DPI: взгляд на информатизацию изнутри

Группа компаний DPI — один из лидеров компьютерного рынка, специализируется на компьютерах Apple и других современных технологиях, которые считает наиболее перспективными в сфере информатизации образования и государственных структур. При реализации программы «Электронная Россия» DPI готова это доказать.

DPI: ПРЕЗИДЕНТ ГРУППЫ ЕВГЕНИЙ БУТМАН — О ПРОГРАММЕ «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ»

— Программа «Электронная Россия» утверждена совсем недавно и рассчитана на 2002—2010 годы. Это программа информатизации российского управления, в соответствии c которой все государственные ведомства должны быть информатизированы. «Электронная Россия» разбита на множество проектов, управляет ее реализацией межведомственная госкомиссия, куда входят представители всех заинтересованных ведомств — заказчиков программы. В процессе реализации программы будет создан экспертный совет, куда войдут, наряду с другими представителями заинтересованных структур, деятели компьютерного бизнеса…

Почему нам, представителям компьютерного бизнеса, интересна «Электронная Россия»?

Надо отметить, что само появление такой программы является чрезвычайно позитивным. Предполагается, что ее выполнение позволит стране сделать решительный скачок вперед, преодолеть отставание от цивилизованного мира, обеспечить работой множество российских компьютерных специалистов, создать систему подготовки и переподготовки кадров. В компьютерном сообществе сложилось общее мнение: если программа будет правильно реализована, это приведет к заметному росту российского компьютерного рынка.

На сегодняшний день Россия обладает значительным потенциалом развития информационных технологий, возможности крупных компьютерных компаний даже начинают превышать спрос. И нет ощущения, что рынок в состоянии расти в «разы». Поэтому, безусловно, серьезные компании заинтересованы участвовать в такой программе, позволяющей получать гарантированные государственные заказы. При этом отбор исполнителей «Электронной России» будет осуществляться через систему тендеров, что выдвигает достаточно серьезные требования к этим компаниям.

Программа рассчитана на несколько лет. Это, во-первых, дает запас времени компьютерным компаниям на проработку решений и вариантов своего участия и, во-вторых, позволяет правильнее расставить приоритеты на рынке. Те организации, которые примут участие в программе, имеют шансы стать более стабильными и менее подверженными колебаниям рынка. Государство же, в свою очередь, приобретет партнеров, обладающих такими качествами, как стабильность, надежность, технологичность, правильная внутренняя организация и так далее.

Более того, реализация «Электронной России» может привести к изменению отношения к IT-индустрии со стороны общества и государства. Ведь ситуация с рынком информационных технологий в нашей стране уникальна. Среди других сегментов рынка трудно найти еще один, который на 100 процентов состоит из частных компаний и который был сформирован и развивался все прошедшие годы без участия государства.

В результате образовалась разветвленная индустрия с достаточно большими оборотами, со своей инфраструктурой, прессой, институтами общественного мнения. Государство много лет относилось к этой индустрии равнодушно. Сейчас подход изменился, власти стали понимать, что в развитии IT-индустрии заложен серьезный потенциал развития страны, возможность ее существования как равной среди передовых государств. И «Электронная Россия» является сигналом для IT-бизнеса о том, что государство готово работать с ним как с серьезной индустрией и важной составной частью общества.

Кстати говоря, программа «Электронная Россия» — это и определенный способ решить проблему пиратства. Программа предполагает немалые объемы поставок программного обеспечения для корпоративных пользователей. Хотелось бы при этом, чтобы государство использовало эти закупки в том числе и для поддержки отечественных программистов, создающих русский «софт». Надеюсь, что программа среди прочего подразумевает создание благоприятных возможностей для отечественных IT-специалистов.

DPI: РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня сфера образования является одним из приоритетов государства. Об этом говорят и последние программы, связанные с выделением бюджетных средств на информатизацию среднего образования, и тот факт, что к программе «Электронная Россия» Минобразования имеет серьезное отношение. Ясно, что в ближайшие годы в образование государство предполагает вложить большие средства.

Для DPI сфера российского образования является одним из приоритетных направлений работы. Еще в 1997 году было сформировано отдельное подразделение, проводящее специальную ценовую и маркетинговую политику в области образования.

Компания активно разворачивает пилотные классы на базе компьютеров Macintosh в московских школах, а также в школах других городов. На базе пилотных классов демонстрируются современные возможности использования информационных технологий в учебном процессе, регулярно проводятся семинары и практические тренинги для преподавателей.

95% поставок компьютеров для школ Камчатки выполнила DPI. Всего же в 45 городов России и СНГ поставлено около 250 компьютерных классов, или примерно 3500 компьютеров Apple, которые используются сегодня более чем в 500 школах и вузах.

