Черный передел

Характерной особенностью 2000 года стал заметный рост производства в нефтяном секторе. Уже в июле общий объем добычи нефти составил 104,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, объем первичной переработки нефти — 105,0%. Значительно увеличилось производство бензина, дизельного топлива и мазута. Резко повысилась инвестиционная активность в отрасли.

В 2001 году крупные российские нефтяные компании демонстрируют стремление к росту и готовность работать над совершенствованием и приращением своих активов. Благоприятная конъюнктура цен на мировом нефтяном рынке делает этот процесс гораздо менее сложным и болезненным.

Большие компании по-прежнему поглощают мелкие. Начавшаяся еще в конце 2000 года консолидация нефтяных компаний продолжается. И еще гиганты нефтяной отрасли обратились к внутреннему рынку своей продукции, предполагающему продажу нефтепродуктов, а не сырой нефти.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Начало этому стремлению было положено несколько лет назад. Мировой нефтяной кризис отчетливо продемонстрировал выгоды вертикальной интеграции предприятий нефтедобычи и торговли нефтепродуктами. Однако ориентация коммерческой деятельности большинства российских предприятий на зарубежные рынки сырой нефти привела к ослаблению их позиций на внутреннем российском рынке нефтепродуктов. И уже тогда некоторые нефтяные компании обратили внимание на внутренний рынок. Большая гибкость в маневрировании ресурсами позволила им одновременно пользоваться выгодами внутреннего и внешнего рынка. Позднее активная работа на внутреннем рынке стала массовой.

Для российской нефтяной промышленности перенос акцентов с добычи и переработки нефти на самостоятельную реализацию оказался новым явлением. В западном мире экономическая ситуация давно ясна: максимум прибыли можно получить, торгуя продуктами нефтепереработки. Поэтому наши НК использовали коммерческий опыт и теоретические разработки передовых нефтяных компаний мира. Были созданы вертикально интегрированные компании (ВИНК), ориентированные на принцип «от скважины — до бензоколонки». В результате в России появились крупные нефтяные фирмы.

При создании ВИНК преследовались разные цели, но главными все же были создание компаний, способных конкурировать на мировом рынке, и обеспечение российских регионов нефтепродуктами. Территория страны была «поделена» между вертикально интегрированными НК.

На внутреннем рынке отечественные нефтяные гиганты стали конкурировать как между собой, так и с поставщиками из-за рубежа. Причем последние, предлагая на отечественном рынке нефтепродукты высокого качества, в своей коммерческой деятельности ориентируются на современные достижения в области маркетинга.

Концепция рыночного маркетинга ставит производство и сбыт продуктов, а также оказание услуг в прямую зависимость от запросов потребителей, детального изучения рынка, потребительских оценок ассортимента и качества. Именно к этому западные компании приспосабливают свою производственную и сбытовую стратегию, эффективно распределяя корпоративные ресурсы для достижения максимальной прибыли. Для российских предприятий эта область деятельности была совсем новой.

При этом доля иностранных нефтяных компаний на внутреннем российском рынке постоянно увеличивается. Эксперты считают, что с учетом затоваренности западного рынка количество иностранных поставщиков нефтепродуктов будет динамично расти.

ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

До лета прошлого года ситуация на внутреннем российском рынке нефтепродуктов была относительно спокойной. Крупные российские вертикально интегрированные нефтяные компании поделили между собой регионы, где конкурировали в основном с западными поставщиками. Небольшие отечественные нефтяные предприятия, ориентированные главным образом на экспорт сырой нефти, постепенно уступали «свои» сегменты рынка.

В июне 2000 года представители пяти крупнейших российских нефтяных компаний — «ЛУКОЙЛа», «ЮКОСа», «Сургутнефтегаза», ТНК и «СИДАНКО» — направили письмо в Минэнерго с просьбой освободить их от обязательных поставок нефти на внутренний рынок. Как известно, каждая компания обязана направлять строго определенную часть добытой нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы. Обязательное количество нефти для внутреннего рынка определяет Министерство топлива и энергетики (теперь — Министерство энергетики). Только после выполнения этой нормы компании получают право продавать нефть на внешнем рынке.

