Трейдерам запретят торговать

НЕФТЬ УТЕКАЕТ

Долгое время экспорт нефтепродуктов оставался по существу вне контроля государства. Инструментами регулирования вывоза «черного золота» были пошлины и задания по обязательным поставкам сырья на переработку.

В прошлом году экспортные пошлины на нефть были увеличены примерно вдвое. Но это мероприятие так и не решило двух основных проблем отечественного нефтегазового комплекса: потребители не были надежно обеспечены нефтью и нефтепродуктами, и продукты эти по-прежнему попадали в отдаленные регионы страны с задержкой. Происходило так потому, что нефть шла преимущественно на экспорт.

Директивные задания по обязательному распределению нефтяного топлива между внутренними потребителями мало влияли на ситуацию.

Сложное положение с нефтью на внутреннем рынке усугублялось еще и тем, что до трети экспортных квот было предоставлено ряду фирм, никак не связанных с добычей или переработкой нефти, — трейдерам. При этом они вывозили лишь на 15—20% меньше того, что вывозили сами нефтяники.

КНУТ И ПРЯНИК

В 2001 году ситуация изменилась. Правительство продемонстрировало настойчивое желание управлять поставками нефти и нефтепродуктов.

С 1 января 2001 года стали говорить о введении аукционов по квотам на вывоз нефти и нефтепродуктов за пределы страны. Глава правительственной комиссии по доступу к магистральным трубопроводам вице-премьер Виктор Христенко так прокомментировал этот проект: «Нужно, наконец, ограничить нефтяную контрабанду. А сделать это возможно с помощью равноправного доступа к экспортным поставкам на конкурсной основе».

При введении аукционов не менее четверти общего объема нефтеэкспорта будет, по прогнозам аналитиков, распределяться на аукционных торгах. Это решение поставило бы в не слишком выгодное положение, конечно, не только «чистых» нефтетрейдеров, но и интегрированные нефтяные компании.

Но в середине февраля правительство сделало нефтяникам приятный сюрприз: снизило экспортные пошлины на нефть.

Этому предшествовала продолжительная борьба представителей нефтяных компаний с Министерством финансов, которая усугублялась негативным отношением со стороны министра—первого заместителя председателя правительства Алексея Кудрина к любым налоговым льготам. Тем не менее пошлины были снижены с 48 до 22 евро за тонну.

СЮРПРИЗ ДЛЯ СПЕКУЛЯНТОВ

В конце весны ожидается квинтэссенция реформы регулирования: правительство намеревается запретить перепродажу права на экспорт нефти компаниям, не владеющим лицензией на добычу этого сырья.

Положение о переуступке действовало с 1995 года. Согласно этому документу право на экспорт нефти можно свободно перепродавать любой другой зарегистрированной в России компании, независимо от ее сферы деятельности. Предусмотренные законом ограничения распространяются лишь на компании, получившие дополнительные квоты, на должников перед бюджетом и на тех, кто уже получил право экспорта нефти по переуступке. В целом же ежеквартально в России перепродавалось право примерно на 1,5 млн. тонн нефти, то есть на 5% нефтяного экспорта.

В апреле 2001 года вице-премьер Виктор Христенко поручил Минэнерго подготовить новое постановление, по-новому регулирующее отношения в области переуступки прав на экспорт нефти. В нем в частности предполагается ввести запрет на переуступку таких прав компаниям, не владеющим лицензией на добычу нефти.

По мнению разработчиков, постановление будет направлено главным образом против спекулянтов, а также тех, кто стремится продать нефть за границу, игнорируя принцип равного доступа к экспортной трубе.

Больше всего запрет на переуступку навредит нефтетрейдерам и компаниям, получающим экспортные квоты под различные федеральные программы. Впрочем, аналитики считают, что рынок покупки и перепродажи прав на экспорт нефти уже сложился и его игроки не захотят лишаться своих позиций. Соответственно, трейдерские компании будут искать любые способы, чтобы обойти этот запрет.

Как ни странно, новое постановление затронет и крупные нефтяные компании. Дело в том, что в вертикально-интегрированных холдингах лицензиями на добычу нефти часто владеют дочерние структуры, но при этом практически весь объем экспорта и большая часть финансовых потоков идут через головные организации.

Возможно, для таких компаний разработчики предусмотрят льготы: разрешат «дочкам» переуступать право экспорта головной фирме. Однако вне зависимости от благосклонности чиновников Минэнерго вертикально-интегрированные компании могут решить эту проблему путем консолидации и перехода на единую акцию. А именно этим сейчас и занимаются практически все крупнейшие российские нефтяные холдинги.