Но главное даже не в цифрах, а в преемственности политики и традиций корпорации Apple. По словам Евгения Бутмана, компания Apple Computer, созданная в 1979 году, c самого начала своей деятельности рассматривала образование как один из приоритетов своей деятельности, принимая непосредственное участие в разработке образовательных методик. Apple прививала в школах отношение к компьютеру не как к предмету изучения, а как к инструменту, с помощью которого ученики могут получать новые знания.

Президент DPI убежден, что сегодня в области образования идет активный процесс внедрения информационных и коммуникационных технологий. По его мнению, подход Apple в области образования наилучшим образом отражает требования сегодняшнего дня.

Вот что говорит г-н Бутман в подтверждение этого соображения: «Компьютеры Macintosh имеют серьезные преимущества перед всеми другими. Во-первых, преемственность программного обеспечения. Macintosh, появившиеся в школах семь лет назад, могут работать с современными программами. Да, пусть медленнее, но реально работают!

Сравните: персональные компьютеры семилетней давности на так называемой платформе Wintel (Windows и Intel) — сегодня уже раритет, зачастую не имеющий практической ценности. Современные программы на них не только не пойдут: даже не установятся. Во-вторых, надежность компьютеров Macintosh очень высока, что также немаловажно для образовательных учреждений. Например материалы, из которых изготовлен компьютер iMаc, да и конструкция таковы, что его очень трудно сломать умышленно. Непросто даже открыть его корпус, и тут я, естественно, предвижу удивленную реплику: а как же, мол, апгрейд?

Я считаю нецелесообразным использовать компьютер, предназначенный для обучения, как конструктор для сборки. Для школьника или студента компьютер — это инструмент для конкретной работы. Его не нужно без конца переделывать и перестраивать, хотя бы уже потому, что само образование, развивая общество, остается, да и должно оставаться достаточно консервативным общественным институтом. Здесь постоянство, стабильность и унификация методик — очень важная составляющая.

Поэтому компьютеры для обучения должны обладать как раз теми качествами, которые дает Macintosh. А именно: высокая надежность, длительный срок жизни, унифицированная архитектура. Последнее наглядно можно представить опять-таки, проведя параллель с PC. Как бы вы ни старались сделать одинаковыми два компьютера на платформе Wintell, это все равно будут два разных компьютера.

Даже если основные характеристики у них одинаковы, наверняка найдутся различия в элементной базе. И это вполне естественно, так как на протяжении многих лет вырабатывалось именно такое отношение к PC — как к конструктору. Более того, надстраиваемость является здесь очень важной составляющей. Если провести аналогию с автомобилями: PC — это для тех, кто хочет разобраться, как устроены внутренности машины, а Macintosh — для тех, кто хочет сразу ехать. К достоинствам Macintosh, ценным для школ, я бы еще добавил низкую стоимость владения, о чем свидетельствует тот факт, что Macintosh пятилетнего возраста продолжают в школах достойно выполнять как прежние, так и вновь возлагаемые на них функции. Мы проводили подсчеты вместе с теми школами, которые параллельно используют и PC, и Macintosh. Выяснилось, что в зависимости от характера использования стоимость обслуживания Macintosh ниже, чем PC. На протяжении 5 лет разница составляет до 30 раз».

DPI: APPLE-ТЕХНОЛОГИИ И ДРУГИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Более пяти лет компания DPI представляет в России и СНГ корпорацию Apple, ведущего мирового производителя компьютеров. DPI является по отношению к Apple IMC-партнером (IMC —Independent Marketing Company).

Схема ведения бизнеса через IMC-партнеров, готовых на свои средства продвигать в регионах торговую марку и технологии Apple, практикуется Apple в большинстве стран, что позволяет компании концентрировать собственные усилия непосредственно на разработке и производстве своих продуктов, минимизировав расходы, связанные с маркетингом, дистрибуцией и прямыми продажами (retail).

На отечественном рынке имена DPI и Apple стали почти синонимами. Однако сегодня DPI — это уже не только Apple, а группа компаний, занимающихся разными технологиями и направлениями бизнеса, контролирующих существенную долю на рынке.

Евгений Бутман вспоминает: «Компания DPI была создана в начале 1995 года. Сначала она образовалась как дочерняя структура существовавшего тогда большого СП «Интермикро». Я ушел с одной из руководящих должностей в «Интермикро», основал компанию DPI и до сих пор остаюсь ее бессменным руководителем.

Мы начинали работать как дистрибьюторы по графическому оборудованию, которое используется главным образом для процессов пре-пресс в полиграфии. Это высокого качества мониторы, принтеры, сканеры и так далее. В середине 1996 года мы заключили соглашение с Apple и стали представлять ее интересы в России и СНГ. Мы были сориентированы на этот сегмент рынка изначально, поскольку «Интермикро» было первым представителем Apple в России в 1991—1992 годах.