В своем письме представители нефтяных компаний отмечали, что с ноября 1999 года на внутреннем рынке сложился избыток нефтепродуктов. По данным нефтяников, 1 млн. тонн нефти является фактически «лишним». При этом в компаниях ссылались на то, что реализовать на внешнем рынке бензин гораздо труднее, чем сырую нефть. Поэтому им кажется справедливым, чтобы государство отказалось от практики определения обязательных поставок нефти на внутренний рынок.

Кроме того, нефтяники ссылались на законодательный акт, в котором говорится о тех товарах, которые могут быть подвержены квотированию. Из него следует, что государство может квотировать только тот товар, в котором рынок имеет «критический недостаток». Норму «критического недостатка» закон определяет в 20% потребностей рынка. Получается, что если рынок заполнен более чем на 80%, то подвергаться квотированию он не должен.

Аналитики говорили, что тогда нефтяные компании просто решили испытать нового министра энергетики Александра Гаврина на прочность. До этого им не удавалось добиться отмены норм поставок на внутренний рынок. Не удалось и в тот раз: государству отказ от контроля за рынком энергоресурсов невыгоден. Если это произойдет, то цены на нефтепродукты на внутреннем рынке быстро достигнут мировых, то есть многократно возрастут. А это неминуемо нанесет удар по отечественной промышленности.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

Но в начале весны 2001 года между отечественными нефтяными гигантами началась ожесточенная конкурентная борьба за внутренние рынки. Об этом еще два месяца назад предупреждала нефтяная компания «ЮКОС». Примечательно, что именно «ЮКОС» ее и начал: компания собралась продавать мазут по демпинговым ценам, чтобы захватить новые рынки сбыта.

Для начала экспансии была выбрана Ленинградская область. Результаты тендера на поставки мазута для муниципальных котельных Ленинградской области превзошли все ожидания местной администрации — цену на топливо удалось «сбить» на 30—40%. И если до сих пор естественным монополистом на рынке региона являлся «Сургутнефтегаз», владеющий единственным в регионе Киришским НПЗ «КИНЕФ», то по итогам тендера «ЮКОС» отобрал у него половину мазутного рынка Ленинградской области, который оценивается примерно в 300 тыс. тонн в год.

Известно, что муниципальные котельные Ленинградской области закупали у «КИНЕФа» мазут по цене от 2850 до 3100 руб. за тонну — цена достаточно высокая. При этом «Сургутнефтегаз» всегда требовал предоплаты, и это стало не выгодно властям области. Монополиста решено было потеснить, оставив пока «КИНЕФ» стратегическим партнером.

В начале марта областные власти провели конкурс на поставки мазута, в котором наряду с «КИНЕФом» приняли участие петербургские дилеры ряда вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Сам факт объявления тендера и заявление областных властей о том, что конкурсный отбор поставщиков топлива будет проводиться два раза в год, сказались на бюджете области положительно: «КИНЕФ», чтобы не потерять крупного оптового клиента, снизил свою цену на мазут до 2100 руб. за тонну. Но тут его опередила «Невка СПб» — дочерняя структура «ЮКОСа», работающая в регионе всего около года. Она предложила мазут по 1880 руб. за тонну.

Все же «КИНЕФ», несмотря на сравнительно высокую цену его мазута, пока остался среди поставщиков Ленинградской области. Это скорее всего связано с тем, что сроки поставки с Кришского завода минимальны и везти мазут из Поволжья (новый поставщик будет завозить в область мазут со своих НПЗ в Самарской области, а также из Уфы) в ближайшие к нему районы Ленинградской области не выгодно.

По результатам тендера «Невка СПб» и «КИНЕФ» получили по 50% заказов на поставки мазута для области. Договор с ними действителен до осени 2001 года, после чего будет объявлен новый тендер.

Аналитики говорят, что этим дело не закончится. Судя по всему, «ЮКОС» продолжит наступление на сегменты внутреннего рынка своих конкурентов. Вскоре в борьбу включатся и другие крупные российские нефтяные предприятия.