Русский бум

Эксперты прогнозируют, что к 2004 году спрос на автомобили в России увеличится на 20—30 процентов. А объем их продаж может достичь 1,5 миллиона машин в год против нынешних 935 тысяч. Почти все отечественные производители объявили об увеличении выпуска продукции и изменении ассортиментной политики.

А западные компании, внимательно следящие за российскими тенденциями, уже начали вторую волну экспансии своей продукции. Сейчас они нацелились на сборку в России дешевых иномарок, доступных по цене нашим соотечественникам. Причем бороться за покупателя иностранцы нередко предпочитают в альянсе с местными представителями автопрома.

ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА

Последние два года объемы выпуска на Волжском автомобильном заводе (АвтоВАЗе) постоянно растут. В прошлом году здесь планировали собрать только 675 тыс. автомобилей, а выпустили 708,373 тыс. машин. В 2001 году тольяттинцы намерены изготовить уже 752,5 тыс. машин.

В начале этого года АвтоВАЗ огласил свою программу развития на ближайшие пятнадцать лет. Отныне ставка делается на снижение себестоимости: автомобилей решено выпускать больше, но цветовая палитра их станет беднее.

Уменьшение палитры цветов вазовских автомобилей на заводе называют маркетинговым ходом. Здесь провели исследования предпочтений потребителей и выяснили, что из 30 использовавшихся в прошлом году цветов устойчивой популярностью у покупателей пользуются всего 14. Их-то и решили оставить.

Самый большой прирост — 23% — намечен в производстве автомобилей «десятого» семейства. Их будет собрано около 220 тыс. Кроме того, теперь все «десятые», «одиннадцатые» и «двенадцатые» модели станут оснащать исключительно впрысковыми двигателями с электронной системой управления.

А один пункт программы развития Волжского автозавода вызвал в автомобильных кругах настоящую сенсацию. Впервые в своей истории завод намерен освоить выпуск машин среднего класса (по европейской классификации — D) типа «Волги» с двигателем от 2,0 до 2,5 л. Раньше в этой нише безраздельно господствовал Горьковский автозавод (ГАЗ). И заявление руководства АвтоВАЗа означает, что Волжский автозавод вступает в прямую конкуренцию с ГАЗом.

Кроме того, до 2005 года Волжский завод намеревается освоить выпуск более традиционного для него малого класса малолитражек семейства «Калина». А через несколько лет АвтоВАЗ собирается также производить автомобили особо малого (с двигателем до 1 л) класса.

РОССИЙСКИЙ ВНЕДОРОЖНИК С АМЕРИКАНСКИМ ОТЧЕСТВОМ

Вот уже несколько лет подряд пристальное внимание к АвтоВАЗу демонстрирует мощнейший американский автомобильный холдинг General Motors (GM). И, похоже, разговоры вот-вот воплотятся в конкретный проект.

Предполагается, что новый (совместный) автосборочный завод построят в Тольятти уже к 2002 году, а его проектные мощности будут освоены в 2004 году.

Кроме GM в совместном российско-американском проекте принимает участие Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Ему будет принадлежать около 17% акций совместного предприятия. А доли GM и АвтоВАЗа составят по 41,5%.

Прежде всего здесь планируется выпускать очень популярные в России внедорожники ВАЗ-2123, известные как «Нива». Кроме того, в перспективе на АвтоВАЗе будет производиться и знаменитый Opel Astra T3000.

Разговоры о совместном выпуске «Нивы» шли давно. Возможность разработки и производства на предприятиях Тольятти автомобилей GM, адаптированных к российским климатическим условиям, обсуждается с 1995 года. Но практические шаги все время откладывались — из-за «неясности перспектив», спровоцированной политической и финансовой нестабильностью. И руководство АвтоВАЗа решило выпускать ВАЗ-2123 без американцев — на собственном опытно-промышленном производстве. Всего в 2001 году планировали произвести 2 тыс. таких автомобилей.

Тем временем ситуация с созданием российско-американского совместного предприятия неожиданно прояснилась. В последний день февраля на Женевском автосалоне было объявлено о создании российско-американского СП. Теперь, получив американскую протекцию, отечественный внедорожник обзавелся аристократической приставкой «Шеви».

