналистов «АСМО-Пресс», создавшей основу для успешной работы новой структуры.

Президент академии Ирина Вячеславовна Горбулина считает, что сегодня российскому бизнесу не хватает прежде всего поддержки государства и СМИ.

— Как возникла Ваша организация?

— Cначала существовала только Международная ассоциация журналистов «АСМО-Пресс». Кстати, ей в этом году исполняется 11 лет. Одним из направлений деятельности ассоциации с первых лет ее существования была поддержка предпринимательства в России.

Мы проводили различные конгрессы, семинары, разработали собственную программу поддержки предпринимательства: «Средства массовой информации в поддержку отечественного производителя».

Другое важное направление деятельности ассоциации — издание каталогов и альманахов, посвященных российскому предпринимательству. Это тоже отдельная программа. Ежегодно выходят «золотые книги» российского, московского предпринимательства, сборник «Элита российского бизнеса» и многие другие издания.

Еще одно направление нашей деятельности — Российская национальная премия в области бизнеса и предпринимательства «Бизнес-Олимп». Когда пять лет назад мы решили ее учредить, то почувствовали некоторое отторжение в обществе, в том числе и в среде предпринимателей. Общество не только игнорировало бизнес, но и относилось к нему весьма негативно.

Поэтому поначалу мы стремились сделать вручение нашей премии очень камерным, проводили его в залах Торгово-промышленной палаты России, «Президент-отеле» и не пытались широко освещать. Тем не менее бизнес о премии знал.

Наш принцип: ассоциация, а теперь и Академия российского бизнеса и предпринимательства, не принимает абсолютно никакого участия в присуждении премии: это делает жюри экспертов. Даже если мне пообещают огромные деньги, я просто не смогу пролоббировать никого. К определению лауреатов я не имею никакого отношения; так же, как и другие наши сотрудники.

А сейчас мы поставили еще одну систему защиты — заключили контракт с Гильдией российских адвокатов, которая получает все относящиеся к национальной премии документы. Там подсчитывают результаты тайного голосования по всем 12 номинациям премии и сообщают нам.

После дефолта прошло некоторое время, бизнес в России опять стал набирать обороты. И у ассоциации появилась идея поднять «Бизнес-Олимп» на другой уровень, придать премии общественное звучание.

Так мы встали перед дилеммой: с одной стороны, премию вручает ассоциация журналистов и экспертный совет, который она собирает. С другой, кинопремию, например, вручает киноакадемия, интернет-премию — интернет-академия и так далее. И было решено создать академию бизнеса, которая бы вручала национальную бизнес-премию.

В прошлом году, буквально за один месяц, была создана всероссийская организация — Российская академия бизнеса и предпринимательства. Она аккумулировала то, чем мы в «АСМО-Пресс» занимались за все время нашего существования. Сейчас у академии обширные планы. Собираемся проводить очередную Ассамблею российских деловых кругов, различные «круглые столы», конгрессы и семинары.

Подчеркну: академия не занимается политической деятельностью, не лоббирует политические интересы различных российских бизнес-структур. Для этого есть Российский союз промышленников и предпринимателей, ряд других организаций. Мы же занимаемся пропагандой отечественного бизнеса для общества как в России, так и за рубежом.

— Изменилось ли, на Ваш взгляд, отношение в обществе к бизнесу с начала 90-х годов?

— Думаю, что да. В начале 90-х не так уж много людей было в бизнесе. Сейчас все иначе, все больше людей в той или иной степени втягиваются в предпринимательскую деятельность как в Москве, так и в регионах.

Да и бизнес в то время был, конечно, совсем иной — очень много мошенничества, люди не верили в стабильность, не строили долгосрочных планов. Сейчас же все поняли, что за границей нас никто не ждет. И стали вкладывать деньги и силы в свою страну.

— Как Вы считаете, чего сегодня не хватает российскому бизнесу?

— На мой взгляд, нашему бизнесу сейчас нужно четко осознать себя как классу. К сожалению, этого пока нет. До такого нам надо еще дорасти.

