Думский недострой

Журнал «БОСС» неоднократно рассказывал об опасностях, связанных с частью второй Налогового кодекса, в период рассмотрения этого документа
(см. статьи в номерах 9/2000 и 10/2000).

Текст законопроекта редактировался, был принят, и с 1 января 2001 года закон вступил в силу.

Прошло всего пять месяцев, но уже понятно, что далеко не все в части второй кодекса так гладко, как хотелось бы.

НДС: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Одним из основных налогов на предпринимательскую деятельность является налог на добавленную стоимость. Глава 21 НК посвящена НДС. В отличие от действовавшего прежде Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» кодекс предполагает, что платить этот налог должны не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Расчет налога на добавленную стоимость — процедура не из легких. Даже для опытных бухгалтеров. А для индивидуалов, ранее никогда не сталкивавшихся с этим налогом и не имеющих бухгалтера в штате, исчисление и уплата НДС, заполнение соответствующих деклараций сами по себе вырастают в настоящую проблему.

Даже у добросовестного налогоплательщика, изучившего главу 21 НК вдоль и поперек, все равно остается целый ряд вопросов. А те нормы, которые кажутся на первый взгляд очевидными, могут таить в себе «мину замедленного действия».

Прежде всего следует обратить внимание на статью 145, предоставляющую возможность получить освобождение от уплаты НДС. Данная статья декларирует, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право не платить НДС, если за три предшествовавших последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности одного миллиона рублей.

Выглядит заманчиво. Однако далеко не всем налогоплательщикам это освобождение действительно выгодно. Игра стоит свеч лишь в том случае, если предприятие или коммерсант-индивидуал реализует свои товары (работы, услуги) непосредственно населению или организациям и частным предпринимателям, которые по тем или иным причинам освобождены от НДС. Плательщикам же НДС иметь дело с теми, кто этот налог не платит, невыгодно. Ведь в этом случае они не смогут применить налоговый вычет, уменьшающий размер их обязательств перед бюджетом.

К сожалению, ни в самом НК, ни в Федеральном законе РФ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» от 5 августа 2000 года нет ни слова о том, как фактически применять 145-ю статью. Предприниматель может исходить из того, что три месяца, финансовые результаты которых дают ему право на освобождение от уплаты НДС, — это октябрь, ноябрь и декабрь 2000 года. И тогда он будет претендовать на получение льготы начиная с 1 января 2001 года.

Однако, как уже показала практика, налоговые органы полагают, что отсчет нужно вести с января, поскольку ранее глава 21 не действовала. То есть, по мнению налоговиков, налогоплательщики могут рассчитывать на освобождение не ранее чем с апреля 2001 года.

Но можно взглянуть на проблему и с другой стороны — глазами предпринимателя (ведь статья 3 части 1 НК недвусмысленно говорит о том, что все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков). Глава 21 (в частности, статья 145) Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2001 года. Следовательно, именно с этого момента налогоплательщики имеют право не платить НДС. А отказ налоговых органов предоставлять льготу с момента ее действия нарушает законные права налогоплательщиков.

Налогоплательщики с небольшими объемами реализации могут претендовать на получение еще одной предусмотренной в НК льготы по НДС. Согласно статье 174, предприятия и индивидуальные предприниматели, чья ежемесячная выручка в течение квартала не превышает одного миллиона рублей, могут платить НДС ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Напомним, что все остальные налогоплательщики платят НДС ежемесячно.

Но снова возникает вопрос: как считать?

Предположим, в течение первых двух месяцев квартала выручка не превышает указанного в статье лимита. Налогоплательщик настроился на получение льготы и, соответственно, НДС не платит. Однако в третьем месяце он неожиданно выручает более одного миллиона рублей. Получается, что право на ежеквартальные платежи утрачено, а это означает, что за первый и второй месяцы должны были производиться ежемесячные платежи. Но они не производились, и налогоплательщику придется платить пени. Кроме того, последует финансовая ответственность за несвоевременную подачу декларации.

Таким образом, переходить на ежеквартальную уплату налога стоит лишь тем, кто уверен, что ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) гарантированно не превысит одного миллиона рублей. А это заметно сужает круг возможных льготников.

ПН: ЛИБЕРАЛЬНЫЕ СЛОЖНОСТИ

Одна из причин, по которой новый Налоговый кодекс заслужил право называться либеральным, — это ставка подоходного налога в размере 13%. Впрочем, это касается лишь резидентов. А для нерезидентов ставка составляет 30%.