Участие GM в производстве «Нивы» дает автомобилю важное преимущество — более высокую репутацию. Западный контроль качества и технологии производства — что может быть привлекательнее для маркетинга? Тем более что 20—25 тыс. машин будут предназначены для продажи в Германии. Предполагается, что предприятие станет выпускать ежегодно до 75 тыс. «Шеви-Нив», а затраты на этот проект составят около 330 млн долларов.

Правда, пока альянс АвтоВАЗа с американцами покупателей не радует. Сразу же после принятия окончательного решения о создании СП руководство завода по просьбе партнера прекратило продажи отечественной модели ВАЗ-2123, начатые в феврале этого года.

Известие о прекращении продаж новых «Нив» огорчило и дилеров предприятия. Ведь вся первая партия из 10 машин была сразу же распродана и на ВАЗ поступило 3500 заявок от покупателей (что намного превышает планы годового производства ВАЗ-2123). Спрос на эту модель оказался так велик, что потребители не раздумывая отдавали за машину не меньше 330—350 тыс. рублей.

По словам президента—генерального директора АО «АвтоВАЗ» Алексея Николаева, приостановка продаж вызвана тем, что «Шеви-Нива» будет дорабатываться на опытно-промышленном производстве завода. Цель — сделать ее более маневренной, удобной в эксплуатации, отвечающей требованиям европейских стандартов. Вместе с тем никаких принципиальных изменений в конструкцию автомобиля вноситься не будет.

ЭКСКЛЮЗИВНАЯ МОДЕЛЬ

Об изменении ассортиментной политики объявило и руководство ГАЗа, назначенное новым владельцем предприятия — холдингом «Сибирский алюминий» («Сибал»).

Главная новость такова: Горьковский автозавод отказался от любимого проекта прежнего руководства — массового выпуска представительских автомобилей. Концепция новой «Волги» (ГАЗ-3111) была разработана российскими специалистами совместно с сотрудниками американской компании Venture Industries. Модель позиционировалась как единственный российский автомобиль представительского класса (класс Е по европейской классификации). Производители особенно выделяли интересный дизайн и улучшенную систему безопасности «Волги».

На новый комплекс по сборке автомобилей ГАЗ-3111 Горьковский автозавод потратил 135 млн долл. Розничные продажи начались в сентябре 2000 года.

Однако новые хозяева считают, что этот проект убыточен по определению. Дело в том, что при запланированной цене в 14 тыс. долл. рынок новую «Волгу» не принимает (за эти деньги можно купить хорошую иномарку). А по более реальной цене — 8 тыс. долл. — продавать ее в массовом масштабе невыгодно.
ГАЗ-3111 останется автомобилем для любителей редкостей. Теперь эти «Волги» будут выпускаться небольшими партиями (в основном для нужд федеральных министерств) и продаваться по цене, очень недалекой от себестоимости. Ради престижа.

Приняв решение о сокращении выпуска ГАЗ-3111, предприятие делает ставку на микроавтобусы и легковые грузовики семейства «газель».

Кроме того, недавно возобновилось сотрудничество между Горьковским автозаводом и итальянцами. В Турине в присутствии главы российского правительства Михаила Касьянова глава холдинга «Сибирский алюминий» Олег Дерипаска подписал с компанией Fiat меморандум о реализации сразу нескольких совместных проектов.

Переговоры о сотрудничестве ГАЗа с итальянской компанией ведутся уже несколько лет с переменным успехом. И с приходом на завод «Сибала» дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки.

Общая стоимость контракта может составить около 1,5 млрд долл., и если все «срастется», итальянцы на площадях Горьковского автозавода начнут производство трех недорогих (в пределах 7—8 тыс. долл.) моделей легковых автомобилей — Palio, Palio Weekend и Siena.

ДАЕШЬ МАЛОЛИТРАЖКИ!

На Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ), недавно ставшем собственностью «Северстали», смена хозяев также привела к новшествам в ассортиментной политике. Предложенная новым руководством автозавода программа выглядит довольно смело: производство автомобилей предполагается увеличить с 90 тыс. машин в 2001 году до 150 тыс. — в 2005 году.

