Кушать подано онлайн

ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Кулинарная тематика в Рунете представлена прежде всего многочисленными сайтами, созданными по образу и подобию знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище». Некоторые из них имеют также и раздел с каталогом ресторанов — вероятно, на случай, если повар-любитель устанет колдовать на кухне и задумает познакомиться с делом рук коллег-профессионалов.

Подробный перечень московских ресторанов, кафе и баров есть в том числе на сайте «Вкусный Web» (www.scit.ru). Весь массив информации подан в виде таблицы, где, помимо названий и адресов заведений, указаны также тип кухни и цена ужина без спиртного. Несмотря на масштабы, для пользователя этот каталог не слишком удобен: поиск возможен лишь по алфавиту, однако приведенной в нем информации мало для того, чтобы принять однозначное решение в пользу того или иного заведения.

Впрочем, в целом «Вкусный Web» исполнен неплохо, и недостатки ресторанного каталога можно списать на то, что, с точки зрения хозяев сайта, эта информация — дополнительная.

Между тем рестораны — тема, требующая профессионального подхода и кропотливого труда, о чем недвусмысленно свидетельствуют любительские сайты. Например, безымянный автор ресурса, расположенного по адресу www.pubs.agava.ru, затеял нужное в принципе дело — взялся составить «черный список» ресторанов. Но не «потянул»: в рубрике фигурируют всего три заведения, хотя достойных претендентов на звание худших в столице сейчас несравнимо больше.

Как известно, на болоте и жаба — соловей. Появление любительских ресурсов на ресторанные темы — это прежде всего признак пока еще не удовлетворенного интереса публики. Очевидно, что рестораны в Интернете далеко пойдут, ведь для многих пользователей Сети уже сейчас посещение тематических ресурсов — самая простая и безболезненная возможность расширить свой ресторанный кругозор.

Далеко не каждый решится переступить порог не знакомого ему заведения, поскольку подобные эксперименты чреваты ущербом для кошелька и желудка или просто испорченным настроением. Между тем одна только публикация в Интернете меню с ценами снимает многие сомнения. А в целом, если умело воспользоваться возможностями Сети, то до потенциального клиента можно не только донести важную информацию о ресторане, но и передать самый дух заведения.

Дело встало за рестораторами, которые пока зачастую просто не понимают, сколь широкие перспективы по привлечению новых клиентов открывает пред ними Интернет. Видимо, многие из них вопреки отчетам социологов все еще верят, что пользователь Сети — неплатежеспособный подросток с воспаленными глазами, который три дня ничего не ел.

ПЛАТИТЬ ЗА ПРИСУТСТВИЕ В СЕТИ СОГЛАСНЫ НЕ МНОГИЕ

Сайт «Кулинар» (www.cooking.ru) создан по тому же принципу, что и «Вкусный Web»: здесь в основном представлены многочисленные рецепты и полезные советы для домохозяек и любителей вкусно поесть в домашних условиях. Однако к составлению своего ресторанного справочника разработчики «Кулинара» подошли куда более основательно.

Каталог включает почти тысячу московских заведений. В целом информация здесь примерно та же, что и на «Вкусном Web», однако функция расширенного поиска значительно повышает ее ценность. Посетители сайта могут искать ресторан исходя из средней стоимости ужина, по месторасположению, особенностям кухни и винной карты. Кроме того, можно подобрать заведения, предлагающие клиентам выездное обслуживание и доставку обедов в офис.

В отдельную категорию выделены заведения — участники клуба «Много.ру», предлагающие скидки от 5 до 25% владельцам одноименной карточки (ее можно получить бесплатно, оставив заявку прямо на сайте).

Есть на «Кулинаре» и ресторанный обзор — подробная статья о достопримечательностях отдельно взятого заведения. Однако выходят эти обзоры нечасто: в архиве лежит всего несколько материалов, а в последний раз рубрика обновлялась в декабре. Это, кстати, касается и других разделов «Кулинара»: судя по анонсам на заглавной странице, в конце марта там все еще готовились к встрече Нового года.

Такое положение дел чести «Кулинару» не делает: в отличие от нестареющих бабушкиных рецептов ресторанная жизнь на месте не стоит. Хороший ресторанный каталог нуждается в постоянном и оперативном обновлении. Именно этот принцип был принят на вооружение работниками сайта «Меню» (www.menu.ru).

«Меню» анонсирует себя как «центр ресторанной жизни Москвы», и, надо признать, небезосновательно. В его каталоге приведена информация о 1800 столичных ресторанах, кафе, барах и клубах, раздел новостей обновляется ежедневно, а функция расширенного поиска предусматривает массу частностей (например, даже желаемый стиль музыки). Кроме того, на сайте можно ознакомиться с меню некоторых ресторанов, забронировать столик в режиме онлайн или оставить заказ на проведение банкета (сотрудники «Меню» берутся сами подобрать оптимальное место исходя из заданных клиентом параметров).

«Меню» существует уже почти три года, однако именно сейчас вступил в пору расцвета. По словам менеджера по продажам Анны Харитоновой, ежедневно на сайт заходят около 3000 посетителей, причем около ста из них тут же делают бронь, а 5—10 человек заказывают банкет.

