Продолжение пройденного

ИНВАЛИДЫ И ИНВЕСТОРЫ ОСТАЛИСЬ ВНАКЛАДЕ

В июне законодатели сосредоточили свое внимание на налоговых вопросах. Масштабная реформа в этой сфере идет еще с прошлого года. В январе 2001 года были введены единый социальный налог и плоская шкала подоходного налога, а теперь кардинально снижена ставка налога на прибыль. Последняя уменьшилась с 35 до 24%, но отменены все льготы, в том числе и инвестиционная. Одновременно законодатели планируют ввести механизм ускоренной амортизации.

Предприниматели весьма неоднозначно оценивают новый «прибыльный налог». В первую очередь потому, что он может увеличить нагрузку на предприятия, которые в принципе вправе претендовать на особое к себе отношение. Это, например, фирмы, где используется труд инвалидов, а также научные организации, которые сегодня имеют льготы по налогу на прибыль и все полученные деньги, включая и прибыль, направляют на исследования.

Впрочем, инвалиды и ученые — еще не самая большая головная боль, которую принесет власти реформирование ставки налога. Пока неизвестна реакция инвесторов, вложивших «длинные» деньги в крупные проекты.

Виктор Беляев, генеральный директор ГАЗа, так оценивает налоговые новшества: «Если сопоставить новую ставку и отмену инвестиционных льгот, то в целом налоговая нагрузка на предприятия увеличится. Ускоренная амортизация не спасет, ведь средний износ оборудования в стране составляет от 60 до 90 процентов. К тому же при ускоренной амортизации себестоимость ежегодно увеличивается. Она может вырасти до размера выручки, поглотить всю прибыль и привести к увеличению цены продукции. Ускоренная амортизация облегчает жизнь для предприятий сверхрентабельных, а для низкорентабельных она пагубна».

А заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Сергей Штогрин считает, что для инвесторов, вкладывавших средства в долгосрочные проекты, надо предусмотреть возможность возврата денег в том же режиме, при котором они вкладывались.

Появился летом и новый налог, который, впрочем, вступит в силу только с 2002 года, — на добычу полезных ископаемых. Он заменит существующие ныне налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, роялти и акциз на нефть.

И по поводу данного нововведения мнения разделились на прямо противоположные. Представители отраслей, ведущих разработку цветных металлов, особенно золотодобытчики, рады. По их подсчетам, теперь они смогут сократить платежи в казну на 2—3%. А вот нефтяники недовольны. Для них нагрузка, наоборот, возрастет. Связано это с тем, что сегодня для расчета налогов они используют трансфертные (внутренние), а не рыночные цены.

ЛАЗЕЙКА-ТО УЗКА

В июне появились не только новые налоги. Власть научила, как можно отсрочить выплаты по старым обязательствам.

Налоговые долги перед бюджетом можно реструктурировать теперь по новым правилам, установленным Министерством по налогам и сборам. В принципе такая возможность существовала и в прошлом году. Однако срок подачи заявки на реструктуризацию был слишком коротким, и многие не успели.

Теперь же подать соответствующее заявление можно будет до 1 декабря. При этом ходатаям не придется проходить фильтры ФСФО (Федеральной службы финансового оздоровления и банкротства). Налогоплательщика не будут отягощать также и пенями за время рассмотрения заявления на реструктуризацию.

Для начала процедуры рассрочки долга нужно представить налоговикам лишь заявление и график погашения задолженности. А срок рассмотрения этой бумаги ограничивается теперь 30 днями. Напомним, что прежде заявки, особенно от крупных налогоплательщиков, могли рассматриваться сколь угодно долго. За это время набегала новая пеня, не учитываемая при реструктуризации. И к предприятию применялись репрессивные меры. Теперь же государство решило исправить ошибку: прошлогодние пени можно будет реструктурировать в этом году.

Впрочем, не все в прежних правилах было так уж плохо. Например, бонусная система за досрочное выполнение графика погашения задолженности. И этот принцип сохранился.

По словам замминистра по налогам и сборам Александра Смирнова, если организация погасит за два года сумму долга, которая должна быть по графику погашена за три, ей спишут половину просроченной задолженности. Если же за два года выплачена сумма, намеченная к погашению за четырехлетний период, то все оставшиеся долги будут списаны полностью.