В 1993—1995 годах интересы Apple в России представляли другие компании, но в 1996 году Apple решила провести конкурс среди российских компаний на право представлять ее интересы. Мы этот конкурс выиграли, и с тех пор уже более пяти лет работаем с Apple, занимаясь продвижением торговой марки и технологий Apple в России. Из тех десяти лет, что Apple работает на нашем рынке, мы являемся самой долгоживущей IMC в России».

Но компания сейчас — это далеко не только Apple. Евгений Бутман замечает по этому поводу: «Строя свой бизнес с Apple, мы одновременно занимались и такими видами оборудования, которые универсальны, независимы от платформы, и достигли здесь неплохих результатов. Например, мы считаем свою компанию ведущей в России по дистрибуции цветных лазерных принтеров, находимся среди лидеров на рынке сканеров, больших мониторов, графических планшетов…

Мы являемся стратегическим партнером Xerox. Мы объявили в мае, что получили права представлять в России Silicon Graphics и строим с этой компанией модель бизнеса, аналогичную Apple. Когда SGI начала с нами переговоры весной этого года, одной из предпосылок для них было наше умение реализовать модель IMC. То есть, будучи частной независимой компанией, продвигать элитный брэнд. Сейчас мы работаем с тремя производителями, которые являются легендами компьютерного рынка, американского бизнеса. Это Apple, Xerox, Silicon Graphics. Наш опыт состоит в том, что мы умеем работать с такими корпорациями, имеем соответствующую корпоративную культуру».

В новой структуре группы компаний DPI сейчас существуют два направления: компьютерное и полиграфическое. Компьютерное направление состоит из компаний DPI Computers, Apple IMC, SIT и ИВИТО. Все они имеют полную независимость в выборе решений, являются отдельными коммерческими и маркетинговыми единицами.

«Такое разделение, — продолжает Бутман, — у нас было задумано летом прошлого года. Внутри DPI появились и начали быстро развиваться разноплановые направления, которые требовали соответствующей модели управления. Наше объявление о реструктуризации в августе подводит итог большой работы. Сегодня для нас, я считаю, важны все три составляющие: корпоративный, пользовательский рынки и дистрибуция. Идет движение в сторону универсальности компании, и мы на этом пути достигли определенных результатов. Выделение Apple IMC и SIT (Silicon Information Technologies) в отдельные компании приводит к тому, что дистрибуьюторская компания DPI Computers становится универсальной, не зависящей от платформы. При этом к самому процессу дистрибуции мы идем со стороны качественного, высокотехнологического оборудования. Это касается и выбора продуктов, и выбора партнеров, и в целом схем работы с каналом».

В результате реструктуризации в отдельную структуру выделился прежде всего сам бизнес по продвижению Apple, переживающий новую стадию развития. Среди долговременных партнеров Apple, работающих раньше c DPI, появились компании, готовые инвестировать в развитие бизнеса Apple, продвигая его через свои дилерские сети, что предполагает более широкий охват рынка, а следовательно, требует и более глубокой специализации, учитывая, что сама Apple не имеет офиса в России. Судя по всему, выделение бизнеса Apple в отдельное направление более чем оправдывает себя. За четыре первых месяца работы новой структурной единицы — компании Apple IMC — группа компаний DPI вышла на первое место по объему продаж среди всех IMC-партнеров из стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Рост оборота по Apple приближается в DPI к 35% по сравнению с прошлым финансовым годом.

Весь бизнес группы, связанный с дистрибьюцией профессионального и офисного компьютерного оборудования, передан новой компании DPI Computers. Главная ее задача — укрепление позиций в каждой из продвигаемых товарных групп: цветные лазерные принтеры, сканеры и большие мониторы. В июне компания подписала полномасштабное дистрибьюторское соглашение с фирмой Xerox по продвижению офисного оборудования. Компания SIT (Silicon Information Technologies), образованная 1 июня 2001 года, является официальным представителем SGI — мирового лидера в решении задач интенсивной визуализации и вычислений для различных областей науки и производства. И наконец, бизнес DPI, связанный с проектами в области образования, передан компании ИВИТО (Интеграция и внедрение информационных технологий в образование).

Евгений Бутман добавляет: «До кризиса мы делали основную ставку на два направления: полиграфия и образование. После кризиса полиграфия оправилась достаточно быстро. Кризис привел к бешеному росту объемов производства пищевой промышленности, что, в свою очередь, потянуло за собой упаковочную промышленность, а затем и полиграфию. Соответственно, те бизнесы, которые обслуживали полиграфию, не сильно пострадали.

Мы извлекли массу уроков из кризиса — оптимизировали финансовое управление, структуру компании, разработали определенные модели управления, которые позволяют компании быть гибкой и восприимчивой к переменам. Мы самым жесточайшим образом стали вести наш расходный бюджет. Мы стали понимать важность каждого из сотрудников. Все это позволило нам активно развивать образовательное направление, развиваться далее, причем не скачками, а планомерно двигаясь к цели. Уже сейчас мы спокойно общаемся на уровне крупных мировых компаний. Три года назад ситуация была совершенно другой».