Когда я посмотрела российские дореволюционные документы, то увидела, что самые крупные и влиятельные российские объединения предпринимателей стали возникать незадолго до Октябрьской революции. Если бы это случилось раньше, я думаю, что многих социальных катаклизмов нашей стране удалось бы избежать.

— Исторический аспект для академии, как я понимаю, весьма существен?

— Нам надо учиться тому, как царское правительство поддерживало бизнес. Как-то мне удалось попасть в запасники Исторического музея, и там я увидела множество не выставлявшихся экспонатов: кубки, подарки, подписные листы, которые вручались представителями губернской власти российским предпринимателям. Государственные награды выражали общественное признание деятельности предпринимателей, людей, занимавшихся благотворительностью. Деловые люди чувствовали, что они делают важное и нужное дело. Наша организация пытается это возродить.

— Почему, на Ваш взгляд, западные инвесторы неохотно инвестируют в российские предприятия?

— У меня печальные соображения по этому поводу. Я считаю, что, во-первых, мы не умеем «продавать» нашу страну. В России очень многое делается, множество интересных и уникальных идей, но, к сожалению, мы не можем правильно себя позиционировать на Западе.

Во-вторых, дефолт, вся наша неразбериха и, конечно, политическая нестабильность не вызывают положительных эмоций у зарубежных инвесторов. Сейчас, с приходом в Кремль новой администрации, нового президента, посмотрим, как будут развиваться события. Кстати, академия подготовила свой проект государственной программы «Возрождение духовных и нравственных традиций российского предпринимательства».

— В чем он заключается?

— Это целый комплекс мер. В частности, должна быть отработанная система государственного инвестирования в рекламу российских предприятий за границей. На Западе различные государственные структуры издают массу рекламной продукции предприятий своих стран. Они постоянно лоббируют интересы национального бизнеса за границей.

Отечественные же компании вынуждены в поисках инвестора действовать самостоятельно. Следовательно государство должно вести мощную рекламную кампанию российского бизнеса. Безусловно, к этому должны быть подключены и СМИ.

— Академия уделяет большое внимание сотрудничеству бизнеса и СМИ?

— Отношения бизнеса и СМИ в России очень незрелые. К сожалению, здесь чрезвычайно силен денежный фактор: плати деньги, а я тебя буду рекламировать. В западных же странах СМИ очень патриотичны.

Я наблюдала поведение австралийских СМИ во время Олимпиады в Сиднее. Конечно же, в ее организации были недочеты, но в местной прессе доминировало понимание того, что это страна, в которой они живут и работают, поэтому на недостатках внимание не фокусировалось. Наша же пресса, можно предположить, сделала бы из несовершенной организации скандал.

Я считаю, что один из главных факторов поддержки развития российского бизнеса — это формирование в средствах массовой информации понимания необходимости поддержки отечественного бизнеса, необходимости освещения его позитивных сторон, которых, кстати, немало.

— Как же найти выход из столь запутанных отношений представителей отечественного бизнеса и прессы?

— Любое дело начинается с диалога, нужно просто сесть за круглый стол и услышать друг друга.

Беседу вела Анастасия САЛОМЕЕВА

Российская национальная премия в области бизнеса и предпринимательства «Бизнес-Олимп» была учреждена в 1993 году Международной ассоциацией журналистов «АСМО-Пресс». С 2000 года ежегодная премия «Бизнес-Олимп» вручается Российской академией бизнеса и предпринимательства, учрежденной по инициативе 45 субъектов Российской Федерации.

Премия призвана выделить бизнесменов с активной общественной позицией, внесших очевидный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, региона или города.

Лауреатами премии стали лучшие общественные и некоммерческие объединения, а также меценаты и благотворители, по праву считающиеся элитой делового мира России. В их числе генеральный директор пивоваренной компании «Балтика» Т. К. Боллоев, президент акционерного общества «Красный Октябрь» А. Н. Даурский, председатель совета директоров АО «Уралмаш» К. А. Бендукидзе, мэр Москвы Ю.М. Лужков, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы С. Ю. Глазьев, президент РСПП А. И. Вольский, академик РАН Л. И. Абалкин, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ А. Г. Аганбегян и другие.