Резидентом, согласно новому НК, считается гражданин России или иностранец, который прожил на территории России более 183 дней в календарном году. И если следовать формальной логике, все население России поголовно (даже те, кто никогда не выезжал за границу) с января по июнь включительно резидентами не являются. Ведь контрольный срок еще не истек.

Это означает, что в данный период при выплате зарплат и других доходов организации обязаны удерживать с физических лиц налог по ставке 30%. И только по прошествии полугода, когда станет очевидным, кто из граждан является резидентом РФ, будет делаться перерасчет.

При новом порядке взимания налога на доходы налогооблагаемая база расширяется, а получение льгот вырастает в целую проблему. Налоговый кодекс РФ в части исполнения обязанностей налоговых агентов сформулирован таким образом, что удерживать налог нужно со всех выплат, которые производятся в пользу физических лиц. Причем не только с зарплат и выплат по договорам, предметом которых является выполнение работ или услуг. Налог с доходов должен удерживаться и в том случае, если, например, организация приобретает у физического лица какое-либо имущество.

Однако теперь при удержании налога могут осуществляться только стандартные налоговые вычеты, применяемые ко всем гражданам. Имущественные и социальные вычеты налоговые агенты использовать не могут (напомним, что раньше вычет при приобретении недвижимости мог предоставляться организацией, выплачивающей физическому лицу доходы).

Граждане, которые имеют право на имущественные или социальные вычеты, смогут ими воспользоваться только при подаче декларации в налоговую инспекцию. На практике это означает, что даже льготники вынуждены будут в течение года платить в казну сполна. Перерасчет будет осуществлен только в следующем году, а значит, физическое лицо реально воспользуется последствиями применения льготы с большим опозданием.

Головной болью для плательщиков подоходного налога станет и новый порядок определения даты получения зарплат. Датой получения дохода теперь считается не тот день, когда работник реально получил свои деньги, а последний день месяца, за который зарплата была начислена. Но зачастую начисление зарплаты и ее получение не совпадают. Более того, долги по зарплате работодатель может погасить только в следующем календарном году. Однако налоговая инспекция теперь вправе требовать, чтобы работник заплатил налог с денег, которые на самом деле еще не получил.

ЕСН: CОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

К серьезным недоработкам законодателей можно отнести противоречие между статьями 235 и 236 НК, регламентирующими порядок уплаты единого социального налога.

В качестве плательщиков ЕСН статья 235 Налогового кодекса РФ называет «работодателей, производящих выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные предприниматели, родовые общины малочисленных народов Севера, фермерские хозяйства, физические лица)».

Исходя из этого следует, что налог должен уплачиваться с выплат, производимых работодателями наемным работникам (то есть с зарплат, материальной помощи и др.).

Однако статья 236 гласит, что объектами налогообложения для работодателей признаются не только выплаты в пользу работников, но и вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Такие договоры регулируются Гражданским кодексом РФ и отличаются от трудовых соглашений, предусматривающих выплату заработной платы. В частности, потому, что в данном случае заказчика интересует прежде всего конечный результат и сроки выполнения работы. А не то, как и когда эта работа выполняется.

Таким образом, вознаграждение по гражданско-правовому договору в строгом юридическом смысле не может считаться аналогом зарплаты. Поэтому, если в качестве налогоплательщиков статья 235 Налогового кодекса РФ называет работодателей, производящих выплаты наемным работникам, объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты в пользу только наемных работников. Но статья 236 говорит о том, что налогом облагаются не только такие выплаты, но и другие.

Налицо явное противоречие, которое порождает массу проблем для организаций и физических лиц, а также вызывает множество споров среди специалистов в области налогообложения.

Новый кодекс предусматривает возможность уплачивать ЕСН по пониженным ставкам. Всего существуют четыре шкалы. Налогом по самой высокой ставке (35,6%) облагаются работодатели, которые выплатили нарастающим итогом с начала года каждому сотруднику до 100 тыс. руб. (до 8 тыс. руб. в месяц). На минимальную ставку (105,6 тыс. руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.) можно рассчитывать лишь в том случае, если доход с начала года нарастающим итогом на каждого сотрудника превысил 600 тыс. руб. (50 тыс. руб. в месяц).

Однако далеко не все могут выплачивать своим сотрудникам столь значительные суммы. Поэтому применительно к большинству работодателей право на снижение налогового бремени по отчислениям во внебюджетные фонды оказывается просто фикцией.

Известно, что сейчас прорабатывается вопрос о снижении границ регрессивной шкалы ставок. Остается только надеяться, что после внесения изменений большинство работодателей смогут реально применять принцип регрессии.