Бриллиантовый союз

Национальная ассоциация ювелирной торговли (НАЮТ) — союз элитный, объединивший многих известных людей и успевший за несколько месяцев существования наладить сотрудничество с Международной конфедерацией ювелирных изделий, бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней CIBJO.

НАЮТ была создана в марте сего года — заменила объединение ювелиров «АУРУМ» в результате пересмотра стратегии работы этой организации. Ассоциация поставила своей целью «работать не со всеми, а с каждым».

ВЫГОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

При определении основного поля деятельности ассоциации совет директоров решил сосредоточиться на организации продаж. Как показал опыт Запада, именно повышенное внимание к этому сектору открыло там дорогу современному дизайну, новым технологиям, более широкому ассортименту — всему тому, что двигает развитие ювелирного рынка. Российские эксперты заявляют, что наш ювелирный рынок находится в этом отношении в младенческом состоянии. Проблемы дизайна стоят на нем довольно остро. Технологии продаж также еще достаточно несовершенны. По словам председателя совета директоров НАЮТ Сергея Шкапрова, даже аптека сегодня выигрывает в этом плане у ювелирного салона. Ведь там всегда множество разнообразных рекламных проспектов, продуманное оформление витрин, а в ювелирном отделе сие отсутствует.

Но это только одна из проблем. Другая, более глубокая, состоит в том, что в России есть настоящие мастера эксклюзивных изделий, но совсем неразвито производство качественных украшений для среднего класса. По словам экспертов НАЮТ, на Западе знаменитый Картье, например, сразу после создания дорогой коллекции выпускает другую, для более широкого круга потребителей.

Эти изделия, как правило, дешевле из-за меньшего содержания драгоценных камней, но никогда не проигрывают в дизайне, качестве и технологии исполнения.

Решение названных двух проблем ассоциация считает своей главной задачей. Для этого в НАЮТ создан маркетинговый отдел, который занимается вопросами рынка, спроса, статистикой. НАЮТ старается активно сводить потенциальных партнеров: отечественных продавцов с владельцами западными компаниями, несущими передовые рыночные технологии. То, что посредником выступает солидный союз, для зарубежных партнеров немаловажно. Особенно после того, как об авторитете ассоциации сообщила CIBJO (подробности установления отношений с этой международной организацией в НАЮТ не раскрывают).

Вообще сейчас, как говорят в ассоциации, на первое место выходят проблемы успешного ведения бизнеса, изменения технологического процесса, дизайна, развития кооперации с Западом как в сфере инвестиций, так и в сфере продаж. «Самое важное сейчас — заниматься развитием бизнеса, делать достойный товар, а не обивать пороги чиновников, — рассуждает г-н Шкапров. — Нам пора прекратить защищаться от государства. Единственное, что необходимо, — периодически согласовывать таможенные вопросы, величину пошлин, например, и так далее. Это то, чем занимаются в развитых странах».

Тем не менее, как всякая российская отраслевая ассоциация, НАЮТ продуктивно взаимодействует с Министерством финансов и двумя его структурами: Гохраном и Пробирной палатой. В решении проблемы теневого оборота ювелирам немало помогает ГУБЭП МВД. Единственное ведомство, которое остается пока недружелюбным, — Государственный таможенный комитет. «Проблема, — сетует Сергей Шкапров, — в жуткой закрытости этого ведомства и в очень запутанной системе оформления экспорта-импорта. Часто нам прямо с таможни звонят как наши члены, так и другие ювелирщики с просьбой помочь, что называется, в реальном времени. Однако чиновников, которые оперативно реагируют на проблему, можно пока пересчитать по пальцам».

Недавно дел ассоциации прибавила путаница с августовским президентским указом о порядке ввоза и вывоза из России драгоценных металлов и драгоценных камней. Оказалось, что долгожданный нормативный акт, который должен был либерализовать внешнюю торговлю, противоречит по ряду важных пунктов Закону о лицензировании. НАЮТ пришлось аккумулировать все силы и в спешном порядке добиваться устранения путаницы в важных для отрасли вопросах. Администрация президента России гарантировала, что все неточности устранят в самое ближайшее время.