Как и на АвтоВАЗе, здесь запускают в производство новый внедорожник — модель
УАЗ-3162 повышенной вместимости с двигателем Заволжского моторного завода ЗМЗ-409.

Увеличить объем выпуска продукции рассчитывает и руководство КамАЗа — в полтора раза. Хотя положение у этого предприятия непростое: его долги составляют в общей сложности 141 млн долл. И лишь благодаря ЕБРР, согласившемуся на реструктуризацию половины этой суммы, заводу удалось избежать финансового кризиса. При этом, как единодушно утверждают все эксперты, для спасения завода в срочном порядке необходимо пересмотреть стратегию, модернизировать и расширить производство.

Впрочем, прошлый год оказался для КамАЗа удачным. Десять заводов, входящих в группу КамАЗ и расположенных в Татарстане, перестали приносить убытки.

Предполагается, что дальнейший рост станет возможен за счет популярной микролитражки «Ока». Всего должно быть собрано почти 38 тыс. таких машин.

Кроме того, КамАЗ наконец поставит в серию давно анонсируемые им сверхтяжелые КамАЗ-6520 и КамАЗ-6522 с осевой нагрузкой 13 т. Планируется также резко увеличить выпуск непрофильной продукции — колесных тракторов КТ-240, автобусов повышенной вместимости и газовых двигателей, отвечающих экологическому стандарту «Евро-3».

Этот новый стандарт на токсичность выхлопных газов был введен в странах ЕС в начале 2001 года. Он значительно жестче своих предшественников и уже доставил немало хлопот даже «продвинутым» западным автопроизводителям. Между тем российские автомобильные заводы рассчитывают, что, адаптировав свои двигатели к «Евро-3», они получат выход на внешний рынок.

ФРАНЦУЗЫ ПОД МОСКВОЙ, ЧЕХИ В ОМСКЕ

В отличие от General Motors и Fiat, американский Ford не стал заключать альянсов с российскими автогигантами. Тем не менее компания планирует начало производства на российской территории на ноябрь 2001 года. Вначале с конвейеров ее предприятия, построенного «с нуля» во Всеволжске, будет сходить до 5 тыс. автомобилей в год. А в недалеком будущем объем ежегодного производства вырастет до 23—30 тыс. машин.

Производить свои автомобили в России планирует и S6coda. Концерн уже подписал договор с администрацией Омской области об организации выпуска большегрузных автомобилей марки Tatra. К процессу производства подключатся четыре омских оборонных предприятия, благодаря чему часть комплектующих будет выпускаться «на месте».

Три года назад в Омске планировал разместить сборку своих грузовиков концерн Volvo. Осуществлению его планов помешал августовский финансовый кризис. Сейчас на ПО «Иртыш» выпускаются междугородние автобусы из шведских комплектующих, однако расширять свое присутствие в регионе Volvo пока не спешит.

Чехи более активны: они собираются выпускать в Омске большегрузные самосвалы для разработки горных карьеров. Делегация S6coda вместе со специалистами Минтранса посетила ряд омских оборонных предприятий и остановила свой выбор на Омском заводе транспортного машиностроения, основная продукция которого — танки Т-80У — известна всему миру.

Коренным образом меняет стратегию работы на российском рынке Renault. Еще в конце 1999 года руководители французской фирмы заявляли, что намерены увеличить производство и сбыт машин Dacia (марка, производимая в Румынии) со 100 до 450 тыс. в год — в основном за счет развивающихся рынков. И вот теперь в Renault разработали проект, согласно которому эти недорогие машины будут производиться в Москве.

Главную роль в атаке на новые рынки сыграет модель Dacia WD1, созданная на базе Dacia SuperNova, впервые представленной осенью этого года. Новый автомобиль должен появиться на рынке в 2002 году, но уже в 2003—2004 годах его заменит модель, имеющая пока лишь рабочее название — Х90. Предполагается, что розничная цена WD1 составит 4 тыс. долл., а Х90 — 4,5 тыс.

Ожидается, что первые Dacia выйдут из цехов московского АО «Автофрамос» уже
в 2003 году.