Сперанские нам ник чему

Решение о снижении налога на прибыль с 32 до 24% объявили революцией в предпринимательстве. При всей значимости этого решения я бы не торопился с оценками.

Сильно ли сказалось снижение до 13% подоходного налога на легализации выплат заработной платы? Не знаю, что докладывают «наверх» околоправительственные социологи и статистики, но я, как, наверное, и вы, уважаемый читатель, сильно в этом сомневаюсь.

Поступления в казну по линии ПН действительно увеличились, но за счет тех физических лиц, кто получает разного рода авторские вознаграждения — для них игра в прятки со все усиливающимися налоговыми ведомствами выглядит более дорогим удовольствием, чем выплата 13% налога. И немного за счет фирм: с них налоговики требуют теперь «чуть больше» — для статистики. Компании вынуждены скрепя сердце эти «чуть больше» отчислять. Вот вам и процент увеличения сборов!..

Поскольку все уходили (и уходят) от налогов, для пополнения казны фискальные органы в нашей стране были построены по образу и подобию рэкета начала 90-х годов. Правительственные экономисты считают это залогом оздоровления бюджета. В действительности такая политика — залог мизерных инвестиций и бегства капитала из России.

Поэтому начинать налоговую реформу нужно именно с налоговых органов, системы внесения платежей в казну. Следует, считаю, оставить за налоговиками только технический контроль отчислений государству, например, с каждого поступления на банковский счет. И параллельно создавать целевые фонды финансирования — чеченской войны, качественных дорог, хорошего здравоохранения в том или ином городе и т.д.

Начинать системную налоговую реформу нужно, полагаю, с местного уровня. Но для этого все местные органы — в том числе правоохранительные — должны контролироваться муниципальной властью. Практика, когда, например, Свердловская область захлебывается от наркомании, а областное УВД, не подконтрольное гражданам, заботится только об отчетности перед вышестоящим начальством, просто губительна.

Но кремлевские реформаторы больше озабочены восстановлением вертикали власти, бюрократического порядка. Я полностью солидарен со стремлением команды президента вновь сделать Россию единой страной. Однако залогом единства является нормальная экономика, а не начальники ЖЭКов, назначаемые из Москвы.

Своей верой в силу административных методов окружение главы государства напоминаeт мне знаменитый Негласный комитет при императоре Александре I — Сперанского, Чарторыйского, Новосильцева… Тем более, оно демонстрирует тот же уровень конечной эффективности, что и знаменитый либеральный бюрократ со товарищи. Потому что нет смысла в частных усовершенствованиях авторитарной системы, даже если это система просвещенного абсолютизма…

Публика рукоплещет просвещенности нынешнего главы государства, радикализму его инициатив, теша себя надеждой, что чуть ли не завтра в страну пойдут инвестиции. В авторитарную Россию — не пойдут.

А как же быть с инвестиционным бумом в авторитарном Китае, спросите вы? Но в Китае за долгие десятилетия незыблемого коммунистического режима сложилась неписаная система правил, зная которую, капиталисты могут успешно работать в этой стране.

У нас таких правил нет и в помине — господствует право сильного, закон сплошь и рядом не исполняется, президент лично разрешает споры между хозяйственными и политическими субъектами.

Залогом порядка является общественная самоорганизация, а не развитие бюрократических институтов. И именно на ее развитие нужно направить усилия, а не на снижение отдельных налогов, образование «независимых» следственных комитетов и пр. Бюрократическими усовершенствованиями в духе Сперанского болезни России не вылечить.