И все же радоваться рано. Реструктурировать свои долги смогут далеко не все. Рассрочка по уплате старых долгов будет предоставлена компании лишь в том случае, если в нынешнем году она является исправным их плательщиком. И в этом новые правила жестче прежних, требовавших уплаты всех налогов только за последние два месяца.

СПИРТНОЕ ПОД
КОНТРОЛЕМ

С 1 июня введен новый порядок уплаты акцизов на алкоголь. Отныне его хранение, транспортировка и реализация будут осуществляться на основе режима налогового склада. А это означает, что вся алкогольная продукция до момента реализации должна находиться под контролем налоговиков и быть маркирована региональными спецмарками.

Платить акцизные сборы придется теперь не только производителям — половину этой суммы должен внести оптовик, забирающий продукцию со склада. Изменится и порядок наклейки акцизных марок: одну из них обязан наклеить производитель, а другую, специальную региональную, — оптовик.

Однако пока налоговые склады есть не во всех регионах, поэтому реализовывать остатки продукции (учтенной налоговиками по состоянию на 30 июня) со старой маркировкой можно до 1 сентября 2001 года.

Введение нового порядка реализации алкоголя на первый взгляд не должно коснуться розничного рынка. Ведь так или иначе акцизный сбор уже включен в розничную цену. Но производители сетуют, что цена может увеличиться за счет издержек на транспортировку, склады и строительство самих складов, а также из-за того, что будут разорваны устоявшиеся торгово-закупочные цепочки.

ЗЕМЛЯ И ДЕНЬГИ

Подходит к концу шестилетняя работа над Земельным кодексом. Парламентарии хотя его и приняли, однако оставили открытым самый сложный вопрос: о купле-продаже сельскохозяйственных земель. Его отдали на откуп местным властям.

Напрямую кодекс на разрешает, но и не запрещает оборот сельхозугодий. Поэтому, вводить его или нет, будут решать губернаторы. Каждый в своем регионе.

Но земля — не только сельхозугодья. Земельный кодекс обещает сформировать рынок городских земель, что крайне актуально для российских мегаполисов, и в первую очередь для Москвы.

По кодексу, городские земли, на которых стоят офисы и предприятия, приобретут статус единого объекта — «земля плюс недвижимость». А это значит, что недвижимость нельзя будет приватизировать без земельных участков, находящихся под ней.

Также, согласно кодексу, граждане и юридические лица, «имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения и иные объекты недвижимости», получат право приобретать их в собственность или в аренду. По нормам 17-й главы Гражданского кодекса, которая вступит в силу только с принятием Земельного кодекса, собственник участка получит возможность продавать его, дарить, отдавать в залог или аренду.

Очевидный плюс нового закона в том, что он предусматривает возможность использования земли в качестве залога. Предполагается, что благодаря этому банки станут с большим желанием предоставлять компаниям кредиты. К тому же стоимость земельных участков будет включаться в активы предприятий, а это даст им возможность решительнее выходить на фондовый рынок. Есть надежда и на то, что наконец в полную силу заработают нормы закона об ипотеке.

Не исключено тем не менее, что московские власти будут препятствовать формированию рынка городской земли.

Кодекс требует переоформления прав на бессрочное пользование и пожизненное наследуемое владение участком — в собственность или в аренду. Первое распространяется на предприятия, второе — на граждан (в том числе и на владельцев земельных участков, расположенных в городской черте). Но поскольку в Москве сектор частной застройки чрезвычайно мал, переоформление наследуемых физическими лицами владений особой проблемы не составит (тем более что процесс этот по времени не ограничен). Другое дело — земли, на которых стоят предприятия.

Проблема в том, что в кодексе не указано, кто именно будет определять порядок оформления прав на эту землю. Но в Минэкономики предполагают, что этим все же займутся городские власти. А московские градоначальники расстаются с землей крайне неохотно.

В текущем году доходы от продажи земли запланированы в бюджете Москвы в размере всего 8,6 млн руб., в то время как плата за аренду должна превысить 3 млрд руб. И судя по этим цифрам, столичная мэрия и впредь будет избегать приватизации.

Так что ожидать большого увеличения рыночного оборота городской земли, на который сегодня в масштабах страны приходится только 6% всех сделок с землей, пока не приходится.