Похолодание в мороженном бизнесе

Развитие «индустрии холода» давно признано правительством и аналитиками одним из главных направлений, обеспечивающих сохранность отечественной сельскохозяйственной продукции и снабжение населения качественными недорогими продуктами. Эта отрасль активно развивается, особенно после кризиса. В прошлом году она переработала на 10% сельхозпродукции больше, чем в позапрошлом. В том числе 56 тысяч тонн натурального молока, 24 тысячи тонн цельного сухого молока, 24 тысячи тонн сгущенного цельного молока, 6,5 тысячи тонн сухого обезжиренного молока, 15 тысяч тонн сгущенного обезжиренного, 35 тысяч тонн сливочного масла. И все же у современной российской индустрии холода немало проблем.

СПРОС ПАДАЕТ

В начале 90-х годов производство мороженого в России сократилось из-за тяжелого экономического положения и массовых поставок на рынок импортной продукции, в основном польской и немецкой. Мировые гиганты индустрии мороженого начали агрессивное нашествие на нашу страну, продвигая свои торговые марки.

Но большинство россиян по-прежнему предпочитали продукцию отечественного производителя. И это позволило нашим мороженщикам выжить, приспособившись к условиям рынка. Параллельно создавалась единая сбытовая цепь — от склада производителя или продавца до морозильного прилавка розничного торговца мороженым и быстрозамороженными продуктами. Сегодня все чаще мороженое продается в фирменных киосках, в специализированных кафе и магазинах.

С конца 90-х годов наряду с государственными предприятиями на российском мороженном рынке стали действовать и частные компании: «Метелица», «Волшебный фонарь», «Молочные братья». Сегодня в России мороженое производит около 300 предприятий, мощности которых позволяют выпускать более 800 тысяч тонн продукции в год.

За последние пять лет производство мороженого в России возросло: если в 1996 году было произведено примерно 223 тыс. тонн, то в 2000 году — 338 тыс. тонн. Впрочем, многие эксперты говорят о кризисе в отрасли.

Связано это, в первую очередь, с тем, что потребление мороженого в стране сокращается.

Результаты 2000 года были для российских мороженщиков неутешительными. Потребление мороженого в России за последние пять лет не превышало 340—350 тыс. тонн. Для сравнения: в советские времена эта цифра достигала 450 тыс. тонн. Среднестатистический россиянин за год съедает 2,5—3 кг мороженого — это втрое меньше, чем житель Европы, где средний уровень потребления составляет 8 кг на человека, и в семь раз меньше, чем в США — 20 кг в год. В 2000 году общее потребление мороженого в России сократилось по сравнению с 1999 годом на 3,5%, составив 338 тысяч тонн.

ИМПОРТЕРЫ ОТСТУПАЮТ

В отличие от других отраслей отечественной пищевой промышленности сегодня конкуренция с западными производителями не является основной причиной бедствий наших мороженщиков. За последние три года импорт мороженого в Россию сократился в 8 раз и не превышает 3,6 тыс. тонн в год (около 1% объема потребления).

К тому же англо-голландская компания Unilever, работающая на нашем рынке с 1998 года, в начале февраля объявила о прекращении производства своего мороженого в России. Производитель знаменитой «Альгиды» продавал в нашей стране 17 сортов мороженого. Часть этой продукции привозили из Венгрии и Турции, а остальное производили на двух подмосковных предприятиях.

По оценке экспертов, под маркой «Альгида» выпускалось около 1500 тонн мороженого в год. Сейчас представители компании заявляют, что производство мороженого никогда не было приоритетным направлением деятельности компании в России, просто она изучала российский рынок. Впрочем, эксперты говорят, что работа на отечественном рынке не дала компании ожидаемого результата. Российский потребитель консервативен и предпочитает «наше» мороженое.

Спад потребительского спроса на «замороженное молоко» некоторые специалисты объясняют тем, что отечественная продукция практически не рекламируется. Союз мороженщиков, в который входит порядка 250 предприятий отрасли, намерен переломить ситуацию и с начала сезона мороженого (с мая этого года) заняться рекламой своей продукции. По словам исполнительного директора союза Валерия Елхова, для рекламной кампании предприятия отрасли создали целевой фонд, в который на сегодняшний день внесено порядка 250 тыс. долларов.

В конце декабря уже был объявлен тендер среди рекламных агентств на проведение акции в поддержку мороженого. Саму кампанию планируется запустить в начале «холодного» сезона — в мае — июне.

Впрочем, другие эксперты говорят, что эта мера не поможет: денег выделено очень мало, и потом, реклама вряд ли будет серьезно способствовать повышению потребления мороженого.

РЕГИОНАЛЫ НАСТУПАЮТ

Свои проблемы — у московских мороженщиков. Постепенно столица сдает свои позиции в этой отрасли региональным производителям. Фактически два года подряд столичные мороженщики работают на грани убыточности.

Каким бы жарким ни было лето, на объеме продаж московских хладокомбинатов это не сказывается: год от года они падают. Причин называют несколько: засилье региональных производителей, низкая покупательная способность населения, которое теперь в жару все чаще переходит на газировку. И главное — цены на московское мороженое значительно выше по сравнению с ценами на региональное, к тому же ассортиментная политика у москвичей недостаточно гибкая. У иногородних производителей дешевое сырье, дешевая рабочая сила, дешевая аренда — поэтому и цены на их продукцию ниже, считают эксперты.

И если по стране в целом производство мороженого несмотря ни на что год от года растет (благодаря региональным заводам), то в Москве ситуация противоположная — производство мороженого падает. За последний год в целом по России выпуск «мороженого молока» увеличился на 8%, в то время как по Москве снизился на 20%.

Сегодня объем продаж московских производителей мороженого составляет 35% от общего объема продаж в городе, хотя производственные мощности комбинатов позволяют полностью удовлетворить потребность города. Так, производственная мощность 5 предприятий, входящих в ассоциацию, составляет 45—50 тыс. тонн мороженого в год, однако сегодня их рентабельность равна 2—3%.

По данным ассоциации «Столичное мороженое», объединяющей крупнейшие московские хладокомбинаты («Айс-Фили», «Сервис-Холод», хладокомбинат № 7) и контролирующей около 60% московского рынка, общее падение производства на предприятиях — членах ассоциации составило 14%. В итоге вся группа компаний «Столичное мороженое» выработала только 46 тыс. тонн.

Известно, что московские производители мороженого в 2000 году не выполнили план на 25—30%. Например, ОАО «Севис-Холод» снизило объемы производства примерно до 12 тыс. тонн. Производители объясняют эту ситуацию ростом цен на сырье, основная часть которого импортируется, и отсутствием льготных кредитов для предприятий отрасли. Правы ли они, покажет время.