Но думают в ассоциации и о стратегическом развитии рынка: НАЮТ недавно создала Академию ювелирного искусства России. Ее президентом стал небезызвестный Анатолий Климин. «Когда мы собирали состав академиков, то поняли, насколько их мало. Во всей стране людей, которые могут передать ювелирный опыт, всего-навсего 18 человек! Вот каково состояние российской ювелирной школы», — сетует Сергей Шкапров.

Недавно академия учредила национальный конкурс ювелирного дизайна «Золотое созвездие». Сейчас уже подано 26 заявок. Заключительная часть конкурса состоится в феврале, и местом ее проведения станет, скорее всего, Государственный Кремлевский дворец.

С помощью этого конкурса, как заявляют организаторы, предполагается «вернуть ювелирному делу России былую славу».

КЛИМИН — ЭТО НЕ ТОЛЬКО
«TOM KLAIM»

Во главе НАЮТ стоят совет ассоциации и совет директоров, высший орган в перерывах между советами ассоциации. Совет директоров определяет, с какими вопросами «выходить в правительство», разрабатывает общую стратегию развития, финансовые планы, утверждает планы работы на год, намечает основные направления взаимодействия с государственными органами, заслушивает отчеты ревизионной комиссии, контролирует рабочий орган (правление) и т.д.

В совет директоров входят десять представителей известнейших компаний, такие, как заслуженный деятель искусств России Андрей Ананов («Русское ювелирное искусство — Ананов»), генеральный директор ювелирного дома «Петр Привалов» Марина Коротаева, президент фирмы «Василий Коноваленко» Анна Коноваленко, владелец компании «Том Клайм Груп» Анатолий Климин и другие.

Деятельность рабочего органа — правления, состоящего из глав пяти комитетов: по политике, информатизации, содействию развитию бизнеса, безопасности и международным вопросам, — координирует президент НАЮТ. Он же ведет всю текущую работу, переводит в практическую плоскость решения совета.

ВЫГОДНО И КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Любая компания, которая пожелает вступить в ряды ассоциации ювелирных торговцев, подвергнется строжайшей проверке. Благодаря тому, что в НАЮТ хорошо налажено сотрудничество с государственными органами, в том числе правоохранительными, достоверная информация о том или ином предприятии становится известной в течение двух часов.

Ассоциация принимает только опытных бизнесменов. В настоящее время в нее принято более 80 членов, все они успешно работают на рынке. Главным условием вступления для них явилась не только репутация и авторитет на рынке, но и готовность внести свой вклад в развитие ювелирной отрасли. «Нам надо понять, что у компании есть желание что-то делать, что она будет полезной, что к ней можно обратиться за консультацией, — поясняет г-н Шкапров. — А в том, чтобы просто привлекать большое число членов для представительности, — нет смысла. У нас, к счастью, так складывается, что члены ассоциации даже сетуют, что мы их мало якобы занимаем в делах».

Недавно, например, в НАЮТ вступил новый член, который с порога заявил о желании активно заниматься безопасностью ювелирного бизнеса. И на следующем совете ассоциации уже будет утверждаться комитет по этому направлению деятельности — с участием инициатора.

Если никаких препятствий к вступлению на первоначальном этапе не выявлено, кандидат заполняет заявление и анкету и потом в течение недели ожидает утверждения решения о вступлении советом директоров. (К сегодняшнему дню отказать пришлось только двоим.) Вступительный взнос в НАЮТ для всех одинаков и составляет 300 долларов США, годовой — 200 долларов. Каждый член союза обладает правом одного голоса.

Если в случае с большинством других объединений на различных рынках зачастую можно пользоваться плодами деятельности союза, не вступая в его ряды, то в НАЮТ членство несет экономическую выгоду «только для членов профсоюза». К их услугам, например, бесплатное консультирование по любым вопросам и скидка 50% на многие услуги в сфере маркетинга и правозащиты.

Ну и как в любой другой ассоциации, здесь можно прибегнуть к опыту коллег и обсудить с ними волнующий вопрос. Чтобы не возникало недоразумений с коммерческой тайной, обычно при вступлении в НАЮТ каждый член сам определяет перечень нежелательных тем в отношении его предприятия. Вопросы конфиденциальности обозначены в специально разработанном кодексе деловой этики, так что никто не затронет интересы того или иного участника против его желания.