Мнения

Дмитрий КАМЕНСКИЙ,

генеральный директор Lucent Technologies в России и СНГ:

«Интерес к новым технологиям растет»

В прошлом году от Lucent Technologies отделился департамент по производству учрежденческих производственных автоматических телефонных станций (УПАТС). Поэтому я могу судить о развитии телекоммуникационных систем только на основе собственного опыта взаимодействия с УПАТС и работы всей нашей компании.

Сегодня в «продвинутых» фирмах сотрудники имеют возможность использовать все услуги связи непосредственно на своем рабочем месте. Им доступна конференц-связь, голосовая почта и переадресация вызова, получение голосовых сообщений на персональный компьютер и другие функции, которые есть в любой современной АТС.

Наличие такой системы связи в компании позволяет лучше организовать работу в офисе, а также экономит время. Однако не каждая фирма может позволить себе оснастить офис подобными УПАТС. Тому есть две причины. Во-первых, современные телекоммуникационные системы дороги. Во-вторых, руководители зачастую просто не понимают, какие преимущества получит компания в результате внедрения этих систем.

Но в последние год—полтора ситуация постепенно меняется.

Операторы связи активно внедряют высокоскоростной доступ на базе технологий цифровой абонентской линии, что позволяет им предложить клиентам широкий спектр услуг по передаче голоса, видео и данных.

Растет спрос и на решения на базе различных аппаратно-программных платформ, которые служат для создания беспроводных офисных локальных выделенных сетей (ЛВС), обеспечивают доступ в Интернет и позволяют объединять удаленные локальные сети.

К сожалению, крупные российские компании все еще предпочитают создавать и самостоятельно обслуживать свои телекоммуникационные сети. Это порочная практика, но ее ждет скорый конец. Предприниматели постепенно приходят к пониманию того, что каждый должен заниматься своим делом: компания — вести основной бизнес, а оператор — эффективно обеспечивать все разнообразие необходимых для этого услуг связи.

Татьяна КУЗНЕЦОВА,

руководитель департамента систем связи компании КРОК:

«Потребность в современных телекоммуникационных системах сейчас ощущают практически все»

На телекоммуникационном рынке наблюдается любопытная картина. Наличие в компании «продвинутых» телекоммуникационных технологий зависит от ее уровня, прогрессивности взглядов руководства и, естественно, от средств, которые компания может вложить в собственную систему связи.

Потребность в приобретении системы связи ощущают практически все компании. Однако из-за высокой стоимости их основными покупателями являются крупные банки, зарубежные компании, федеральные и муниципальные органы.

Например, мы работали с Новосибирским Сбербанком, корпорацией «Штерн-Цемент», Управлением строительного комплекса г. Москвы и другими. Компании такого уровня нуждаются в голосовой связи, в конференц-связи и других возможностях телекоммуникационных систем. Они, как правило, строятся на основе техники Avaya (лидера на российском рынке по числу проданных портов в 1999 году). Это оборудование уже 10 лет на российском рынке и зарекомендовало себя как высокопроизводительная, надежная и современная техника, полностью адаптированная под все специфические условия и требования отечественных сетей.

В бюджетных организациях, а также на многих промышленных предприятиях системы связи находятся в плачевном состоянии. Они устарели еще несколько лет назад — и физически, и морально.

Традиционно внедрению телекоммуникационных систем на российских предприятиях препятствует отсутствие соответствующей статьи в бюджете компании. Нередко добавляется и непонимание преимуществ, которые эти технологии могут дать организации, консерватизм руководства.

Если же говорить о конкретных системах связи, то предпочтения покупателей зависят как от ее технологических характеристик, так и от задач клиента.

В сегменте малого бизнеса популярны станции Panasonic и LG, так как они достаточно дешевы и имеют необходимый функциональный минимум.

Средние и крупные компании, а также территориально распределенные по стране корпорации приобретают станции другого класса — Definity Avaya, Hicom Siemens, MD110 Ericsson, Meridian Nortel. Это оборудование обладает высокой мощностью, надежностью, функциональной насыщенностью и может быть интегрировано в корпоративные сети.

Большое значение имеет и сложившийся у заказчика корпоративный стандарт. Например, если крупная корпорация интегрирует в свою сеть, построенную на оборудовании Avaya, новую компанию, то и там будет установлено оборудование той же марки. Причины понятны: техника одного производителя требует меньших интеллектуальных и финансовых затрат на обслуживание.

Одной из самых передовых технологий остается IP-телефония. Популярность набирает и так называемая «конвергенция» — объединение передачи голоса и данных, создание мультисервисных корпоративных сетей.

Еще одно направление, очень широко внедряемое сегодня по всему миру и получающее развитие на российском рынке, — создание так называемых операторских центров. Интерес к этому решению проявляют, в первую очередь, компании, зарабатывающие деньги на телефонном сервисе (провайдеры телефонных услуг, справочные службы, компании по продаже билетов, торговые фирмы), а также представители муниципальных структур (службы спасения, пожарной охраны, скорой помощи, милиции).

