«Мы создали собственный курс MBA»

ЗАДУМКА ЗИМИНА

В 1999 году в работе с кадрами компании «Вымпелком» произошли кардинальные изменения, основной задачей которых было создание внутреннего подразделения по обучению персонала компании и налаживание внутрикорпоративной образовательной системы. Был создан специальный отдел по работе с персоналом, директором которого стала Марина Олешек. Задачу перед ней генеральный директор АО «Вымпелком» Дмитрий Зимин поставил непростую: разработать адаптированный курс лекций на основе российского МВА для обучения сотрудников компании.

Создание «внутреннего МВА» было продиктовано желанием повысить уровень образования в компании. Именно в повышении квалификации сотрудников Дмитрий Зимин видит реальную возможность для организации эффективно реагировать на быстро развивающийся рынок, активный рост пользователей сотовой связи и действия конкурентов.

По мнению руководства «Вымпелкома», было нецелесообразно отправлять работников учиться в Европу или США: в государствах со стабильной экономикой не смогут рассказать о сложностях работы на новом растущем рынке, в стране с другим менталитетом. Отправлять сотрудников учиться в российские бизнес-школы по программам МВА руководство компании не стало по двум причинам: лишние финансовые затраты и отрыв персонала от рабочего процесса. Плюс ко всему не адаптированный к телекоммуникационному рынку МВА не смог бы принести пользу персоналу «Вымпелкома». Пришлось действовать своими силами.

При взаимодействии с Высшей школой экономики и бизнес-школой МИРБИС был создан «Университет БИ ЛАЙН», в рамках которого сотрудники отдела по работе с персоналом разработали две программы: курс для менеджеров среднего звена на базе МВА и курс лекций для топ-менеджеров. В совокупности эти курсы отвечают потребностям всей компании — от обычного технического сотрудника до руководителей подразделений и проектов.

После успешной двухлетней внутренней работы университета было принято решение сделать его внешним — поделиться накопленными знаниями с сотрудниками других компаний. Во-первых, у «Вымпелкома» уже есть богатый практический опыт работы на рынке, который, несомненно, будет интересен не только сотрудникам этой фирмы. А во-вторых, компания готова этот опыт передать.

По договору с ВШЭ, МИРБИСом, экономическим факультетом МГУ руководители «Вымпелкома» — Дмитрий Зимин, Марина Олешек, Владимир Преображенский — будут читать курсы лекций и в этих школах, проводить семинары. Тематика лекций различна: отношения бизнеса и власти, антикризисное управление, управление персоналом, связи с общественностью.

ВСЕ — ЗА ПАРТУ!

Курс для среднего менеджмента на базе МВА охватывает целый спектр тем, длится около года, после чего «студенты» защищают диплом и получают сертификат.

Для курса собраны ключевые модули, основанные на системе образования МВА, но с прицелом на интересы и направление деятельности компании. Приглашенные преподаватели из ВШЭ и МИРБИСа читают лекции, адаптированные и переработанные для сотрудников телекоммуникационной компании. «Университет БИ ЛАЙН» также приглашает тренеров из ведущих бизнес-школ для проведения практических тренингов.

Основные модули курса включают финансовый блок, маркетинговый блок, отдельные лекции по маркетингу и коммуникациям, которые читает менеджер Microsoft Гамид Костоев. Также в обучении предусмотрен модуль по менеджменту, который ведет Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента Государственного университета «Высшая школа экономики», и модуль «Управление проектами».

Каждый тематический блок включает лекции, семинары, контрольные работы, тренинги. Например, финансовый модуль длится четыре дня: два рабочих по четыре часа и полностью выходные.

Для обучения на курсах формируется несколько групп сотрудников, прошедших предварительное собеседование, которые затем выбирают интересующую их программу. Поступить в «Университет БИ ЛАЙН» может любой работник компании, написав заявление и обосновав свое желание. Из основных требований к будущему студенту можно назвать, пожалуй, знание английского языка на хорошем уровне. Остальное выясняется при собеседовании, где присутствуют психолог, первые лица компании, а также руководитель отдела по работе с персоналом. Как правило, в обучении не отказывают никому.

В самом начале курса сотрудников проводят через серьезный психологический тренинг — «Навыки работы в команде». В процессе обучения проводятся и другие тренинги: по тайм-менеджменту, ведению переговоров, ведению презентаций и так далее.

В рамках обучения обязательна преддипломная практика. Она проходит в других подразделениях компании, которые выбирает слушатель. Например, сотрудники абонентской службы могут стажироваться в отделе маркетинга, в технической службе, в отделе по связям с общественностью. Помимо этого, практику можно проходить и в партнерских компаниях за рубежом.

В конце 2000 года в университете прошел выпуск первых тридцати слушателей. Комиссия под председательством Дмитрия Зимина выслушивала дипломы и «гоняла» студентов по всем курсам.

Дипломы готовятся по самым разным направлениям с учетом того, чтобы затем теоретические знания применить в работе компании. Например, в первом выпуске были представлены работы по внутрикорпоративным телекоммуникациям, по устройству call-центра, которые теперь успешно реализуются в «Вымпелкоме».

Порядка половины сотрудников, обучающихся в нашем университете, были повышены в должностях: перешли на более статусную работу или возглавили крупный проект. Это реальные результаты данного образования.

ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ

Направление для топ-менеджмента компании было разработано всего год назад, но уже приносит свои плоды. Дмитрий Зимин и другие руководители приглашают ведущих бизнесменов, экономистов и политиков для проведения так называемых лекций-конференций за «круглым столом». Они также проходят под эгидой проекта «Университет БИ ЛАЙН».

Подобные лекции для руководства компании проводили Анатолий Чубайс, Борис Немцов, Александр Починок, Каха Бендукидзе, Владимир Платонов, Герман Греф. Основной их задачей является представление объективной информации о развитии макроэкономики, от которой напрямую зависит российский рынок — соответственно, и работа «Вымпелкома». Информация из первых рук о тенденциях на рынке помогает руководству компании правильно строить бизнес, направлять компанию в нужное русло.

Такие встречи за «круглым столом» дают возможность организации ознакомить «преподавателей» с продукцией компании, ее структурой и миссией. Ведь многие политики и бизнесмены даже не задумываются над тем, телефонами какой компании они пользуются. Подобное общение позволяет ознакомить их с технологиями «Вымпелкома», завязать контакты.

Конечно, внутрикорпоративный МВА отличается от внешнего. Не говоря уже о том, что выдаваемый в конце обучения сертификат котируется только внутри «Вымпелкома». Но у него есть свои очевидные плюсы.

Во-первых, такое обучение проходит без отрыва от производства. Преподавателей приглашают в компанию, они проводят лекции и семинары, а полученные знания сотрудники могут тут же применять на практике.

Во-вторых, все программы разрабатываются с учетом специфики компании. В них сокращается объем изучаемых предметов, что позволяет сделать упор на темах, интересных и необходимых для компании. Сотрудники могут выбирать направление обучения, интересные им темы.

В-третьих, с одной стороны, компания получает сотрудника, профессионально подкованного, имеющего знания и навыки в той области, которая необходима для развития общего дела. А с другой стороны, работник, прошедший обучение, получает реальную возможность для продвижения по службе внутри компании.

В-четвертых, такое обучение экономит компании деньги, позволяет руководителям самостоятельно следить за ходом обучения, своевременно вносить коррективы, выбирать преподавателей, основываясь на авторитетных рекомендациях.

Записала Юлия АНДРЕЕВА