Обзор событий в регулировании бизнеса

НАЛОГИ

Депутаты приняли главу 25 второй части Налогового кодекса — о налоге на прибыль, которая должна вступить в силу с 1 января 2002 года. Прежде заявлялось о том, что законопроект уже согласован между думцами и кабинетом министров. Однако хотя в Думе документ и был одобрен практически единогласно, правительство уже на следующий день все свое заседание посвятило внесению в него новых поправок.

Члены кабинета в частности посчитали нужным лишить регионы возможности самостоятельно предоставлять льготы по налогу на прибыль в той его части, которая поступает в местные бюджеты. Кроме того, правительственные эксперты не хотят наделять региональных законодателей правом снижать ставку налога.

Не устраивает правительство и одобренный депутатами порядок распределения средств между центром и регионами. (Законопроект устанавливает единую ставку налога в размере 35%. 10% предполагалось направлять в федеральный бюджет, 20%— в бюджет субъекта Федерации и до 5% — в муниципальный бюджет.)

Цена вопроса велика: налог на прибыль составляет пятую часть всех поступлений в бюджет. По словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, «регионы зачастую предоставляют налоговые льготы для того, чтобы потворствовать недобросовестной конкуренции». В прошлом году объем «поблажек» составил более 80 млрд. рублей. Поэтому, считают в Минфине, распределение налога на прибыль необходимо утверждать ежегодно в рамках бюджетного процесса.

Минфину, МНС и Минэкономразвития поручено подготовить поправки к указанному законопроекту. Им в частности предстоит проработать понятие налогового резидента. Вводя институт налогового резидента, правительство хочет приравнять иностранные компании, которые управляются из России, к местным компаниям. А это значит, что им придется платить налоги с доходов, получаемых не только в России, но и во всем мире.

С азартом взявшись за работу над проектом, правительство и депутаты, кажется, забыли, что еще в 1999 году Конституционный суд признал противоречие между порядком взимания налога на прибыль и Основным законом страны. Напомним, что датой получения дохода считается день отгрузки (реализации) товара (услуги), а не день оплаты. А это означает, что государство претендует на получение «доли» в доходах, которые фактически еще не получены.

А вот в вопросе внесения поправок в Закон о вмененном налоге у законодателей и исполнительной власти разногласий не возникло. По предложению правительства парламентарии внесли в Закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» поправки, максимально упрощающие форму свидетельства об уплате налога.

Сегодня свидетельство выдается налогоплательщикам только на период уплаты налога, то есть на каждый платеж. А согласно законопроекту налогоплательщики станут получать этот документ сразу на три года. В нем и будет проставляться отметка об уплате…

Видимо, скоро в России единых налогов станет больше. Кроме единого социального и единого вмененного, появится еще и единый сельскохозяйственный налог. Госдума одобрила во втором чтении поправки на этот счет в Закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Хотя новый налог назван единым, он не заменит собой всех платежей, которые сельхозпроизводители обязаны уплачивать в соответствии с Налоговым кодексом.

Наряду с ним крестьяне по-прежнему должны будут вносить НДС, акцизы, экологический налог, налог на покупку иностранных денежных знаков и таможенные платежи.

И тем не менее переход на новую систему расчетов с казной станет для них выгодным. Сумма единого налога включает в себя совокупный объем затрат на оплату полагающихся налогов и сборов. Ставка единого налога, зафиксированная в рублях, будет зависеть от «сопоставимой кадастровой стоимости» одного гектара угодий, находящихся в распоряжении фермера или хозяйства. Поэтому прежде чем вводить налог у себя в регионе, местные власти должны определить среднюю кадастровую стоимость земель.

Налоговый период для единого сельхозналога — календарный год, а его ставка будет действовать в течение нескольких лет.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Дума одобрила поправки в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», значительно смягчающие валютное законодательство страны. Согласно этому проекту физические лица смогут в течение года купить иностранные ценные бумаги на сумму до 75 тыс. долларов.

При этом граждане обязаны уведомлять о сделке налоговые органы и проводить подобные операции через российские банки.