С рестораторами «Меню» сотрудничает как бесплатно, так и на коммерческой основе. Бесплатно на сайте можно разместить минимум сведений — адрес, кухня, наличие винной карты и т.п. Кроме того, «Меню» предлагает контракт на годовое обслуживание (по словам Анны Харитоновой, стоит это удовольствие «несколько сотен долларов», конкретизировать сумму она не стала). В стоимость входят размещение меню, возможность онлайнового заказа и регулярное упоминание заведения в новостях сайта и его ресторанном обзоре.

По словам г-жи Харитоновой, реагируют рестораторы на инициативы «Меню» по-разному. Некоторые, например, ни за что не хотят фигурировать в обзорах даже бесплатно (видимо, боятся, что о них «плохо напишут»), а другие, наоборот, просят сотрудников сайта не стесняться в критических замечаниях — чтобы было, над чем работать.

Передовых рестораторов, подписавшихся на платное обслуживание, сейчас всего 129 (это примерно 10-я часть всех представленных в каталоге заведений). Причем часть из них одновременно владеет собственными сайтами и сотрудничает с «Меню» для того, чтобы расширить свое присутствие в Сети. Другие пока только задумываются о создании своего ресурса и «прощупывают почву». Есть и такие, кто считает контракт с «Меню» альтернативой затратам на фирменный сайт.

НЕ СТУЛЬЯ КРАСЯТ РЕСТОРАН

Анна Харитонова утверждает, что многие рестораторы особенно ценят «Меню» за минималистичный дизайн — посетитель знакомится с информацией, не отвлекаясь на виртуальные «финтифлюшки». Однако на собственных сайтах московских ресторанов нередко прослеживается обратная тенденция — форма довлеет над содержанием.

Особенно преуспел в этом ресторан «Мефисто» (www.mephisto.ru), желающий, видимо, завлечь клиентов своими готическими интерьерами. Но из-за обилия картинок (и, вероятно, непрофессионализма дизайнера) пользование сайтом превратилось в изощренную пытку: чтобы попасть с главной страницы в рубрикатор, а потом перейти к меню ресторана, потребуется минут десять.

Судя по всему, рестораторы считают, что самое главное в их заведениях — это столы и стулья, и с удовольствием демонстрируют их публике на своих сайтах. Однако панорама пустых залов ресторана «Репортер» (www.reporter.ru), равно как и скатерть крупным планом, очень мало говорит о здешней атмосфере. Конечно, далеко не каждый клиент согласится красоваться в Интернете, однако у любого ресторана есть свои «друзья заведения», а также официанты и повара, чьи улыбающиеся лица могли бы предопределить выбор потенциального посетителя.

Сайт «Репортера» грешит также неудобной навигацией. А взятый здесь на вооружение метод завлечения посетителей вряд ли приемлем для уважаемого заведения: при переходе со страницы на страницу навязчиво выпадает плашка с предложением десятипроцентной скидки.

Заходящий на сайт того или иного ресторана посетитель движим прежде всего желанием получить максимум информации о заведении. И он вправе расценить отсутствие цен в меню, неработающую кнопку заказа столиков и новости годичной давности как знак неуважения и невнимания. Аналогичным образом может быть воспринята и информация на иностранном языке. Например, на сайте «Кафе дез артист» (www.artistico.ru) меню и прочие подробности приведены по-английски, а предваряющие каждую страницу эпиграфы – на русском. В итоге не понятно, кому все-таки адресован этот ресурс — русскоязычным клиентам или иностранцам.

Куда больше логики в действиях создателей сайта клуба «Борхаус» (www.boarhouse.ru), которые предлагают пользователю на выбор русскоязычную и английскую версии. Бывает и так, что ресурс, созданный изначально под ино- странцев, со временем перепрофилируется под местную аудиторию. Так, например, поступил ресторан «Стейк на камнях» (www.steakhouse.ru). Сотрудница этого заведения Ольга Гайдамак рассказывает, что прежний, англоязычный сайт (несмотря на отсутствие его рекламы) принес заведению немало новых клиентов, поэтому хозяева ресторана переделали его под более многочисленную российскую публику.

Хотя в ресторане не строят конкретных планов по привлечению публики через Интернет, здесь смогут очень точно оценить реальную отдачу от проекта: посетителям сайта предлагается распечатать купон на получение скидки и принести его с собой.

Вообще же рестораторам следует помнить, что в Интернете они действуют на территории конкурента и добиться здесь успеха можно лишь, следуя законам Сети. Вот, к примеру, в Англии это уже поняли. Владельцы лондонских пабов, обеспокоенные тем, что публика нередко предпочитает традиционному коллективному распитию пива вечер наедине с компьютером, решили одолеть врага его же оружием. В пабах установили камеры и транслируют происходящее в барах через Интернет в режиме онлайн. Хозяева питейных заведений надеются, что благодаря этому проекту хотя бы часть лондонцев сменит компьютерную «мышь» на старую добрую кружку пива.