Наш опыт и опыт компаний, с которыми мы работаем, показывает не только быструю окупаемость затрат на приобретение оборудования операторского центра, но и финансовую выгоду от оптимизации работы компании. К сожалению, пока косное мышление некоторых руководителей препятствует широкому распространению операторских центров.

Если же говорить о наиболее актуальных вопросах развития телекоммуникаций в российских компаниях, то это развитие канальной инфраструктуры и внедрение корпоративных мультисервисных сетей.

Заказчик зачастую обращается в телекоммуникационную компанию за решением локальной задачи (например, установки одной-двух телефонных станций). Но потом, анализируя результаты предпроектного исследования (так называемого аудита), нередко решает модернизировать сети передачи данных, оптимизировать свои затраты на их обслуживание и оплату трафика провайдерам.

Николай КОРНЕВ,

президент российской телекоммуникационной компании «Гудвин-Европа»:

«Основное направление развития телекоммуникаций — «мобильный офис»

Учрежденческие производственные автоматические телефонные станции (УПАТС) внедряются в России с 1990 года. Тогда основными продавцами телекоммуникационного оборудования были компании, поставляющие широкий спектр техники: городские (ГАТС) и сельские (САТС) автоматические телефонные станции, междугородные и международные телефоны (ММТ), системы передачи данных и др. Среди таких компаний можно назвать Siemens, Alkatel, Ericsson, Lucent Technologies, Nortel. Они и до сих пор сохраняют лидирующие позиции на этом рынке.

До кризиса 1998 года наблюдался значительный спрос на УПАТС с различной емкостью и набором услуг, а ежегодный рынок оценивался в десятки миллионов долларов. Крупные корпоративные клиенты — МПС, Газпром, РАО «ЕЭС», Транснефть, Телекомнефтепродукт, МВД, МО, ФДС — выбирали одного или двух поставщиков учрежденческих станций и с их помощью оснащали офисы, предприятия и технологические площадки теми или иными системами связи.

После кризиса ситуация изменилась. Крупные телекоммуникационные компании по-прежнему обслуживали корпоративных клиентов, но на рынок пришли и производители более дешевых систем офисной связи из стран Юго-Восточной Азии, Японии (Matsushita, NEC), Кореи (Samsung, LG), Тайваня и Сингапура. Их продукция была проще по технологическим характеристикам и позиционировалась в средней и нижней ценовых нишах. Новые участники рынка не имели собственных представительств, сервисных центров, и их продукция распространялась преимущественно через дилерские сети.

Такая расстановка сил сохраняется до сего дня. Однако появилась и новая тенденция — российские разработчики УПАТС вытесняют западных конкурентов с отечественного рынка. Это особенно заметно там, где необходимы доработки в «железе» или программном обеспечении. Например, российские производители практически полностью удовлетворяют потребности отраслевой телефонной сети (ОТС) Министерства путей сообщения; наши компании преобладают среди поставщиков аппаратуры дальней автоматической связи энергетиков (АДАСЭ). Технически конкурентоспособна и такая громоздкая российская система, как «Квант-Е». Но чтобы вывести ее на рынок, необходимо снижение цены до уровня себестоимости.

Телекоммуникационный рынок пока далек от насыщения. Наряду с предприятиями, практически завершившими модернизацию своих сетей связи на основе новейших технологий, остается масса фирм, которые пока не в состоянии приобрести даже самые дешевые АТС.

Подавляющее большинство клиентов телекоммуникационных компаний сейчас уже знают, что из 100 функций, имеющихся в различных УПАТС, нормальный сотрудник использует десять, умный — пять, а начальник — всего одну. Поэтому среди крупных компаний, автоматизирующих свой офис, наблюдается следующая тенденция: они платят не за число функций и качество оборудования, а за его марку (например, Siemens, Ericsson, Alkatel).

Для представителей малого и отчасти среднего бизнеса (аптек, библиотек, частных магазинов, предприятий сервисного обслуживания) характерно использование малых офисов, так называемых small office — home office (SOHO). Это станции малой емкости, поддерживающие от 16 до 24 абонентов с одной-двумя входящими городскими линиями. Достоинствами SOHO являются невысокая цена и наличие нескольких действительно нужных функций: переадресации, перехвата звонка, громкой связи и т.д.

Основное направление развития телекоммуникаций на сегодня — движение в сторону так называемого «мобильного офиса». Это тот же самый УПАТС, но снабженный микросотовой связью в офисе и голосовым сервером. В последние полтора года такие системы пользуются большой популярностью.

Также спрос предъявляется на технологические приложения с использованием абонентских устройств микросотовой связи. Они применяются в области складского хозяйства, где необходимы регистрация, учет продукции по штрих-кодам и передача данных в центральную базу.