Сделки, связанные с импортом машинно-технической продукции, с подрядами на строительные работы за рубежом, с операциями страхования и перестрахования, будут освобождаться от обязательного возврата в Россию полученной валютной выручки в трехмесячный срок. Поправки также расширяют перечень неторговых операций, которыми валютные контролеры заниматься не имеют права. Утвержден и перечень органов, наделенных полномочиями валютного контроля.

Против законопроекта уже выступили Минфин и Центробанк, недовольные размером установленного проектом лимита на покупку иностранных ценных бумаг. По мнению заместителя председателя Центробанка Виктора Мельникова, это увеличит отток капитала из страны.

СТРАХОВАНИЕ

Сегодня вне системы обязательного страхования находится лишь 8% мирового автомобильного парка, и более 5% приходится на Россию. И вот после пяти лет неудачных попыток Госдума наконец одобрила законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев».

Как пообещал заместитель председателя Комитета по кредитным организациям Госдумы Владимир Тарачев, страховка не станет налогом на автовладельцев. Закон не устанавливает тарифы по страхованию, это станет прерогативой страхнадзора. Размер взносов будет зависеть от статистических данных ДТП в регионе и сумм ущерба от этих аварий (ввиду нестабильности этих показателей ставку предполагается пересматривать ежегодно), а также от квалификации и стажа водителя. При этом страхование ответственности будет стоить автовладельцу не более 400 рублей в год, а за отсутствие на лобовом стекле страховой карточки водителей станут штрафовать на сумму от 0,5 до 1 МРОТ.

Согласно законопроекту определенная договором страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить убытки потерпевшим аварию, будет не менее 400 тыс. рублей. При этом максимальная величина страховой выплаты в части возмещения ущерба здоровью составляет 160 тыс. рублей (если пострадал один человек), по возмещению вреда имуществу — 120 тыс. рублей (если разбита одна машина). Если же в ДТП пострадали больше одного человека, то первая сумма возрастает на 80 тыс. рублей, а стоимость ремонта машины — на 40 тыс. рублей.

Новые размеры возмещения призваны восстановить справедливость. По словам заместителя начальника отдела организации дорожного движения ГИБДД Москвы Сергея Кузнецова, сейчас суммы, определяемые судами к возмещению потерпевшим, покрывают не более половины стоимости ремонта машины или лечения потерпевшего.

На рынок страхования автоответственности теперь получат доступ компании, для которых установлен так называемый предел доходности процентов. А в случае банкротства страховщика гарантом выступит Федеральный автотранспортный гарантийный фонд. Он же выплатит страховку, если виновник ДТП скрылся с места аварии.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Нижняя палата парламента одобрила в третьем чтении законопроект «О простых и двойных складских свидетельствах».

Как пояснили в думском Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам, Гражданский кодекс содержит в себе лишь базовые нормы, характеризующие складские свидетельства. Поэтому пока в регионах вместо свидетельств, имеющих статус ценных бумаг, выпускаются обыкновенные векселя. По сути дела, это денежные суррогаты. А складское свидетельство будет обеспечено материальными ценностями, и, кроме того, оно получит более прочную юридическую основу.

Предполагается, что складские свидетельства будут выпускаться двух видов — простые и двойные, то есть состоящие из складского и залогового свидетельств. Обе части двойного свидетельства должны содержать наименование и адрес хранителя, наименование и местонахождение лица, сдавшего имущество на хранение, все количественные и качественные характеристики товара, сроки хранения, порядок оплаты услуг хранителя.

Держателями новых бумаг смогут стать как юридические, так и физические лица. В том числе перерабатывающие предприятия, торгово-закупочные компании или профессиональные участники фондового рынка, банки или же государство, принявшее свидетельства в счет уплаты налоговых платежей.

Депутаты считают, что складские свидетельства, помимо своей основной роли, станут также инструментом ликвидации платежного кризиса. Предполагается, что часть нереализованных товарных запасов предприятий-должников может быть переоформлена в ценные бумаги, выставляемые на продажу или передаваемые поставщикам в счет погашения кредиторской задолженности.